Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:20, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена такой теме, как механизм реализации функций государства. Изучение функций государства является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Ведь вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и, безусловно, практическое значение.
Введение
I. Понятие и классификация функций государства:
1. Понятие «функции государства»
2. Классификация функций государства
II. Механизм реализации функций государства
1. Понятие механизма реализации функций государства
2. Формы реализации функций государства
3. Методы реализации функций государства
4. Способы реализации функций государства
Заключение
Библиографический список
Организационные формы реализации функций государства заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не связанной с изданием юридических актов. Организационные формы имеют вспомогательное значение и призваны создать условия для обеспечения правовых форм деятельности. В то же время формы организационной, фактической деятельности, так или иначе, реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.
К организационным формам относятся:
Правовые и неправовые формы реализации государственных функций тесно связаны между собой. Эта связь проявляется в следующих вариантах:
Под методами осуществления функций государства понимают совокупность способов и приемов, с помощью которых органы государства реализуют его функции. При выполнении какой-либо функции государство использует соответствующие ей методы. Например, при осуществлении функции охраны правопорядка государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов — прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др. Проблема методов реализации права — это проблема формирования у граждан, должностных лиц, организаций мотивов к исполнению и соблюдению юридических норм.
Долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.
Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:
Возможно выделение и иных, кроме названных, методов осуществления функций государства, но перечисленные являются основными, определяющим образом воздействующими на функционирование государства.
В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является механизм государства. Механизм государства - это система взаимодействующих государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и осуществляются функции государства. Государственный механизм призван функционировать эффективно и бесперебойно, иначе решение насущных государственных задач не будет результативным, и государство станет слабеть. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.
Структура механизма государства включает в себя следующие основные элементы.
Государственный аппарат - часть механизма государства, представляющая совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Он является той организационной и материальной силой, с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов. Государственный аппарат представляет собой систему государственных органов взаимосвязанных друг с другом, целостность которых обеспечивается едиными целями и задачами. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества для управления общественными процессами. Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества. Так сегодня, с широким развитием идей демократии и правового государства, стало актуальным действие принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Об органах законодательной, исполнительной и судебной властей уже говорилось в вопросе о формах осуществления функций государства. На данном этапе хотелось бы добавить следующее.
Согласованность действий законодательных органов обеспечивается в результате принятия вышестоящими парламентами законов, обязательных и для нижестоящих представительных органов. Органы законодательной власти занимаются правотворческой деятельностью, о которой также уже говорилось выше. Отметим, что законодательные органы так или иначе выполняют все государственные функции (обеспечение народовластия, правоохранительная, социальная и т. д.) путём принятия нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в этих сферах.
В России во главе исполнительной власти стоит Председатель Правительства России, который назначает (по одобрению Президента) федеральных министров и руководителей федеральных служб и агентств. Эти органы занимаются непосредственной реализацией всех внутренних и внешних функций государства путем подзаконного правотворчества, административного правоприменения, выработки общей политики по конкретным направлениям (например, разработка экономических и социальных программ), организацией обороны государства, непосредственной работы с населением страны, в том числе и информационно-идеологической.
Органы судебной власти при рассмотрении конкретных дел не связаны иерархичным подчинением. Судебные органы в реализации функций государства имеют очень важное значение, так как они непосредственно осуществляют одну из важнейших его функций – правоохранительную, путём осуществления правосудия. Конституционный суд РФ своей деятельностью так же осуществляет защиту конституционного строя России.
Учреждения государства - государственные организации, не обладающие властными полномочиями, осуществляющие практическую деятельность по выполнению функций государства, реализуя на практике предписания властных органов в различных сферах - культура, здравоохранение, образование и пр. К ним относят учебные заведения и библиотеки, больницы и санатории, клубы по интересам и другие воспитательные учреждения и пр.
Чаще всего эти учреждения учувствуют в выполнении социальной и культурно-воспитательной (информационно-идеологической) функций. Очень часто учреждения государства участвуют в реализации сразу нескольких функций. В частности, учреждения образования всех уровней (дошкольного, начального, среднего, высшего) своей работой реализуют право граждан на образование (социальная функция), при этом осуществляя информационно-идеологическую работу с учащимися (например, прививание высокой правовой культуры в юридических ВУЗах).
Предприятия государства, которые также не обладают властными полномочиями, учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности государства в целях производства продукции, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества (промышленность, сфера обслуживания и пр.)
Данное звено механизма государства участвует в выполнении, как правило, экономической функции государства, а так же функции обороны страны. Государство владеет большей частью оборонно-промышленных предприятий, объектами энергетического комплекса, транспортной инфраструктуры и т. п. Эти предприятия играют огромную роль в экономике страны, так как, с одной стороны, они, безусловно, позволяют пополнять бюджет государства, давать развитие всего экономического потенциала страны. С другой стороны, имеют стратегическое значение для государства, так как без этих объектов государство перестает быть жизнеспособной структурой.
Как уже отмечалось, работа государственных организаций, составляющих механизм государства, тесно взаимосвязана, и от качества этой взаимосвязи зависит эффективность решения поставленных перед обществом и государством задач. Так, принятые законодательной властью законы, реализуются органами исполнительной власти - Правительством, отраслевыми Министерствами (например, Министерством образования), путем принятия Постановлений, Приказов во исполнение нового Закона. В свою очередь, Государственные учреждения (например, школы, ВУЗы), которые, как отмечалось, не обладая властными полномочиями, осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах (в нашем случае образования), получив необходимые разъяснения от соответствующего Министерства, строят свою работу на основании положений нового закона. И в ходе реального исполнения нормативно-правовых актов возникает процесс обратного взаимодействия – происходит проверка эффективности принятых норм, в результате чего могут быть приняты дополнительные разъяснения и инструкции для более эффективного осуществления поставленной цели, а может быть даже приостановлено действие нормативного акта для его доработки с учетом выявленных недостатков.
Заключение
Таким
образом, на основании всего
Существует
много подходов к классификации
функций государства, но наиболее распространенной
является классификация в зависимости
от политической направленности, согласно
которой функции делятся на внутренние
и внешние. Основными внутренними функциями
являются экономическая, социальная, правоохранительная,
культурно-воспитательная (информационно-идеологическая)