Механизм реализации функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена такой теме, как механизм реализации функций государства. Изучение функций государства является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Ведь вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и, безусловно, практическое значение.

Содержание

Введение
I. Понятие и классификация функций государства:
1. Понятие «функции государства»
2. Классификация функций государства
II. Механизм реализации функций государства
1. Понятие механизма реализации функций государства
2. Формы реализации функций государства
3. Методы реализации функций государства
4. Способы реализации функций государства
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Механизм реализации функций государства.doc

— 160.00 Кб (Скачать)
align="justify">     Неправовые (организационные) формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия.

     Организационные формы реализации функций государства заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не связанной с изданием юридических актов. Организационные формы имеют вспомогательное значение и призваны создать условия для обеспечения правовых форм деятельности. В то же время формы организационной, фактической деятельности, так или иначе, реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.

     К организационным формам относятся:

  1. организационно-регламентирующая - текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.Данная форма наиболее важна для политической сферы государственной жизни, особенно для нормотворческого процесса;
  2. организационно-хозяйственная - оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д. Эта форма наиболее близка деятельности тех органов, которые связаны с экономикой страны: Центральному банку, казначейству и т. п.;
  3. организационно-идеологическая - повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр. Здесь важную роль играют СМИ и Интернет (средства массовой информации), так как на сегодняшний день они являются наиболее распространенными и доступными каналами информационно-идеологического воздействия на население, в том числе и со стороны государства.

     Правовые  и неправовые формы реализации государственных  функций тесно связаны между  собой. Эта связь проявляется  в следующих вариантах:

  • неправовые формы предшествуют правовым, обеспечивают возможность их использования (например, сбор, обработка, анализ информации, разработка на этой основе предложений предшествуют принятию законов и иных нормативных актов);
  • неправовые формы могут реализовываться посредством их закрепления в нормативных актах, приобретая правовую форму (например, финансовый план принимает форму закона о бюджете);
  • реализация правовых актов обеспечивается посредством организационных мероприятий (доведение до исполнителей, инспектирование, кадровая работа и т.д.).
  1. Методы реализации функций государства

     Под методами осуществления функций  государства понимают совокупность способов и приемов, с помощью  которых органы государства реализуют  его функции. При выполнении какой-либо функции государство использует соответствующие ей методы. Например, при осуществлении функции охраны правопорядка государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов — прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др. Проблема методов реализации права — это проблема формирования у граждан, должностных лиц, организаций мотивов к исполнению и соблюдению юридических норм.

     Долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

     Можно назвать следующие укрупненные  группы методов, с помощью которых  государство осуществляет свои функции:

  1. метод нормативного правового регулирования – выражается в издании общеобязательных норм поведения, поддерживаемых и охраняемых государством;
  2. метод принуждения– использование в пределах правовых предписаний средств государственного воздействия в отношении физических лиц и организаций, допустивших нарушения требований законности. Метод заключается в привлечении к юридической ответственности при нарушении норм права. Здесь необходимо отметить, что юридическая ответственность, как метод принуждения, наступает только в рамках, предусмотренных законом. Это значит, что государство, принуждая исполнять законодательно закрепленные нормы, само должно руководствоваться законом - именно этот принцип лежит в основе идеи правового государства;
  3. метод убеждения – такие специфические средства, посредством которых властвующий субъект воздействует на общественное или индивидуальное сознание, способствует его формированию (обоснование, объяснение, обсуждение, демонстрация определенного примера и др.). Этот метод используется для убеждения граждан в справедливости требований государства, выраженных в законах, и добровольного их выполнения. Для достижения этой цели государство должно вести открытый диалог с обществом, разъясняя какие задачи и проблемы стоят перед ним, и какими путями предполагается их решить; разъясняя необходимость принятия тех или иных законов, и обеспечивая возможность участия граждан в обсуждении и реальном влиянии на их принятие. Широкое применение этого метода должно способствовать развитию политического и общественного самосознания граждан, активной гражданской позиции, осознания ответственности как государства перед обществом, так и общества перед государством;
  4. метод рекомендаций, т.е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства;
  5. метод поощрения – средства, побуждающие определенных лиц следовать тому или иному варианту поведения путем использования стимулирующих (моральных или материальных) средств;
  6. метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д. Так, в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться не только федеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области;
  7. методы надзора и контроля. Осуществляют такой контроль специальные государственные структуры, такие как прокуратура, налоговая инспекция, Счетная палата и пр. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество. И снова следует отметить, что деятельность этих структур также строго регламентирована Законом, что должно способствовать исключению произвола в их действиях. Хотелось бы особенно отметить прокурорский надзор, т. е. деятельность прокурора, направленная на соблюдение Конституции РФ и других законов, действующих на территории РФ всеми субъектами права, так как он играет одну из важнейших ролей в выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечения законности и правопорядка.
  8. метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков и т.д. Информационное влияние формирует информационное поле вокруг отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и государственных деятелей. Посредством информационного влияния возможно ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить их.

     Возможно  выделение и иных, кроме названных, методов осуществления функций государства, но перечисленные являются основными, определяющим образом воздействующими на функционирование государства.

  1. Способы реализации функций государства

     В функциональную характеристику государства  входит и рассмотрение тех способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является механизм государства. Механизм государства - это система взаимодействующих государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и осуществляются функции государства. Государственный механизм призван функционировать эффективно и бесперебойно, иначе решение насущных государственных задач не будет результативным, и государство станет слабеть. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.

     Структура механизма государства включает в себя следующие основные элементы.

     Государственный аппарат - часть механизма государства, представляющая совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Он является той организационной и материальной силой, с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов. Государственный аппарат представляет собой систему государственных органов взаимосвязанных друг с другом, целостность которых обеспечивается едиными целями и задачами. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества для управления общественными процессами. Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества. Так сегодня, с широким развитием идей демократии и правового государства, стало актуальным действие принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

     Об  органах законодательной, исполнительной и судебной властей уже говорилось в вопросе о формах осуществления функций государства. На данном этапе хотелось бы добавить следующее.

     Согласованность действий законодательных органов обеспечивается в результате принятия вышестоящими парламентами законов, обязательных и для нижестоящих представительных органов. Органы законодательной власти занимаются правотворческой деятельностью, о которой также уже говорилось выше. Отметим, что законодательные органы так или иначе выполняют все государственные функции (обеспечение народовластия, правоохранительная, социальная и т. д.) путём принятия нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в этих сферах.

     В России во главе исполнительной власти стоит Председатель Правительства  России, который назначает (по одобрению  Президента) федеральных министров  и руководителей федеральных служб и агентств. Эти органы занимаются непосредственной реализацией всех внутренних и внешних функций государства путем подзаконного правотворчества, административного правоприменения, выработки общей политики по конкретным направлениям (например, разработка экономических и социальных программ), организацией обороны государства, непосредственной работы с населением страны, в том числе и информационно-идеологической.

     Органы судебной власти при рассмотрении конкретных дел не связаны иерархичным подчинением. Судебные органы в реализации функций государства имеют очень важное значение, так как они непосредственно осуществляют одну из важнейших его функций – правоохранительную, путём осуществления правосудия. Конституционный суд РФ своей деятельностью так же осуществляет защиту конституционного строя России.

     Учреждения  государства - государственные организации, не обладающие властными полномочиями, осуществляющие практическую деятельность по выполнению функций государства, реализуя на практике предписания властных органов в различных сферах - культура, здравоохранение, образование и пр. К ним относят учебные заведения и библиотеки, больницы и санатории, клубы по интересам и другие воспитательные учреждения и пр.

     Чаще  всего эти учреждения учувствуют в выполнении социальной и культурно-воспитательной (информационно-идеологической) функций. Очень часто учреждения государства участвуют в реализации сразу нескольких функций. В частности, учреждения образования всех уровней (дошкольного, начального, среднего, высшего) своей работой реализуют право граждан на образование (социальная функция), при этом осуществляя информационно-идеологическую работу с учащимися (например, прививание высокой правовой культуры в юридических ВУЗах).

     Предприятия государства, которые также не обладают властными полномочиями, учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности государства в целях производства продукции, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества (промышленность, сфера обслуживания и пр.)

     Данное  звено механизма государства участвует в выполнении, как правило, экономической функции государства, а так же функции обороны страны. Государство владеет большей частью оборонно-промышленных предприятий, объектами энергетического комплекса, транспортной инфраструктуры и т. п. Эти предприятия играют огромную роль в экономике страны, так как, с одной стороны, они, безусловно, позволяют пополнять бюджет государства, давать развитие всего экономического потенциала страны. С другой стороны, имеют стратегическое значение для государства, так как без этих объектов государство перестает быть жизнеспособной структурой.

     Как уже отмечалось, работа государственных  организаций, составляющих механизм государства, тесно взаимосвязана, и от качества этой взаимосвязи зависит эффективность решения поставленных перед обществом и государством задач. Так, принятые законодательной властью законы, реализуются органами исполнительной власти - Правительством, отраслевыми Министерствами (например, Министерством образования), путем принятия Постановлений, Приказов во исполнение нового Закона. В свою очередь, Государственные учреждения (например, школы, ВУЗы), которые, как отмечалось, не обладая властными полномочиями, осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах (в нашем случае образования), получив необходимые разъяснения от соответствующего Министерства, строят свою работу на основании положений нового закона. И в ходе реального исполнения нормативно-правовых актов возникает процесс обратного взаимодействия – происходит проверка эффективности принятых норм, в результате чего могут быть приняты дополнительные разъяснения и инструкции для более эффективного осуществления поставленной цели, а может быть даже приостановлено действие нормативного акта для его доработки с учетом выявленных недостатков.

 

Заключение

     Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы. Государство возникает для решения определенных поставленных перед ним задач, которые разрешаются им в процессе своей деятельности. Основные направления деятельности государства - это его функции. Таким образом функции государства представляют собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом. Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции.

     Существует  много подходов к классификации  функций государства, но наиболее распространенной является классификация в зависимости от политической направленности, согласно которой функции делятся на внутренние и внешние. Основными внутренними функциями являются экономическая, социальная, правоохранительная, культурно-воспитательная (информационно-идеологическая), экологическая и политическая функции. К внешним функциям относятся функция обороны страны, поддержки международных связей, участия в решении глобальных проблем современности.

Информация о работе Механизм реализации функций государства