Механизм реализации функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена такой теме, как механизм реализации функций государства. Изучение функций государства является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Ведь вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и, безусловно, практическое значение.

Содержание

Введение
I. Понятие и классификация функций государства:
1. Понятие «функции государства»
2. Классификация функций государства
II. Механизм реализации функций государства
1. Понятие механизма реализации функций государства
2. Формы реализации функций государства
3. Методы реализации функций государства
4. Способы реализации функций государства
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Механизм реализации функций государства.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Российская  Федерация также позиционирует себя как социальное государство: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом».5 Политика российского правительства в социальной сфере включает в себя все выше перечисленные формы. В частности, государственная поддержка науки, образования, культуры и здравоохранения выражается во всякого рода финансовых вливаниях, программах развития, Национальных проектах «Здоровье», «Образование», программах «Доступное жильё» и пр.

     Правоохранительная  функция заключается в деятельности государства, направленной на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества. Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству возвел в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. На сегодняшний день в нашем государстве ведётся активная работа по реформированию системы правоохранительных органов (принятие ФЗ «О полиции»), судебных органов, совершенствование законодательной базы (внесение поправок в действующие законы и принятие новых) и пр.

     Культурно – воспитательную (информационно-идеологическую) функцию сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т. д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек. Большое значение имеет правовое воспитание. Правовую основу осуществления данной функции составляют Основы законодательства РФ о культуре. Закон РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), указы Президента Российской Федерации «О государственной поддержке Российского фонда культуры», «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений РФ» и др.

     Экологическая функция обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды. Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.

     Политическая  функция (функция  обеспечения народовластия). Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум. Содержание данной функции составляют правотворчество, обеспечение государственного суверенитета, официальное представительство общества, защита конституционного строя.

     К внешним функциям государства относятся следующие функции.

     Оборона страны. Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют вооруженные силы.

     «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом».6 Согласно этому закону все мужчины - граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Современная обстановка в мире заставляет пересмотреть структуру Вооруженных Сил РФ. В связи с этим происходит их реформирование. Вместе с тем защитить себя в одиночку в современных условиях практически невозможно. Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности государств, т.е. организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность возникновения войн.

     Поддержка международных связей – есть интерес каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, ОДКБ, ШОС, АСЕАН и т. д.). Для России эта функция, в первую очередь, выражается в интеграции в мировое сообщество. Именно этот процесс существенно изменил ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях.

     Функция участия в решении  глобальных проблем  современности появилась в постконфронтационный период отношений между государствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений глобальных проблем человечества, к которым относится, например, крупные экологические катастрофы, которые перерастают территориальные пределы одного государства. Сотрудничество государств в этой сфере позволяет предупреждать промышленные аварии; обеспечивать готовность к чрезвычайным ситуациям и раннее оповещение о них; снижать серьезные последствия катастроф.

 

  1. Механизм реализации функций государства
  1. Понятие механизма реализации функций государства

     Деятельность  государства широка и многообразна с момента возникновения и  до настоящих дней задачи государства  не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные. В будущем будут  возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

     Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами. Совокупность форм, методов и способов реализации государством своих функций, их система, составляют механизм реализации функций государства.

     Таким образом, в этом механизме можно  выделить три главных составляющих:

  • Формы реализации функций государства;
  • Методы реализации функций государства;
  • Способы реализации функций государства.
  1. Формы реализации функций государства

     Формой  осуществления функций государства называют деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Различаются правовые и неправовые (организационные) формы реализации функций государства. Деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные не означает умаления или тем более отрицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни.

     В правовых формах отражаются связь государства  и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства – правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

     Правотворческая форма - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

     Наличие и виды правотворческих органов  зависят от формы правления государства. В частности, в абсолютно монархических  государствах, высшим правотворческим органом является монарх – без его официального одобрения ни один закон на территории государства не может вступить в силу. В государствах, где существует ограниченная монархия, а так же в республиках существуют специальные правотворческие органы (парламенты), которые формируются путём выборов. В различных государствах разные парламенты, например, в США – двухпалатный Конгресс, в Украине – однопалатная Верховная Рада. В Российской Федерации парламентом является Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации7. Порядок формирования этих палат парламента регулируется Конституцией РФ и Федеральным законом Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; порядок деятельности – Конституцией РФ, а так же регламентами обеих палат. На уровне субъектов Российской Федерации правотворческой деятельностью занимаются законодательные органы данного субъекта (например, Законодательная Дума Хабаровского Края или Московская Городская Дума). Круг вопросов, находящихся в компетенции данных органов, порядок их работы определены Конституцией России, Основными законами субъектов федерации, а так же регламентами работы региональных парламентов.

     Правоисполнительная форма - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность).

     Касаясь вопроса правоисполнительных органов  того или иного государства, также  следует учитывать форму правления  и форму государственного устройства. При абсолютной монархии – исполнительная власть находится у монарха, который, как правило, выполняет данную функцию при помощи ближайших советников, назначаемых им же. В государствах, где существует ограниченная монархия данную функцию, как правило, выполняет формируемое парламентом и ответственное перед ним же правительство, при это функции монарха, по сути дела, сводятся к чисто формальным процедурам (классический пример такого государства – Великобритания).

     При парламентской республике правительство  также формируется парламентом и ответственно перед ним. В президентской республике правительство формирует президент, он же является его главой (США). В республике парламентско-президентского типа (смешанная республика) правительство формируется совместно парламентом и президентом, при этом существует отдельная должность председателя правительства (премьер-министра). К таковому государству относится и Россия: Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Государственной Думы8. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров9. На уровне субъектов федерации исполнительную власть осуществляют правительства субъектов федерации во главе с губернаторами, президентами республик и т. п.

     Правоохранительная  форма - государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

     Органы, осуществляющие данный вид государственной деятельности, весьма разнообразны. В различных государствах существуют разные правоохранительные органы. Применительно к нашей стране, можно назвать различные органы исполнительной власти (например, полиция, Федеральная Служба Исполнения Наказаний, Федеральное агентство по надзору в сфере печати и массовых коммуникаций и т. п.), Прокуратура РФ, Следственный Комитет России, Федеральная Служба Безопасности и т. д. Особое место среди этих органов занимают суды. Органы судебной власти в России имеют следующую структуру: федеральные суды (Конституционный Суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, суды субъектов РФ, Уставные суды субъектов РФ, Федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, районные суды (суды городских округов), суды сельских и городских поселений) и мировые суды. Значение суда в современном обществе очень велико. Без него невозможно представить защиту прав человека и разбор спорных ситуаций. Он выступает своеобразным арбитром между сторонами в гражданском споре и карает виновных в уголовном процессе. Право на судебную защиту является одним из основных у человека, позволяет отстоять нарушенные права и свободы.

Информация о работе Механизм реализации функций государства