Механизм правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы обусловлена тем, что правовое регулирование в российском обществе — важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества. Но правовое регулирование может выполнить свои задачи лишь в том случае, если опирается на объективную реальность, учитывает действительное положение дел.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и характеристика механизма правового регулирования 5
1.1. Правовые средства: понятие и виды 5
1.2 Понятие механизма правового регулирования 10
3. Структура механизма правового регулирования 21
4.Соотношение правового регулирования и правового воздействия 27
5. Пределы и эффективность правового регулирования 30
Заключение 33
Список использованной литературы: 35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных  нормами права. Он не реализует при  этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъекта, а также от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий к их удовлетворению.18

     При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворить  интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставить им препятствий в какой - либо форме.

     При использовании субъект получает благо, ценность, удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц.

     Названная стадия процесса правового регулирования  отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как акты реализации прав и обязанностей.

     Пятая стадия является факультативной. Она  вступает в действие тогда, когда  беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.19

     С точки зрения содержания препятствием здесь, как и при первой причине (что рассматривалось при анализе  оперативно - исполнительной правоприменительной деятельности), будет являться неудовлетворение личных интересов субъектом, а также общественных интересов в охране и защите. С формально-правовой же точки зрения препятствия различаются: если в первом случае в качестве препятствия выступает отсутствие решающего юридического факта, то во втором, — напротив, его наступление.

     Е. Г. Лукьянова выделяет процессуально-правовой механизм как элемент общего механизма правового регулирования, который вступает в действие на некоторых этапах общего правового регулирования, в случаях возникновения препятствий нормальной реализации правовых норм и имеет охранительную направленность. Она считает, что процессуально-правовой механизм- это динамическая система правовых средств, при помощи которой упорядочивается охранительная деятельность уполномоченных органов в области юрисдикционного правоприменения. Е. Г. Лукьянова выделяет основные элементы процессуально-правового механизма, это:

1) нормы  процессуального права;

2) юридические  факты, опосредующие процессуальные  правоотношения, или процессуальная  фактическая система;

3) процессуальные  правоотношения (юридический процесс).

     Процессуально-правовой механизм обладает рядом особенностей, исследование которых является перспективной  задачей правовой науки.

     Научная разработка проблемы процессуально-правового  механизма способствовала бы повышению  эффективности процессуального регулирования общественных отношений, укреплению и развитию механизма защиты прав и свобод граждан и организаций.

     Таким образом, полное изучение структуры  механизма правового регулирования, уяснение его элементов и их роли в механизме правового регулирования — важный шаг к правильной и эффективной реализации норм права

4.Соотношение правового регулирования и правового воздействия

 

     В юридической литературе, как научной, так и учебной, встречаются разные определения правового регулирования (регулирования, осуществляемого позитивным правом). Однако принципиальных различий между этими определениями, думается, нет. Все они акцентируют внимание на том, что правовое регулирование — это определенное воздействие на общественные отношения, которое осуществляется при помощи правовых (юридических) средств и имеет своей целью упорядочение данных отношений. В этой связи правовому регулированию можно дать следующее определение. Правовое регулирование — это осуществляемое при помощи норм позитивного права и других правовых средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.

     Отталкиваясь  от этого определения, представляется возможным выделить пять основных признаков правового регулирования.

     Во-первых, правовое регулирование — это  один из видов социального регулирования, т.е. регулирования, существующего в  обществе и связанного с упорядочением  общественных отношений. Социальное регулирование осуществляется разными регуляторами, среди которых первостепенную роль играют социальные нормы — право, мораль, обычаи и т.д. Право — один из важнейших социальных регуляторов в условиях государственно организованного общества, вследствие чего и правовое регулирование — один из важнейших видов социального регулирования.

     Во-вторых, правовое регулирование — это  в основе своей государственное  регулирование, поскольку позитивное право устанавливается или санкционируется  государством и, следовательно, является государственным регулятором общественных отношений. Тот факт, что в ряде случаев нормы позитивного права могут устанавливаться негосударственными органами и организациями или непосредственно народом, не меняет существа дела, так как негосударственные органы и организации, а также народ устанавливают нормы позитивного права с согласия или прямого разрешения (санкции) государства.

     В-третьих, правовое регулирование — это  определенное воздействие на общественные отношения. Право, регулируя общественные отношения, известным образом воздействует на них, в связи с чем правовое регулирование рассматривается в юридической науке обычно в качестве одной из форм воздействия права на общественные отношения.

     В-четвертых, правовое регулирование — это  воздействие на общественные отношения, осуществляемое при помощи норм позитивного права и других правовых средств. Нормы права и другие правовые средства в совокупности составляют механизм правового регулирования, о котором более подробно мы поговорим при освещении последнего вопроса темы.

     В-пятых, правовое регулирование — это  такое воздействие на общественные отношения, которое имеет своей  целью их упорядочение. Регулировать — значит упорядочивать, приводить  в систему. Вследствие этого правовое регулирование есть не что иное, как целенаправленное воздействие на общественные отношения, в результате которого они приводятся в систему и в обществе создается определенный порядок.

     Правовое  регулирование как определенное воздействие права на общественные отношения не следует отождествлять с правовым воздействием. На этой точке зрения стоит большинство российских исследователей. Правовое воздействие принято определять как понятие, охватывающее все направления и формы влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. В связи с этим правовое регулирование считается понятием более узким, чем правовое воздействие, и рассматривается в качестве одной из форм правового воздействия.

     Подобный  подход к пониманию правового  воздействия и его соотношению  с правовым регулированием представляется вполне обоснованным, поскольку роль права в общественной жизни не сводится только к регулированию общественных отношений, хотя это является главным.

5. Пределы и эффективность правового регулирования

 

     Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже  правовому,  пределы такого  регулирования  должны  быть  чётко   обозначены.   Если   этого   не происходит, то возможны следующие ситуации: Существует концепция "государства - ночного сторожа", такое государство регулирует лишь наиболее  важные  общественные  отношения,  вследствие  чего сфера правового регулирования оказывается сильно зауженной,  отсюда  хаос  и произвол в нерегулируемых сферах жизни.

     Если  же  ситуация  складывается   наоборот,   т.е.   сфера   правового регулирования  слишком  расширена,  то  уже ничто иное,  как тоталитарное

государство  (которое  контролирует  каждый  шаг  своих   граждан),   отсюда

социальная  пассивность граждан.

     В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ определения пределов правового регулирования:

     В  сферу  правового  регулирования  должны  входить  лишь  общественные отношения, которые обладают определёнными признаками:

а) это  отношения, в которых заключены  как индивидуальные интересы  общества, так и интересы общесоциальные;

б) в  этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый  из которых идёт на  какое-то  ущемление  своих  интересов  ради  удовлетворения интересов другого;

в)  эти  отношения  строятся  на  основе  согласия  выполнять   определённые правила, признания обязательности этих правил;

г)  эти  отношения  требуют  соблюдения   правил,   обязательность   которых подкреплена достаточно действенной силой. Практика  показала,  что  в  сферу правового  регулирования   входят   три   группы   общественных   отношений, отвечающих перечисленным признакам:

- Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными).

-   Отношения по властному управлению обществом.

-    Отношения по обеспечению правопорядка.

-   Сфера правового регулирования  определяется  с  позиции  возможного  и

необходимого  правового регулирования.

     Определяется  верхняя и нижняя  граница.  Верхняя  граница  -  возможный предел правового регулирования.  Нижняя  граница  -  определяется  важностью общественных отношений для государства и общества.20

     Эффективность механизма правового регулирования.

     Под эффективностью правового регулирования  подразумевается  соотношение между результатом правового регулирования и  стоящей  перед  ним  целью.21

Целями  механизма правового регулирования являются следующие:

     Во  – первых это совершенствование  правотворчества. В  этом  процессе  в

правовых  нормах  наиболее  полно   выражаются   общественные   интересы   и

закономерности, в рамках которых они будут  функционировать.

     Необходимо  создать  такое   положение,   с   помощью   юридических   и

информационно-психологических  средств,  когда  соблюдение   закона   станет

выгоднее  его  нарушения.  Также  нужно  повысить  уровень   вероятности   в достижении  ценности   и   значительно   снизить   уровень   вероятности   в установлении препятствий этому процессу.

     Следующей, не  менее  значительной,  целью  является  совершенствование правоприменения,  которая  дополняет   действенность   механизма   правового регулирования.

     За  счет актов правоприменения, которые в нужный момент  подключаются  к нормативному  регулированию,   идет   процесс   наибольшего   удовлетворения интересов.

     Функционирование  нормативного регулирования  и  правоприменения  вместе просто необходимо, так как взятые отдельно эти элементы начинают  показывать уязвимые места: нормативное регулирование без усмотрения  перевоплощается  в формализм, а правоприменение без общих правил – в произвол.  Именно  поэтому механизм правового регулирования обязан взаимосвязывать  различные  правовые средства, представляющие разные виды правового регулирования,  который  дает управленческому процессу дополнительные возможности.

     Наилучшее сочетание различных управленческих методов в одном  механизме придает ему гибкость и универсальность,  снижает  сбои  и остановки в его функционировании. От  лучшего  выбора  правовых  средств  в  конечном  счете зависит достижение целей правового регулирования, а значит  и  эффективность права в  целом.  Но  любой  неверный  выбор  юридических  средств,  приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования приводит к  сбоям  в реализации права, торможению правового эффекта.

Информация о работе Механизм правового регулирования