Механизм правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы обусловлена тем, что правовое регулирование в российском обществе — важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества. Но правовое регулирование может выполнить свои задачи лишь в том случае, если опирается на объективную реальность, учитывает действительное положение дел.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и характеристика механизма правового регулирования 5
1.1. Правовые средства: понятие и виды 5
1.2 Понятие механизма правового регулирования 10
3. Структура механизма правового регулирования 21
4.Соотношение правового регулирования и правового воздействия 27
5. Пределы и эффективность правового регулирования 30
Заключение 33
Список использованной литературы: 35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     Подытоживая сказанное, можно выделить признаки правовых средств:

1)  выражают  собой  юридические  способы   обеспечения  интересов  субъектов    права;

2) сочетаясь  определенным  образом,  они   выступают  основными  «работающими   частями» действия права, правового регулирования, правовых режимов;

3) имеют  юридическую силу и поддерживаются  государство.

     Таким   образом,   правовые   средства   –   это   объективированные субстанциональные правовые явления,  обладающие  фиксированными  свойствами, которые позволяют реализовать потенциал права, его силу.

     В зависимости от  отраслевой  принадлежности  правовые  средства  могут быть   конституционными,   гражданскими,   административными   и   т.п.;   в зависимости  от характера – материальными и процессуальными;  в  зависимости от функциональной роли – регулятивными и охранительными;  в  зависимости  от информационно-психологической направленности   (чьим   интересам   отдается предпочтение)   –   стимулирующими   (поощрения,   льготы,   дозволения)   и ограничивающими (наказания, запреты, обязанности).

1.2 Понятие механизма  правового регулирования

 

     Изучение  механизма правового регулирования занимает ученых длительное время. Значительный интерес для разработки этой проблемы имели труды С. С. Алексеева, в частности его монографии «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве» и «Теория права», где отмечалось, что категория «механизм правового регулирования» определена в теории государства и права для показа момента движения, функционирования правовой формы. Но со временем категория «механизм правового регулирования» стала употребляться и в другом назначении, как «механизм правотворчества», «юридический механизм управления» и т.д.

     По  мнению И. П. Слободянюк, Е. В. Макагон, в  настоящее время понятие «механизм  правового регулирования» применяется  как способ функционирования и система  средств воздействия, как юридическая  надстройка в системном «работающем» виде5.

     Понятие «механизм правового регулирования» производно от понятия правового  регулирования.

     С. С. Алексеев определяет правовое регулирование  как осуществляемое при помощи системы  правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.6 Как видно, С. С. Алексеев определяет правовое регулирование через правовое воздействие. Однако не всякое правовое воздействие составляет механизм правового регулирования. Понятие механизма правового регулирования уже понятия механизма правового воздействия. Понятие «Воздействие» по объему более широкое, чем «регулирование», замечает М. Н. Марченко, ибо воздействие включает как регулирование с помощью определенной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей.7 С. А. Комаров включает в механизм правового воздействия наряду с механизмом правового регулирования правовое сознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс.8 Отличие правового воздействия от правового регулирования состоит в том, что правовое воздействие является частью социального воздействия. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

     Особенность правового регулирования заключается  в осуществлении государством посредством  издания общеобязательных норм поведения. Здесь проявляется искусство  правотворческих органов, их умение учитывать реальные возможности  и предвидеть наступающие последствия.

     «Однако уровень механизма правового  регулирования зависит не только от состояния законодательства, —  считает А.И, Бобылев. — Важно  и реализовать на практике принятые законы. Поэтому остро встает вопрос о механизме реализации норм права».9 По нашему мнению, — это одна из насущных проблем Российского права, в решении которой должен быть заинтересован каждый член общества.

     А. В. Малько указывает, что цель механизма  правового регулирования — обеспечение  беспрепятственного движения интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантированность их справедливого удовлетворения. Исходя из этого, он определяет механизм правового регулирования как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.10

     В. Н. Хропанюк более кратко дает понятие  механизма правового регулирования  — это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений  в соответствии с целями и задачами правового государства.11

     Анализируя  сказанное, по нашему мнению, для механизма  правового регулирования понимается совокупность правовых средств, взятая в единстве, с помощью которых  государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения в желаемом для него направлении.

     В механизме правового регулирования  С. С. Алексеев выделяет структуру правового  регулирования, которая характеризуется, прежде всего, методами и способами  регулирования. Каждой отрасли права  присущ свой метод или сочетание методов правового регулирования. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия: 1) метод децентрализованного регулирования, построенный на координации целей и интересов в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частноправового характера; 2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками общественных отношений и используемый в публично - правовых

отраслях. Способы правового регулирования — пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других элементах правовой системы. С.С Алексеев выделяет следующие способы правового регулирования: а) дозволение — предоставление лицам права на свои собственные активные действия; б) запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; в) позитивное обязывание — возложение на лиц обязанности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.).12

     В. В. Лазарев называет те же способы правового регулирования, но несколько в иной последовательности: а) позитивное обязывание; б) дозволение; в) запрещение. Притом он уточняет, что метод — это совокупность юридических способов правового регулирования, а способы — это своего рода «строительный материал», «юридическое вещество» составляющее метод.13

     Следовательно, процесс правового регулирования  в каждом конкретном случае различен — в зависимости от выполнения правовых обязанностей — добровольно  или под принуждением.

     Существенное  значение для понимания правового регулирования имеет его предмет или сфера правового регулирования.

     Предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей природе, могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. В сферу правового регулирования входят различные группы общественных отношений: 1) отношения людей по обмену ценностями; 2) отношения по властному управлению обществом; 3) отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух вышеуказанных сферах. Сфера правового регулирования не является неизменной и постоянной, она может расширяться за счет появления новых отношений (отношения в сфере экологии) или статься за счет отказа от использования права в тех или иных областях общественных отношений. От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а отсюда и особенности структуры права. Ими могут быть имущественные, земельные, управленческие, организационные и др. отношения. В. В. Лазарев уточняет вопрос о сфере и пределах правового регулирования. Он отмечает, что их правильное определение необходимо для того, чтобы исключить использование юридических инструментов в сферах взаимодействия людей, требующих иных средств социальной регуляции.

     Из  сказанного можно сделать вывод, что понятие механизма правового  регулирования позволяет:

— не только собрать вместе явления правовой действительности — нормы, правоотношения, юридические акты и др., участвующие в правовом воздействии, — и обжаловать их как целостность, но и представить их в работающем, системно — воздействующем виде, что характеризует результативность правового регулирования;

— высветить  в связи с этим специфические  функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие.

     Рассмотренная позиция понимания механизма  правового регулирования как  совокупности правовых средств, используемых в процессе правового регулирования общественных отношений, является дискуссионной, по мнению В. М. Сырых. Свои взгляды он обосновывает тем, что один из основных принципов научного анализа сложных систем, механизмов требует рассматривать исследуемый объект, явление во взаимосвязи, взаимодействии составляющих его частей. Только при таком подходе можно установить, насколько эффективно действуют компоненты, каковы их функции и насколько результативной является работа механизма в целом как единого целостного образования. Изучение же строения механизма на уровне составляющих его частей является неполным. Поэтому, чтобы получить верные представления о механизме правового регулирования, его способности выступать в этом качестве следует рассматривать максимально полно все его компоненты, а также взять их во взаимосвязи и взаимодействии. При таких методологических требованиях механизм правового регулирования можно рассматривать как сложную систему, состоящую из правовых средств, субъектов, осуществляющих правовое регулирование или правовую деятельность, и юридически значимых результатов их деятельности. При этом единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правового регулирования подразделяется на три компонента: механизм правотворчества, механизм реализации норм права и механизм государственного принуждения.

     Каждый  механизм действует на своей стадии правового регулирования — правотворчестве, право реализации и применении юридической ответственности — и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами.

     Вопросы предмета, сферы и пределов правового регулирования тесно связаны между собой, вследствие чего их необходимо рассматривать в единстве. Предмет правового регулирования — это то, что регулируется правом. Правом, как известно, регулируются общественные отношения. Право не способно упорядочивать физические, химические, биологические и другие естественные процессы, которые протекают по своим собственным законам, не зависящим от воли и сознания человека. Правоспособно упорядочивать только общественные отношения, которые проявляются в поведении, действиях, деятельности людей. Вместе с тем не все общественные отношения составляют предмет правового регулирования, поскольку не все общественные отношения регулируются и могут регулироваться правом. Правом могут (и должны) регулироваться только те общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования.

     Сферу правового регулирования можно  определить как круг тех общественных отношений, которые могут и должны регулироваться правом. Причём сферу  правового регулирования составляют как те общественные отношения, которые уже урегулированы правом, так и те, которые правом ещё не урегулированы, но могут и должны быть им урегулированы. Какие же общественные отношения составляют сферу правового регулирования, т.е. могут и должны регулироваться правом?

     Во-первых, это волевые общественные отношения, т.е. отношения, которые возникают, складываются по воле людей и контролируются их сознанием. Право, регулируя общественные отношения, первоначально воздействует на поведение людей. Не случайно в связи с этим поведение людей рассматривается в качестве непосредственного предмета правового регулирования. Но если поведение человека не носит волевого характера, не контролируется его сознанием, оно не может регулироваться правом. Например, право не может регулировать поведение психически больного человека, поведение человека, находящегося в состоянии гипноза и т.д. Правоспособно регулировать только волевое поведение, а через него волевые общественные отношения.

     Во-вторых, сферу правового регулирования составляют только конкретные волевые отношения, т.е. отношения, складывающиеся между конкретными их участниками. В этой связи право не может и не должно регулировать массовые социальные процессы (миграционные, демографические и др.), поскольку они протекают по объективным общественным законам. Как уже отмечалось, право может так или иначе воздействовать на эти процессы, но регулировать их не может.

     В-третьих, в сферу правового регулирования  входят не все конкретные волевые  отношения, а только те, которые поддаются внешнему контролю. Право — это внешний регулятор общественных отношений. Оно исходит от государства и воздействует на поведение человека извне независимо от того, положительно или отрицательно относится человек к праву, принимает он его или отвергает. Воздействуя на поведение человека извне, право может регулировать только те его поступки, которые поддаются правовой регламентации и которые можно проконтролировать извне. Так, например, право не может и не должно регулировать отношения дружбы, товарищества, использование досуга, отдельные внутрисемейные отношения и некоторые другие. Они объективно не допускают формально — юридической регламентации и регулируются иными социальными нормами (обычаями, моралью и т.д.).

Информация о работе Механизм правового регулирования