Механизм правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:17, реферат

Описание работы

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:
1) они устанавливаются законодательством и обеспечиваются государством;
2) имеют целью специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности
для удовлетворения интересов субъектов и их объединений.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………..3
II.
Правовое регулирование и правовое воздействие……………….........5
Понятие механизма правового регулирования……..………................9
Структура механизма правового регулирования…………………...…12
Механизм процессуального регулирования…………………………...19

III. Заключение……………………………………………………….………..22
IV. Список литературы…………………………………………………..……23

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 49.59 Кб (Скачать)

       3. МПР – организационное воздействие  правовых средств, позволяющее  в той или иной степени достигать  поставленных целей, т. е. результативности, эффективности. Подобно всякому  иному управленческому процессу, правовое регулирование стремится  к оптимизации, к действенности  правовой формы, в наибольшей  мере создающей режим благоприятствования  (стимулирования) для развития содержания  – полезных общественных отношений  и соответственно их такого  организующего ядра, как интересы.

       Хотя  в настоящее время наибольшее распространение получила «классическая» концепция С. С. Алексеева, в которой МПР рассматривается как система правовых средств, обеспечивающая результативное правовое воздействие на общественные отношения, основными элементами которой являются нормы права, правоотношения и акты реализации, а также акты толкования и применения права. Вместе с тем, принимая во внимание методологическую ценность данной концепции и признавая ее значительный гносеологический потенциал, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

       Таких как, разнородность конструктивных элементов МПР: в его состав наряду с нормами, интерпретационными и правоприменительными актами (волеизъявлениями) включены правоотношения, которые рассматриваются с позиций субъективных прав и юридических обязанностей. Кроме того, если правотворчество, толкование и применение права представлены конечными результатами, то реализация субъективных прав и юридических обязанностей - формой (правоотношениями) и результатом (актами реализации).

       Таким образом, все акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей, кроме юридической формы, нельзя отнести к числу юридических  инструментов. Понимаемые как юридически значимые результативные действия субъектов, они представляют собой правомерное  поведение, которое, являясь фактическим  итогом цикла правового регулирования, находится за его пределами. Правовыми  средствами считаются те из них, которые облекаются в словесно-документальную форму и выступают как акты-документы.6 
 
 
 
 

3.Структура механизма правового регулирования

       Потребность в различных правовых средствах, действующих в МПР, определяется различным характером движения интересов  субъектов к ценностям, наличием разных препятствий, стоящих на этом пути. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного  момента предполагает и неоднозначность  проблемы их правового оформления, обеспечения.

       В зависимости от этого можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования.

       1. Формулирование правила поведения, направленное на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. На данной стадии не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия, которые могут помешать этому процессу, а также возможные правовые средства преодоления последних. Первая стадия отражается в таком элементе МПР, как нормы права.

       2. Определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Речь уже идет об условиях, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Предусмотренные нормами права правоотношения, которые иначе можно назвать отношениями правосубъектности, ядро этих отношений составляет правовой статус индивидуально определенных субъектов регулируемых отношений – носителей прав и обязанностей. Уголовная правосубъектность в свою очередь служит основой для сложной сети конкретных правоотношений7 - результата воздействия всего механизма правового регулирования на свой предмет. 

       Как система отношений правосубъектность  возникает при наличии сложного фактического состава, включающего  в себя нормативно-правовые (юридические) предпосылки и социальные факты, в частности, действия8. В этой связи правильным представляется отнесение ко второму звену механизма правового регулирования также правообразующих, правоизменяющих и правопрекращающих юридических фактов, находящихся с названными правоотношениями в тесной, можно сказать в генетической взаимосвязи.

       На  то, что норма права, правоотношение и акты реализации полностью не исчерпывают  механизма правового регулирования, обращает внимание В. Б. Исаков. По его  мнению, категория механизма правового  регулирования охватывает следующую  систему юридических средств, участвующих  в регулировании общественных отношений: норму права, юридический факт (состав), акт применения права, правоотношение, акты реализации прав и обязанностей9. 

       Однако  один из них должен быть обязательно решающим. Как раз такого факта подчас и не хватает субъекту для дальнейшего движения интереса к ценности, способной его удовлетворить. Отсутствие решающего юридического факта выступает в роли препятствия. Препятствие это необходимо рассматривать с двух точек зрения: с содержательной (социальной, материальной) и формальной (правовой). С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов. В формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего юридического факта, причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной деятельности в результате принятия соответствующего акта применения права.

       Акт применения права представляет собой  элемент совокупности юридических  фактов, без которого не может реализоваться  конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний момент», когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава.

       Вторая стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе МПР, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта играет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

       3. Установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, возникающем на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в конкретное правило поведения для конкретных субъектов. Правило поведения конкретизируется в той связи, в какой конкретизируются сами интересы сторон, а точнее самый основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами.

       Отсюда  данная стадия воплощается в таком  элементе МПР, как правоотношение.

       4. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей, позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей – основное средство. При его помощи права и обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут протекать в трех формах: а) соблюдение; б) исполнение; в) использование. Как же проявляются в них содержательные моменты (процесс удовлетворения интересов) и что есть общего в этих содержательных моментах?

       а). При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а также от общественных интересов в охране и защите и тем самым не ставит препятствий при их удовлетворении.

       б). При использовании обязанностей субъект должен активными действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставить им препятствий в какой-либо форме (невыполнение, частичное невыполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т. п.).

       в). Используя право, субъект получает пользу, благо, ценность, удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать, мешать удовлетворению интересов других субъектов, а также общественных интересов в охране и защите, иначе произойдет злоупотребление правом.

       Анализ  перечисленных форм реализации позволяет  выявить одну общую закономерность, сделать обобщение: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъектов. В принципе, здесь имеет значение лишь одно, – чтобы на пути осуществления данных интересов на ставились помехи, т. е. чтобы интересы могли быть свободно удовлетворены. Это – то общее, что объединяет формы правореализации, что позволяет синтезировать совершенно противоположные, на первый взгляд, формы правореализации в одну беспрепятственную форму. Без подобных препятствий реализация прав, запретов, обязанностей осуществляется в допустимых пределах, для нее достаточно лишь правовой нормы.

       Четвертая стадия процесса правового регулирования  отражается в таком элементе МПР, как акты реализации прав и обязанностей.

       5. Если беспрепятственная форма реализации права не удается, то на помощь неудовлетворенному интересу приходит соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае (в случае чинения для осуществления интересов препятствий) уже связывается с обстоятельствами негативного порядка, которые выражаются в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.

       С точки зрения содержания препятствием здесь, как и при первой причине (что рассматривалось при анализе оперативно-исполнительной правоприменительной деятельности), будет являться неудовлетворение личных интересов субъектом, а также общественных интересов в охране и защите. С точки зрения формально-правовой препятствия различаются. Если в первом случае в качестве препятствия выступает отсутствие решающего юридического факта, то во втором, напротив, – его наступление.

       Оспаривая право конкретного лица либо совершая правонарушение, субъект блокирует  тем самым удовлетворение интересов  своих контрсубъектов, что с неизбежностью должно влечь за собой наступление определенных юридических последствий. В частности, при невыполнении обязанностей правовые ограничения, сдерживающие интересы обязанных лиц, трансформируются в противоправные ограничения – уже препятствия – осуществлению интересов управомоченного. Случившееся – основа правовой конфликтной ситуации, свидетельствующая, как правило, о невозможности обычными «мирными» средствами удовлетворить интерес управомоченного. Эти нарушения, будучи юридическими фактами, влекут за собой возникновение уже другого рода правоотношений – охранительных.

       В таких условиях управомоченный имеет  еще одно средство: право на защиту, с помощью которого он возбуждает (либо возбуждают специальные органы) правоприменительный процесс. Возникшее из факта правонарушения право на защиту содержит в себе материальное требование субъекта к правонарушителю по поводу незаконного сдерживания удовлетворения своих интересов. Субъективное право на защиту выступает здесь в качестве возможности посредством юрисдикционных органов применить в отношении обязанного лица меры государственно-принудительного свойства с целью устранения препятствий в реализации стремлений личности.

       Нарушившая  сторона в рамках охранительных  правоотношений приобретает статус, где на первом месте выделяется юридическая  обязанность, выражающаяся в необходимости претерпеть применяемые к ней меры принудительного свойства. Поэтому охранительное правоотношение построено по типу властеотношения, в котором юрисдикционный орган применяет власть с целью создать все необходимое для восстановления справедливости, для удовлетворения неудовлетворенного – по причине правонарушения со стороны обязанного лица – интересы управомоченного. Без власти, силы и принуждения снять помехи бывает просто невозможно. Оказывая правоограничивающее воздействие с помощью принудительных элементов (мер защиты, мер ответственности), правоприменитель сковывает интересы обязанного лица (нарушившей стороны) и на этой основе дает возможность удовлетвориться либо «доудовлетвориться» интересам управомоченного субъекта. Подобную форму правоприменения можно назвать охранительной, ибо она осуществляет вытеснение препятствий, противоправных общественных отношений и обеспечивает укрепление законности.

       Данная  факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе МПР, как охранительные правоприменительные акты.

       Итак, структура МПР состоит в целом  из следующих элементов:

       1) норма права;

       2) юридический факт или фактический  состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительных акт;

       3) правоотношение;

       4) акты реализации прав и обязанностей;

       5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).10 
 
 
 
 

Информация о работе Механизм правового регулирования