Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:17, реферат
Правовым режимам присущи следующие основные признаки:
1) они устанавливаются законодательством и обеспечиваются государством;
2) имеют целью специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности
для удовлетворения интересов субъектов и их объединений.
I. Введение……………………………………………………………………..3
II.
Правовое регулирование и правовое воздействие……………….........5
Понятие механизма правового регулирования……..………................9
Структура механизма правового регулирования…………………...…12
Механизм процессуального регулирования…………………………...19
III. Заключение……………………………………………………….………..22
IV. Список литературы…………………………………………………..……23
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Юридический факультет
Кафедра
теории и истории права и государства
Реферат
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: « Теория государства и права»
ТЕМА: «Механизм
правового регулирования ».
Выполнила: |
Волгоград,
2011
Содержание:
I.
Введение…………………………………………………………
II.
III. Заключение………………………………………………
IV.
Список литературы………………………………………………….
Введение
Понятие "правовой режим" все активнее используется в научной литературе, все более прочно утверждается в качестве одной из важнейших категорий политологии и правоведения.
Правовой режим – это, прежде всего функциональная характеристика права; особый порядок правового регулирования, который выражается в определенном сочетании юридических средств и создает желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовым
режимам присущи следующие основные
признаки:
1) они устанавливаются законодательством
и обеспечиваются государством;
2) имеют целью специфическим образом
регламентировать конкретные области общественных
отношений, выделяя во временных и пространственных
границах те или иные субъекты и объекты
права;
3) представляют собой особый порядок
правового регулирования, состоящий из
совокупности юридических средств и характеризующийся
определенным их сочетанием;
4) создают конкретную степень благоприятности
либо неблагоприятности
для удовлетворения интересов субъектов
и их объединений.
Политический и государственный режимы, отражая содержательный момент принятия и исполнения управленческих решений, придавая политической жизни определенную направленность, непосредственно обусловливают основные черты, состояние, общие свойства, параметры правовых режимов.
С
другой стороны, именно с помощью
правовых режимов практически
Правовой режим - одно из проявлений нормативности права, но на более высоком уровне. Он соединяет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями.
Правовые
режимы обеспечивают устойчивое нормативное
регулирование общественных отношений,
определенного участка социальной жизни,
содействуют оптимальному использованию
конкретных объектов1.
1. Правовое регулирование и правовое воздействие
Само
существо категории правового
• во-первых, по своей природе является специфической разновидностью социального регулирования, нацеленной на достижение определенных результатов в жизни общества;
• во-вторых, осуществляется при помощи целостной системы средств, реально выражающих саму материю позитивного права как нормативного институционного образования – регулятора2.
Юридические средства, сочетаясь определенным образом, участвуют в правовом регулировании и правовом воздействии. Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие – как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.
Уже из определений видно, что эти понятия не совпадают. Второе – объемнее первого. Ведь, как правило, одно понятие определяют через другое – более широкое. Так, термин «регулировать» толкуется в словарях следующим образом: «упорядочить, направить что-нибудь, воздействовать на что-нибудь, с целью внести порядок, правильность...».
Категория «правовое регулирование» выражает динамическую сущность всей юридической надстройки, она характеризует активно-творческую сторону права, отражает процесс превращения его из возможности в действительность3. Правовое регулирование как специфический процесс отмечают многие юристы. В. И. Гойман определяет правовое регулирование как «часть механизма действия права, которая характеризует специально-юридическое воздействие права на поведение и деятельность его адресатов, но непосредственно с ним ещё не связана. В результате правовой регуляции … определяются ориентиры для организации деятельности участников регулируемых отношений и достижения фактических целей права»4. Термин же «воздействие» обозначается как «система действий, имеющих целью повлиять на кого-, что-нибудь».
Вместе
с тем при изучении правового
регулирования далеко не всегда учитывается
органическая связь между звеньями
системы регулирования и
Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем.
1. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия (в последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние).
2.
Если правовое регулирование
как специально-юридическое
К
иным формам относят следующие: 1) информационно-
1. Информационно-
2. Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный, общеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного). Еще Л.И. Петражицкий заметил, что действие права «состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержанием (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще, в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)». Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности.
3. Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и других социальных (экономических, политических, нравственных) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют то, что называют социальной средой действия права. К ним относят: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.
Отсюда
вытекает, что, с одной стороны, нельзя
совершенно отождествлять понятия
«правовое регулирование» и «правовое
воздействие» (у них не совпадает
объем), а с другой – нельзя их
полностью различать (в самом
общем виде их можно использовать
как синонимы, ибо подобное разделение
условно, связано с выделением различных
граней общего действия права).
2. Понятие механизма правового регулирования
Всякое управление ориентировано на упорядочение определенной системы, что достигается, как правило, в процессе преодоления стоящих на этом пути препятствий. Правовое регулирование, выступая инструментом социального управления, также призвано упорядочивать определенную систему – общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов, и также на пути этого процесса встают разнообразные и многочисленные препятствия. И если их своевременно не устранить, то они снижают эффект правового регулирования.
Препятствием можно считать такой фактор, который ставит преграду процессу упорядочения социальных связей и действует в противоречии с правовыми целями и принципами. Препятствия – это естественные и искусственные трудности, препоны, барьеры, тормозящие по тем или иным причинам управленческий процесс и мешающие удовлетворению правомерных интересов граждан и организаций.
Механизм
правового регулирования (далее
– МПР) как раз и есть система
правовых средств, позволяющая наиболее
последовательно и юридически гарантированно
бороться с препятствиями, ибо отдельно
взятые юридические инструменты
не смогут обеспечить это в полной
мере. Отсюда вытекает объективная
необходимость в таком
Механизм правового регулирования есть «взятая в единстве вся совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения»5. Из данного определения можно выделить признаки, характеризующие: 1) цель МПР; 2) средства достижения цели МПР; 3) результативность МПР.
1.
Цель МПР – обеспечить
2.
МПР – система различных по
своей природе и функциям