Механизм правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:17, реферат

Описание работы

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:
1) они устанавливаются законодательством и обеспечиваются государством;
2) имеют целью специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности
для удовлетворения интересов субъектов и их объединений.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………..3
II.
Правовое регулирование и правовое воздействие……………….........5
Понятие механизма правового регулирования……..………................9
Структура механизма правового регулирования…………………...…12
Механизм процессуального регулирования…………………………...19

III. Заключение……………………………………………………….………..22
IV. Список литературы…………………………………………………..……23

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 49.59 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Волгоградский  государственный университет»

            Юридический факультет

Кафедра теории и истории права и государства 
 
 

Реферат

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: « Теория государства и права»

ТЕМА: «Механизм правового регулирования ». 

                   
                  Выполнила:                              студентка гр.
 
                   
 

                                                                                                      Проверил:

                                                                                                      Латушкин М.А.  
 
 
 
 
 
 

Волгоград, 2011 
 

Содержание: 

I.   Введение……………………………………………………………………..3 

II.

  1. Правовое регулирование и правовое воздействие……………….........5
  2. Понятие механизма правового регулирования……..………................9
  3. Структура механизма правового регулирования…………………...…12
  4. Механизм процессуального регулирования…………………………...19
 

III.   Заключение……………………………………………………….………..22 

IV.   Список литературы…………………………………………………..……23 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Понятие "правовой режим" все активнее используется в научной литературе,  все более прочно утверждается в качестве одной из важнейших категорий политологии  и правоведения.

       Правовой  режим – это, прежде всего функциональная характеристика права; особый порядок правового регулирования, который выражается в определенном сочетании юридических средств и создает желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов  права.

       Правовым  режимам присущи следующие основные признаки: 
    1) они устанавливаются законодательством и обеспечиваются государством; 
    2) имеют целью специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; 
    3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; 
    4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности  
   для удовлетворения интересов субъектов и их объединений.

       Политический  и государственный режимы, отражая  содержательный момент принятия  и исполнения управленческих решений, придавая политической жизни определенную направленность, непосредственно обусловливают основные черты, состояние, общие свойства, параметры правовых режимов.

       С другой стороны, именно с помощью  правовых режимов практически утверждаются и реально функционируют режимы государственные и политические, ибо последние, как правило, облекаются в определенную юридическую форму.

       Правовой  режим - одно из проявлений нормативности  права, но на более высоком уровне. Он соединяет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями.

       Правовые  режимы обеспечивают устойчивое нормативное  регулирование общественных отношений, определенного участка социальной жизни, содействуют  оптимальному использованию конкретных объектов1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Правовое регулирование  и правовое воздействие

       Само  существо категории правового регулирования  и его своеобразие заключается  в том, что оно:

       • во-первых, по своей природе является специфической разновидностью социального регулирования, нацеленной на достижение определенных результатов в жизни общества;

       • во-вторых, осуществляется при помощи целостной системы средств, реально выражающих саму материю позитивного права как нормативного институционного образования – регулятора2.

       Юридические средства, сочетаясь определенным образом, участвуют в правовом регулировании  и правовом воздействии. Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие – как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.

       Уже из определений видно, что эти  понятия не совпадают. Второе – объемнее первого. Ведь, как правило, одно понятие  определяют через другое – более  широкое. Так, термин «регулировать» толкуется  в словарях следующим образом: «упорядочить, направить что-нибудь, воздействовать на что-нибудь, с целью внести порядок, правильность...».

       Категория «правовое регулирование» выражает динамическую сущность всей юридической  надстройки, она характеризует активно-творческую сторону права, отражает процесс превращения его из возможности в действительность3. Правовое регулирование как специфический процесс отмечают многие юристы. В. И. Гойман определяет правовое регулирование как «часть механизма действия права, которая характеризует специально-юридическое воздействие права на поведение и деятельность его адресатов, но непосредственно с ним ещё не связана. В результате правовой регуляции … определяются ориентиры для организации деятельности участников регулируемых отношений и достижения фактических целей права»4. Термин же «воздействие» обозначается как «система действий, имеющих целью повлиять на кого-, что-нибудь».

       Вместе  с тем при изучении правового  регулирования далеко не всегда учитывается  органическая связь между звеньями системы регулирования и отражающими  ее категориями. Это приводит к узкому, изолированному, несистемному исследованию правового регулирования. Правовое воздействие и регулирование совпадают в отдельных частях и в целом, во времени, так как отражают один и тот же процесс.

       Различия  между правовым регулированием и  правовым воздействием состоят в следующем.

       1. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия (в последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние).

       2. Если правовое регулирование  как специально-юридическое воздействие  в любом случае связано с  установлением конкретных прав  и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие – не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, охватывающая далеко не все иные его формы.

       К иным формам относят следующие: 1) информационно-психологическую, 2) воспитательную, 3) социальную.

       1. Информационно-психологический (мотивированный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (нормативной) правовой информации на мотивы субъектов. Можно выделить два основных юридических средства, «работающих» на данном уровне – правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.

       2. Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный, общеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного). Еще Л.И. Петражицкий заметил, что действие права «состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержанием (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще, в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)». Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности.

       3. Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и других социальных (экономических, политических, нравственных) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют то, что называют социальной средой действия права. К ним относят: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.

       Отсюда  вытекает, что, с одной стороны, нельзя совершенно отождествлять понятия  «правовое регулирование» и «правовое  воздействие» (у них не совпадает  объем), а с другой – нельзя их полностью различать (в самом  общем виде их можно использовать как синонимы, ибо подобное разделение условно, связано с выделением различных граней общего действия права). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Понятие механизма правового регулирования

       Всякое  управление ориентировано на упорядочение определенной системы, что достигается, как правило, в процессе преодоления стоящих на этом пути препятствий. Правовое регулирование, выступая инструментом социального управления, также призвано упорядочивать определенную систему – общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов, и также на пути этого процесса встают разнообразные и многочисленные препятствия. И если их своевременно не устранить, то они снижают эффект правового регулирования.

       Препятствием можно считать такой фактор, который ставит преграду процессу упорядочения социальных связей и действует в противоречии с правовыми целями и принципами. Препятствия – это естественные и искусственные трудности, препоны, барьеры, тормозящие по тем или иным причинам управленческий процесс и мешающие удовлетворению правомерных интересов граждан и организаций.

       Механизм  правового регулирования (далее  – МПР) как раз и есть система  правовых средств, позволяющая наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо отдельно взятые юридические инструменты  не смогут обеспечить это в полной мере. Отсюда вытекает объективная  необходимость в таком устройстве правовых средств, которое создавало  бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов.

       Механизм правового регулирования есть «взятая в единстве вся совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения»5. Из данного определения можно выделить признаки, характеризующие: 1) цель МПР; 2) средства достижения цели МПР; 3) результативность МПР.

       1. Цель МПР – обеспечить беспрепятственное  движение интересов субъектов  к ценностям, т. е. гарантировать  их справедливое удовлетворение. Речь идет о главном содержательном признаке, объясняющем значимость этой категории, показывающем, что роль МПР состоит в снятии возможных препятствий, стоящих на пути осуществления интересов субъектов. МПР – специфический юридический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями, доведение процесса управления до определенного логического результата.

       2. МПР – система различных по  своей природе и функциям правовых  средств, позволяющих достигать  его цели. Это – формальный признак, свидетельствующий о том, что данный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой – все же взаимоувязанных общей целью в единую систему. МПР показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех других.

Информация о работе Механизм правового регулирования