Механизм осуществления функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

В теории государства и права вопросы механизма реализации функций государства освещены достаточно полно. В последние годы в связи с качественной переорганизацией российского государства в научной литературе появилось немало публикаций на эту тему. Высказываются различные точки зрения по данным проблемам и предлагаются различные варианты их разрешения. В настоящей работе будет предпринята попытка обобщить имеющийся материал и накопленный опыт в разработке темы механизма реализации функций государства. Будут освещены вопросы, касающиеся понятия механизма реализации функций государства, принципов его построения, структуры вообще и конкретных элементов его структуры.

Содержание

Введение 2
Понятие механизма осуществления функций государства 4
Принципы организации и деятельности механизма осуществления функций государства 8
Орган государства: понятие, признаки, виды 15
Проблемы организации и деятельности механизма осуществления функций государства в современной России 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Механизм осуществления функций государства.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

4. Высокий профессионализм  и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает, прежде всего, использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами, в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе (в советах, их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно.

 5. Гуманизм. Данный принцип означает признание ценности человека как личности, утверждение приоритета его интересов в деятельности государства. В переводе с латыни homo – это человек, humanus – человеческий, человечный. Анализируя содержание принципа гуманизма, следует обратить внимание на два момента. Во-первых, именно интересы личности должны стоять на первом месте в деятельности государства, а не что-либо другое (к примеру, построение коммунистического общества). И, во-вторых, должны быть учтены интересы каждого человека или, по крайней мере, большинства населения, а не одного человека или относительно немногочисленной социальной группы.

Принцип гуманизма один из основных принципов организации и деятельности государственного аппарата; он закреплён в конституциях многих современных государств. Так в ст.2 Конституции РФ сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

6. В федеративных государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и чёткое взаимодействие между общефедеральными органами и государственной властью субъектов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничение обеспечивает суверенность членов федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач. Из этого принципа вытекает следующий принцип, который тесно связан с данным.

7. Централизм. Государственный аппарат имеет иерархическую структуру и нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываясь перед ними. Органы государства могут иметь или только подчинение по вертикали, или так называемое «двойное подчинение» - по вертикали и горизонтали. В последнем случае орган, например, отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному органу.

8. Сочетание  единоначалия и коллегиальности. И единоначальный, и коллегиальный способы принятия управленческих решений имеют свои достоинства и недостатки. В первом случае решения принимаются быстро, оперативно, с наименьшими затратами, создаются предпосылки для эффективного осуществления управленческой деятельности. Однако принятие решений большинством голосов – позволяет находить более взвешенные подходы к сложным проблемам. В то же время качественной работе коллегиальных органов государства часто препятствуют различные обстоятельства организационного характера: не всегда достаточная скорость работы и оперативность принятия решений; в некоторых случаях – отсутствие чёткой позиции, невозможность прийти к общему мнению, непоследовательность в проведении определённой политики; дороговизна коллегиальных процедур. Поэтому именно сочетание в тех или иных пропорциях коллегиальности и единоначалия характерно для деятельности практически всех государственных органов, функционирующих преимущественно на основе единоначалия или коллегиальности.1 

9. Принцип законности правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями. Вся деятельность государственных органов урегулирована нормами права, содержащимися в многочисленных и разнообразных нормативных актах. Их строгая и неуклонная реализация и составляет содержание принципа законности. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

10. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Необходима достаточная информированность общества о деятельности государственных органов, поскольку только на основе гласности возможно реальное народовластие. В содержании данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане – формирование общественного мнения о деятельности государственного аппарата. Так, согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Таким образом, речь не идёт об абсолютной гласности: она ограничивается в случае возможности нанесения ущерба существенным интересам государства или граждан.

 

11. Принцип разделения властей. Это самый главный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных конституционных государствах. Суть этого принципа состоит в том, что вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или одного органа. Если же такое происходит, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека, произвол со стороны властных органов и должностных лиц. Поэтому необходимо разделение всей государственной власти на несколько составляющих, её распределение по различным органам с тем, чтобы ни один орган не обладал всей полнотой власти. В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти.

1. Законодательная  власть. Она необходима для издания законов, в которых содержаться нормы права, призванные регулировать наиболее важные общественные отношения. Вся деятельность иных государственных органов и правовое поведение граждан должны носить сугубо подзаконный характер. Законодательная власть должна принадлежать коллегиальному выборному органу.

2. Исполнительная  власть. Она предназначена для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.

3. Судебная  власть. Она необходима для осуществления правосудия, для разрешения возникших в обществе споров, для наказания лиц совершающих противоправные поступки. Судебная власть принадлежит специально созданным для этого органам – судам. И она должна принадлежать только судам, должна осуществляться только судьям, должна быть независимой. В этом состоит гарантия против произвольных действий инстанции, которая назначает наиболее серьёзные – уголовные – наказания, которая является конечной для рассмотрения всех споров.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма, рассматриваемые во взаимосвязи  и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

 

 

 

3. Орган государства: понятие, признаки, виды.

 

Государство существует как таковое, проявляет себя вовне, функционирует как объективная  реальность не иначе, как через свой механизм, через те или иные входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них государственных служащих.

Орган государства –  это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические  признаки. К числу наиболее существенных признаков государственного органа относятся следующие:

1. Государственный орган  наделен государственно-властными  полномочиями, т. е. юридически  закрепленными полномочиями осуществлять  государственную власть, принимать  от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что: а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.

В понятии государственно-властного  полномочия особенно наглядно проявляются  единство и органическая взаимосвязь  государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа. Лишь при наличии у той или иной организации или учреждения всех перечисленных выше взаимосвязанных между собой элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, можно определить, что это государственный орган. Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими - важнейший признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и другие его признаки.

2. Государственный орган  как часть механизма государства обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.

3. Каждый государственный  орган выполняет свойственные  ему функции соответственно его  компетенции, роли и места в  механизме государства. Государство,  его механизм функционируют через отдельные государственные органы. Из этого следует, что функции государства в целом осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различных функций государства.

4. Для выполнения своих  функций государственные органы  располагают необходимыми материальными  средствами, говоря словами Ф.  Энгельса, “вещественными придатками”,  к каковым можно отнести разного рода материальные ценности, а также многочисленные и разнообразные организации, предприятия и учреждения, хотя и выполняющие текущую государственную работу, но сами по себе не являющиеся органами государства.

5. Представление о  государственном органе было бы неполным без указания на то, что его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган, — отдельное лицо или группа, коллектив людей. “Существование государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название”.

Распространяя на орган  государства обязательный признак  всякой организации как объединения, коллектива людей, следует, однако, заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а лишь те из них, которые замещают государственные должности, являются государственными служащими.

 

Рассмотренные признаки органа государства в своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства и позволяют сформулировать его определение. Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.

Разносторонность и  многосложность деятельности государственного механизма по осуществлению задач и функций государства обусловливает множество его органов. Более глубокому и конкретному представлению о них способствует классификация государственных органов по видам на основе различных научно обоснованных критериев.

Наряду с рассмотренным  выше разделением государственных  органов в зависимости от того, что они представляют собой - коллективное образование или воплощаются  в одном лице, занимающем государственную  должность, - имеются и другие основания их классификации.

По такому критерию, как  юридический источник их легитимности, органы государства подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые  Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов  Российской Федерации для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации);

б) органы, учреждаемые  в установленном законодательством  Российской Федерации порядке для  непосредственного обеспечения  исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму— вторичными, производными от первых.

На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к  какой ветви власти относятся, государственные  органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

По действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные органы и органы субъектов  Федерации. При этом, согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.

По действию во времени  государственные органы делятся  на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов  Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут существовать государственные органы, создание и деятельность которых носят временный характер. Они непосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Информация о работе Механизм осуществления функций государства