Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа
В теории государства и права вопросы механизма реализации функций государства освещены достаточно полно. В последние годы в связи с качественной переорганизацией российского государства в научной литературе появилось немало публикаций на эту тему. Высказываются различные точки зрения по данным проблемам и предлагаются различные варианты их разрешения. В настоящей работе будет предпринята попытка обобщить имеющийся материал и накопленный опыт в разработке темы механизма реализации функций государства. Будут освещены вопросы, касающиеся понятия механизма реализации функций государства, принципов его построения, структуры вообще и конкретных элементов его структуры.
Введение 2
Понятие механизма осуществления функций государства 4
Принципы организации и деятельности механизма осуществления функций государства 8
Орган государства: понятие, признаки, виды 15
Проблемы организации и деятельности механизма осуществления функций государства в современной России 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Содержание.
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Введение.
Вопросы механизма реализации функций
государства имеют непосредстве
В теории государства и права вопросы механизма реализации функций государства освещены достаточно полно. В последние годы в связи с качественной переорганизацией российского государства в научной литературе появилось немало публикаций на эту тему. Высказываются различные точки зрения по данным проблемам и предлагаются различные варианты их разрешения. В настоящей работе будет предпринята попытка обобщить имеющийся материал и накопленный опыт в разработке темы механизма реализации функций государства. Будут освещены вопросы, касающиеся понятия механизма реализации функций государства, принципов его построения, структуры вообще и конкретных элементов его структуры.
Предполагается также сделать некоторый акцент на механизме реализации функций современного российского государства, осветить некоторые проблемы, связанные с эффективностью его построения.
1. Понятие механизма
В связи с достаточной
В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.
Что же касается соотношения таких понятий как механизм осуществления функций государства и механизм (аппарат) государства, то данная проблема представляется следующим образом. Видимо данные два понятия также тождественны, однако их употребление связано с обозначением различных сторон государственного механизма. Так, понятие механизм осуществления функций государства используется в случаях, когда необходимо сделать акцент именно на функциональной стороне механизма государства, указать на смысл и цель его существования – исполнение определенных функций. Понятие же механизм или аппарат государства указывает более на структурную сторону понятия, т. е. рассматривает механизм государства с точки зрения его элементов.
В настоящей работе данные понятия будут использоваться как тождественные.
Итак, механизм осуществления
функций государства – это
целостная иерархическая
Можно выделить несколько основных
признаков механизма
Коль скоро в данной работе рассматриваются вопросы механизма государства с точки зрения его функциональной природы, т. е. с точки зрения осуществления функций государства, то последний признак аппарата государства следует выделить особо. Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм государства и создается для выполнения его функций, последним в этой связи принадлежит определяющая роль.
Функции государства, как известно, представляют собой основные направления деятельности. В различные периоды времени функции государства далеко неодинаковы. Достаточно, например, сравнить функции российского государства в древнейший период его истории, в новое время и на современном этапе. Разница очевидна. И как следует из анализа структуры механизма государства, он на каждом отдельном историческом отрезке времени полностью подчинен осуществлению функций государства и его структура самым непосредственным образом связана с наличием или отсутствием тех или иных функций у государства. Органы государства и учреждения вынуждены приспосабливаться к изменяющимся его функциям.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
Структура механизма государства включает в себя:
Особенностью государственных
органов является то, что они обладают
государственно-властными
Существуют также точки
зрения в науке, согласно которым
в качестве элемента государственного
механизма следует
Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают влияние как внутренние (культурно-исторические, уровень экономического развития и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы. Если государство имеет большую территорию, то и система управления им будет соответствующей, включающей общую структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федераций); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.
2. Принципы организации и деятельности механизма осуществления функций государства.
Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определённых принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.
Принципы – это основные начала, идеи, которые положены в основу организации органов государства и которым они должны следовать в своей деятельности. Принципы организации и деятельности государственного аппарата конкретного государства находят закрепление в его конституции и соответствующих законах, посвящённых отдельным ветвям власти, отдельным подсистемам механизма государства: законах о судебных системах, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре и т.д. Одни из этих принципов чётко сформулированы в законах, другие выведены, вычленены из законов путём некоторого обобщения, индуктивным путём.1
До недавнего времени
Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства.
Рассмотрим основные принципы механизма государства.
1. Демократизм. «Демократия», в переводе с греческого, означает «народовластие». Содержание данного принципа составляет признание народа источником государственной власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод.
Принцип демократизма закрепляется главным образом в конституциях государств. Так часть 1 и 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Часть 1 статьи Конституции Республики Беларусь гласит: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определённых Конституцией».
2. Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности.
3. Национальное равноправие. Прин
Информация о работе Механизм осуществления функций государства