Механизм осуществления функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

В теории государства и права вопросы механизма реализации функций государства освещены достаточно полно. В последние годы в связи с качественной переорганизацией российского государства в научной литературе появилось немало публикаций на эту тему. Высказываются различные точки зрения по данным проблемам и предлагаются различные варианты их разрешения. В настоящей работе будет предпринята попытка обобщить имеющийся материал и накопленный опыт в разработке темы механизма реализации функций государства. Будут освещены вопросы, касающиеся понятия механизма реализации функций государства, принципов его построения, структуры вообще и конкретных элементов его структуры.

Содержание

Введение 2
Понятие механизма осуществления функций государства 4
Принципы организации и деятельности механизма осуществления функций государства 8
Орган государства: понятие, признаки, виды 15
Проблемы организации и деятельности механизма осуществления функций государства в современной России 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Механизм осуществления функций государства.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Содержание.

                                                                                

Введение 2

  1. Понятие механизма осуществления функций государства 4
  2. Принципы организации и деятельности механизма осуществления функций государства 8
  3. Орган государства: понятие, признаки, виды 15
  4. Проблемы организации и деятельности механизма осуществления функций государства в современной России 20

Заключение 22

Список использованной литературы 24

 

Введение.

 

Вопросы механизма реализации функций  государства имеют непосредственное практическое значение для любого современного государства. Это связано с тем, в первую очередь, что от того каким образом будут решены проблемы организации такого механизма во многом зависит его эффективность, эффективность государства в целом. Последнее же означает нередко и то, отражает ли государство интересы большинства своего населения или же оно не способно в должной мере осуществлять качественное управление происходящими в данном обществе процессами, не способно, иными словами, качественно выполнять возложенные на него задачи и функции. О проблемах такой организации механизма реализации функций государства будет сказано в следующих разделах данной работы.

В теории государства и права  вопросы механизма реализации функций  государства освещены достаточно полно. В последние годы в связи с качественной переорганизацией российского государства в научной литературе появилось немало публикаций на эту тему. Высказываются различные точки зрения по данным проблемам и предлагаются различные варианты их разрешения. В настоящей работе будет предпринята попытка обобщить имеющийся материал и накопленный опыт в разработке темы механизма реализации функций государства. Будут освещены вопросы, касающиеся понятия механизма реализации функций государства, принципов его построения, структуры вообще и конкретных элементов его структуры.

Предполагается также сделать  некоторый акцент на механизме реализации функций современного российского  государства, осветить некоторые проблемы, связанные с эффективностью его  построения.

 

1. Понятие механизма осуществления  функций государства.

 

В связи с достаточной разработанностью данной темы, как уже отмечалось, в науке теории государства и  права не возникает особых разногласий  по вопросу о содержании такого понятия  как механизм осуществления функций государства. Разночтения чаще всего носят непринципиальный характер и возникают чаще всего в силу того, что отдельные авторы акцентируют внимание на одних сторонах рассматриваемого понятия, другие же делают больший упор на иных аспектах проблемы. В общем и целом же понятие механизма осуществления функций государства не вызывает серьезных затруднения в процессе раскрытия его содержания. Однако хотелось бы обратить внимание на иную проблему. В науке для обозначения понятия, положенного в заглавие данной работы, используются различные термины и словосочетания. Можно выделить три основных: 1) механизм осуществления функций государства; 2) механизм государства; 3) аппарат государства. Последние два чаще всего рассматриваются как синонимы. Однако и здесь существуют некоторые аспекты, требующие более детального разъяснения. Понятие “механизм государства” тесно связано с понятием “государственный аппарат”. Последнее принято употреблять в двух смыслах — широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно- распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие “государственный аппарат” в науке административного права.

В теории государства и права  понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.

Что же касается соотношения таких  понятий как механизм осуществления  функций государства и механизм (аппарат) государства, то данная проблема представляется следующим образом. Видимо данные два понятия также тождественны, однако их употребление связано с обозначением различных сторон государственного механизма. Так, понятие механизм осуществления функций государства используется в случаях, когда необходимо сделать акцент именно на функциональной стороне механизма государства, указать на смысл и цель его существования – исполнение определенных функций. Понятие же механизм или аппарат государства указывает более на структурную сторону понятия, т. е. рассматривает механизм государства с точки зрения его элементов.

В настоящей работе данные понятия  будут использоваться как тождественные.

 

Итак, механизм осуществления  функций государства – это  целостная иерархическая система  государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Можно выделить несколько основных признаков механизма государства.

    1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.
    2. Первичными структурными частями (элементами) механизма государства являются органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.
    3. Для обеспечения государственных властных полномочий и велений аппарат имеет непосредственные рычаги принуждения, соответствующие техническому уровню каждой отдельно взятой исторической реальности.
    4. При помощи механизма государства практически осуществляется власть и выполняются функции.

 

Коль скоро в данной работе рассматриваются  вопросы механизма государства  с точки зрения его функциональной природы, т. е. с точки зрения осуществления функций государства, то последний признак аппарата государства следует выделить особо. Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм государства и создается для выполнения его функций, последним в этой связи принадлежит определяющая роль.

Функции государства, как известно, представляют собой основные направления  деятельности. В различные периоды  времени функции государства  далеко неодинаковы. Достаточно, например, сравнить функции российского государства в древнейший период его истории, в новое время и на современном этапе. Разница очевидна. И как следует из анализа структуры механизма государства, он на каждом отдельном историческом отрезке времени полностью подчинен осуществлению функций государства и его структура самым непосредственным образом связана с наличием или отсутствием тех или иных функций у государства. Органы государства и учреждения вынуждены приспосабливаться к изменяющимся его функциям.

 

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма  государства включает в себя:

  1. государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Государственный орган это основной, основополагающий элемент государственного механизма.

Особенностью государственных  органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и  возможностями которые связаны  с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, государственные агентства, государственные службы и т. д;

  1. «материальные придатки» государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
  2. государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями  не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);
  3. государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями  не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (государственные унитарные предприятия, например, или федеральные казенные предприятия);
  4. организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимую для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Существуют также точки  зрения в науке, согласно которым  в качестве элемента государственного механизма следует рассматривать  и государственных служащих. Однако, как представляется, такой подход не является обоснованным, поскольку государственная служба осуществляется в рамках какого-либо государственного органа, являющегося, как отмечалось, основным элементом структуры механизма осуществления функций государства. Поэтому не имеет смысла выделять государственных служащих в качестве элемента механизма государства наряду с государственными органами. 

Механизм государства  и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают влияние как  внутренние (культурно-исторические, уровень экономического развития и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы. Если государство имеет большую территорию, то и система управления им будет соответствующей, включающей общую структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федераций); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

 

2. Принципы организации и деятельности механизма осуществления функций государства.

 

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определённых принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

Принципы – это основные начала, идеи, которые положены в основу организации органов государства и которым они должны следовать в своей деятельности. Принципы организации и деятельности государственного аппарата конкретного государства находят закрепление в его конституции и соответствующих законах, посвящённых отдельным ветвям власти, отдельным подсистемам механизма государства: законах о судебных системах, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре и т.д. Одни из этих принципов чётко сформулированы в законах, другие выведены, вычленены из законов путём некоторого обобщения, индуктивным путём.1

До недавнего времени основными  принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая  наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учёт и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и  других сферах общественной жизни нашей  страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных  органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства.

 

Рассмотрим основные принципы механизма государства.

1. Демократизм. «Демократия», в переводе с греческого, означает «народовластие». Содержание данного принципа составляет признание народа источником государственной власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод.

Принцип демократизма закрепляется главным образом в конституциях государств. Так часть 1 и 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Часть 1 статьи Конституции Республики Беларусь гласит: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определённых Конституцией».

2. Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности.

3. Национальное равноправие. Принцип означает, что доступ к замещению должностей в государственном аппарате должен быть предоставлен всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. В тех или иных странах острота постановки национального вопроса различна, в прямой зависимости от этого находится и актуальность данного принципа. Здесь в более широком плане речь может идти о равноправии вообще – не только о расовом или национальном, но и равенстве прав на замещение должностей в государственном аппарате независимо от возраста, пола, религиозных верований и т.д.

Информация о работе Механизм осуществления функций государства