Механизм эффективного управления государственной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Наиболее актуальными задачами в области практического управления федеральной собственностью сегодня можно считать уточнение структуры и состава федеральной собственности, формализацию целей, задач и принципов ее функционирования, определение критериев эффективности управления, которые, в свою очередь, требуют поиска и обоснования методических подходов к решению конкретных экономических задач — оценки отдельных объектов федеральной собственности и определения эффективных направлений их структурного развития.

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 3
1. Понятие государственной собственности ………….. 5
2. Методология управления государственной собственностью ……………………………………………………
8
3. Выделение федеральной собственности и ее структуризация ……………………………………………………..
12
4. Классификация методов управления ГС …………….. 15
5. Базовые подходы и принципы совершенствования системы управления государственной собственностью ...………………………

16
5.1. Механизм и контроль эффективности управления государственной собственностью ……………………………………….
18
5.2. Механизм и контроль эффективности управления акциями и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ.
19
5.3. Механизм и контроль эффективности управления объектами недвижимости …………………………………………………………….
20
Заключение …………………………………………………………... 22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..

Работа содержит 1 файл

собственность.docx

— 44.87 Кб (Скачать)

     Общие принципы организации управления государственной  собственностью:

  • адаптивность – способность эффективного управления государственной собственностью под изменения рыночной среды;
  • открытость – прозрачность представления процесса информации по показателям эффективности использования государственной собственности на различных уровнях управления;
  • оперативность – возможность оперативно принимать решения относительно управления объектами государственной собственности в быстро меняющихся условиях функционирования.

     – способность эффективного управления государственной собственностью под  изменения рыночной среды; – прозрачность представления процесса информации по показателям эффективности использования  государственной собственности  на различных уровнях управления; – возможность оперативно принимать  решения относительно управления объектами  государственной собственности  в быстро меняющихся условиях функционирования.  

     
    1. Механизм  и контроль эффективности  управления государственной  собственностью

      

     Система управления предполагает принятие управленческих решений по:

  • согласованию правовых вопросов (создание, реорганизация, ликвидация юридических лиц; определение предмета, целей и задач их деятельности; приватизация; согласование предложений по распоряжению государственным имуществом; осуществление контроля за использованием его по назначению и сохранностью; изъятие);
  • определению круга и количества государственных предприятий и учреждений, необходимых для обеспечения государственных функций;
  • согласованию интересов и целей государства (региона, отрасли) применительно к каждому государственному предприятию и учреждению;
  • установлению порядка отчетности руководителей государственных предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес-плана) развития;
  • регламентации порядка принятия управленческих решений при неэффективном управлении (решения о реорганизации, ликвидации, приватизации, изменении программы развития, мер ответственности к руководителям);
  • ужесточению контроля за деятельностью руководителей государственных предприятий, учреждений;
  • установлению принципов участия в формировании бюджетов разных уровней.

     Эффективность управления государственными предприятиями  и учреждениями может выступать  в виде:

  • дополнительных доходов в бюджеты разных уровней;
  • снижения цен на определенную продукцию (товары, работы, услуги);
  • сокращения количества государственных предприятий и учреждений;
  • снижения расходов на их содержание, издержек производства, улучшения финансово-экономических результатов.
 
     
    1. Механизм  и контроль эффективности  управления акциями  и долями в уставных капиталах хозяйственных  обществ и товариществ
 

     Механизм  и контроль управления акциями и  долями в уставных капиталах хозяйствующих  обществ и товариществ определяется нормативно-законодательными актами по вопросам представления интересов  государства (федеральный и региональный уровни):

  • выполнения программ социально-экономического развития;
  • изменения величины уставного капитала;
  • назначения конкретных лиц в органы управления и контроля;
  • получения кредитов в размере более 10% чистых активов;
  • продажи и иного отчуждения недвижимого имущества (залога, ипотеки).

     Осуществление контроля эффективности управления связано с оценкой:

  • динамики увеличения доходов от управления акциями и долями, находящимися в федеральной и региональной собственности;
  • количества закрепленных в федеральной и краевой собственности пакетов акций и долей;
  • полноты реестра пакетов акций и долей;
  • сокращения числа неликвидных пакетов и долей, находящихся в федеральной и краевой собственности.
 
     
    1. Механизм  и контроль эффективности  управления объектами  недвижимости
 

     В качестве объектов недвижимости выступают:

  • земельные и лесные участки;
  • здания и сооружения;
  • обособленные водные объекты;
  • многолетние насаждения;
  • участки недр.

     Система управления предполагает принятие управленческих решений по вопросам:

  • рыночной оценки объектов недвижимости;
  • оценки вклада социально-экономического потенциала объектов недвижимости в экономику региона.

     В качестве инструментов системы управления выступают: кадастр земельных ресурсов; реестр учета объектов недвижимости; паспорт социально-экономического потенциала объекта государственной  собственности.

     Контроль  эффективности управления осуществляется по направлениям:

  • увеличения динамики доходов бюджетов разных уровней по объектам недвижимости;
  • соответствия арендных ставок объектов недвижимости среднерыночным;
  • соответствие рыночной стоимости уровню использования потенциала объектов недвижимости;
  • достижения уровня показателей программ социально-экономического развития региона.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Проблема  управления государственной собственностью является одной из самых насущных в условиях переходной экономики. Эта  проблема особенно актуальна в сложившейся  ситуации, когда налицо кризис бюджета  и дефицит финансовых ресурсов. В  этой связи повышение эффективности  управления объектами государственной  собственности может стать одним  из способов снижения дефицита бюджета  и повышения платежеспособности страны.

     Результаты  проведенных исследований позволяют  заключить следующее:

     1. С юридической точки зрения собственность — это отношение между человеком и группой или сообществом субъектов с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта собственности.

     Субъект собственности — активная сторона  отношений собственности, имеющая  возможность и право обладания  объектом собственности.

     Объект  собственности — пассивная сторона  отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей.

     2. Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:

     - результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности;

     - федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами;

     - объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях;

     - реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру.

     Объектами управления в рамках госсобственности являются государственные унитарные  предприятия, объекты недвижимого  имущества, пакеты акций предприятий, принадлежащие государству.

     3. Формирование реальных схем управления федеральной собственностью следует осуществлять исходя из принципов эффективного менеджмента, используя базовые положения гражданского и хозяйственного законодательства. Практическая реализация этих задач осуществляется в рамках единого замкнутого процесса управления, включающего идентификацию, учет, оценку эффективности использования, планирование мероприятий по повышению эффективности, оценку возможностей федеральной поддержки планируемых мероприятий и реализацию мероприятий.

     В связи с тем, что федеральная  собственность отличается абсолютным масштабом обобществления, затрудняющим реализацию оперативных управляющих  воздействий собственника на объекты  собственности, при управлении ею используется передача отдельных объектов конкретным физическим и юридическим лицам, что позволяет локализовать управляющее  воздействие на них. 
 
 
 

     Список  источников и литературы 

     1. Атаманчук И.Г. Критерии социальной эффективности управления. // Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России”. Ростов н/Д, 2008

     2. Глазьев С, Батчиков С. За ликвидацию безграмотности в органах государственной власти // Эффективность государственного управления, 2008, № 5

     3. Иванова О.Д. Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России. // Экономика и жизнь, 2008, № 6.

     4. Игнатов В. Повышение эффективности государственной власти и управления -- жизненно важная проблема сохранения российской государственностью. - М.: Дело, 2007.

     5. Игнатов В., Понеделков А. Эффективность государственной службы //Государственная служба: теория и организация, 2007, № 6.

     6. Лапин Н. Модернизация ценностей России // Социс, 2007, № 5.

     7. Свайн Д., Уайт Д. Эффективность государственного управления.- М.: логос, 2008.

     8. Хольцер М. Производительность, государственное управление и демократия. Эффективность государственного управления. // Социс, 2008, №4.

Информация о работе Механизм эффективного управления государственной собственностью