Механизм эффективного управления государственной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Наиболее актуальными задачами в области практического управления федеральной собственностью сегодня можно считать уточнение структуры и состава федеральной собственности, формализацию целей, задач и принципов ее функционирования, определение критериев эффективности управления, которые, в свою очередь, требуют поиска и обоснования методических подходов к решению конкретных экономических задач — оценки отдельных объектов федеральной собственности и определения эффективных направлений их структурного развития.

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 3
1. Понятие государственной собственности ………….. 5
2. Методология управления государственной собственностью ……………………………………………………
8
3. Выделение федеральной собственности и ее структуризация ……………………………………………………..
12
4. Классификация методов управления ГС …………….. 15
5. Базовые подходы и принципы совершенствования системы управления государственной собственностью ...………………………

16
5.1. Механизм и контроль эффективности управления государственной собственностью ……………………………………….
18
5.2. Механизм и контроль эффективности управления акциями и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ.
19
5.3. Механизм и контроль эффективности управления объектами недвижимости …………………………………………………………….
20
Заключение …………………………………………………………... 22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..

Работа содержит 1 файл

собственность.docx

— 44.87 Кб (Скачать)

ФИЛИАЛ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

в г. ПЕНЗЕ 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управление государственной и  муниципальной собственностью»

на тему « Механизм эффективного управления государственной собственностью» 
 
 

Выполнил 

студентка 5 курса гр. ГМУ-52

Корнишова О.Н. 

Проверил

к.и.н., Филатов  С.Г. 
 

Пенза 2011 

Оглавление

Введение ………………………………………………………………. 3
1. Понятие государственной собственности ………….. 5
2. Методология управления государственной собственностью ……………………………………………………  
8
3. Выделение федеральной собственности и ее структуризация ……………………………………………………..
 
12
4. Классификация методов управления ГС ……………..
15
5. Базовые подходы и принципы совершенствования системы управления государственной собственностью ...………………………  
 
16
5.1. Механизм и контроль эффективности управления государственной собственностью ……………………………………….  
18
5.2. Механизм и контроль эффективности управления акциями и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ.  
19
5.3. Механизм и контроль эффективности управления объектами недвижимости …………………………………………………………….  
20
Заключение …………………………………………………………... 22
СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….. 24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Управление  федеральной собственностью лежит  в основе государственного регулирования  экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени  именно право собственности государства  используется для его прямого  и косвенного воздействия на экономику  страны в целом.

     Долгое  время опыт ведущих мировых стран  в этом направлении служил объектом изучения отечественных экономистов  и деятелей практического управления лишь в той мере, в какой это  было необходимо для критики, содержавшей  значительную составляющую идеологии. Приемы и методы централизованного, бюрократического управления федеральной  собственностью при этом воспринимались как нечто само собой разумеющееся и самодостаточное.

     Ситуация  коренным образом изменилась в период экономического реформирования отечественной  экономики. Изначальный импульс  развития стихийных рыночных отношений  постепенно сменяется зрелым сознанием  особой регулирующей роли государства  в этих процессах.

     Современное состояние этого вопроса характеризуется  как полным отсутствием в отечественной  экономической науке сколько-нибудь разработанной теории этого вопроса, так и явным недостатком опыта  реального использования органами государственной власти возможностей воздействия на экономические процессы через осознанное распоряжение той частью национального богатства, которая находится в федеральной собственности.

     Наиболее  актуальными задачами в области  практического управления федеральной  собственностью сегодня можно считать  уточнение структуры и состава  федеральной собственности, формализацию целей, задач и принципов ее функционирования, определение критериев эффективности  управления, которые, в свою очередь, требуют поиска и обоснования  методических подходов к решению конкретных экономических задач — оценки отдельных объектов федеральной собственности и определения эффективных направлений их структурного развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие государственной  собственности
 

     Государственная собственность как экономическая  категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных  им представительных органов государственной  власти. С этой точки зрения право  государственной собственности  в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению  соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также  устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.

     Особенностью  института государственной собственности  является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности  охватывает нормы конституционного, гражданского права, и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный  правовой институт. По содержанию в  нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

     Первое  важнейшее отличие государственной  собственности от других форм —  принудительное участие всех граждан страны в совладении государственной собственностью. Никто не может свободно распоряжаться своей долей собственности, продать или передать ее. Владение государственной собственностью не добровольно; оно обязательно до тех пор, пока некто остается членом общества. Уклониться от совладения некоторым объектом собственности данного государства можно, лишь переехав в другую страну и сменив гражданство, тогда как держатель акции может продать ее, не покидая города. Многочисленность совладельцев ресурсов позволяет таким образом распределить между ними риск и издержки, что каждый из совладельцев несет ничтожно малую долю. Поэтому обычно в режиме государственной собственности осуществляются неприбыльные или низкорентабельные дорогостоящие проекты, имеющие своей целью реализацию общественного интереса (строительство и содержание дорог, театров, библиотек, музеев, научных и образовательных учреждений, оборонных предприятий и т.д.).

     Второе  отличие связано с наивысшей степенью опосредованности владения государственной собственностью — через установленную в обществе систему правил и процедур. Отсутствие прямой связи между целями, интересами, поведением отдельных совладельцев и результатами использования ресурсов порождает сложности контроля и управления объектами государственной собственности (principal-agent problem).

     Третье  отличие связано с наивысшей степенью рассогласованности интересов отдельных совладельцев государственной собственности и общества в целом, отдельных групп совладельцев внутри общества, и, наконец, интересов отдельных совладельцев. Часто рассогласованность интересов отдельных совладельцев государственной собственности зависит от соотношения политических сил.

     Кроме того, необходимо учитывать и интересы отдельных государственных служащих, которым в некоторых случаях  более выгодно оппортунистическое поведение. Ведь выгоды от использования  государственной собственности  в личных целях достаются самому чиновнику, тогда как возникающие  в связи с этим экономические  потери несут все члены общества, и на его долю совладельца государственной  собственности приходится ничтожно малая их часть.

     Четвертое отличие связано с формальной и неформальной реализацией прав государственной собственности. В зависимости от степени распространения системы государственной собственности, а также от ряда других факторов (в частности, организации системы контроля), возникает существенное различие между правом государственной собственности де-юре и этим же правом де-факто. Если формально ресурсы находятся в государственной собственности, то фактически вполне может осуществляться режим свободного доступа, групповой или индивидуальной собственности. Данная ситуация будет лишь определять (а) набор правомочий, которые могут реализовывать экономические агенты, и (б) особенности технологии передачи правомочий от одного экономического агента другому. Формальные и неформальные права собственности соответствуют сравнительным преимуществам их реализации.

     Итак, совладельцы государственной собственности  не могут производить концентрацию своего богатства в избранных  ими областях (не могут, например, увеличить  свою долю “собственности” в здравоохранении, уменьшив свою долю “собственности”  в обороне), расщеплять пучки правомочий и специализироваться в реализации частичного правомочия только одного типа, осуществлять действенный контроль за своими агентами.

     Органы  исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность. Каждый уровень  управления может быть охарактеризован  следующим образом:

     1. Федеральный (макроуровень) — уровень взаимодействия федеральных органов, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.

     2. Уровень субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства (мезоуровень) — уровень взаимодействия элементов системы внутри Министерства государственного имущества, в том числе взаимодействия Аппарата Министерства со своими структурными подразделениями, выделенными в отдельные учреждения (например, вычислительный центр Министерства), и другими организациями.

     3. Муниципальный или отдельных предприятий и объединений (микроуровень) уровень взаимодействия структурных подразделений Министерства с территориальными органами и объектами системы управления, а также структурных подразделений Министерства между собой.

     До  настоящего времени не установлено  разграничение прав и обязанностей по отношению к государственной  собственности между различными институтами федеральной власти. Практически все названные органы разрабатывают и утверждают в  этой области нормативно-правовые документы, принимают решения в отношении  конкретных объектов федеральной собственности. 

  1. Методология управления государственной  собственностью
 

     Формирование  реальных схем управления федеральной  собственностью следует осуществлять исходя из принципов эффективного менеджмента, используя базовые положения  гражданского и хозяйственного законодательства. Практическая реализация этих задач  одновременно может служить своеобразной проверкой создаваемых механизмов управления, которые осуществляются в рамках единого замкнутого процесса управления.

     Таблица 1

     Этапы реализации процесса управления федеральной  собственностью

№ п\п Этап (цель) Результат (документ)
1 Инвентаризация (получение и обобщение данных существовании объекта ГС и внесение его в опись) Опись ГС
2 Учет (проверка юридической чистоты объекта, его  классификация в соответствии с  утвержденными признаками и внесение в реестр ГС) Реестр ГС
3 Оценка (проведение мероприятий по установлению рыночной цены для различных вариантов  использования: сдача в аренду, передача в доверительное управление, продажа (приватизация), реструктуризация и  т. д.) Кадастр ГС
4 Анализ возможностей использования (выработка и экономическая  оценка вариантов использования  объекта ГС) Проекты Указов Президента РФ, постановлений (распоряжений) Правительства РФ
5 Планирование  использования (разработка последовательности мероприятий для реализации наилучшего варианта по этапу 4) Проекты Указов Президента РФ, постановлений (распоряжений) Правительства РФ
6 Организация и  подготовка мероприятий (маркетинг, кадровые решения, инфраструктурные преобразования для реализации этапа 8) Указы Президента РФ, постановления (распоряжения) Правительства  РФ
7 Мотивация исполнителей (утверждение порядка поощрения  федеральных участников этапа 8) Указы Президента РФ, постановления (распоряжения) Правительства  РФ
8 Проведение  мероприятий (реализация последовательности этапов 4–7) Указы Президента РФ, постановления (распоряжения) Правительства  РФ
9 Контроль проведения мероприятий (сбор, обобщение и анализ результатов выполнения этапа 8) Постановления (распоряжения) Правительства РФ, распоряжения МГИ РФ, заключения Счетной палаты Федерального Собрания РФ
10 Регулирование процесса управления на любом этапе (в соответствии с результатами этапа 9: корректировка исходных данных расчетов, кадровых решений, плановых заданий, последовательности проведения мероприятий и т. д.) Указы Президента РФ, постановления (распоряжения) Правительства  РФ, распоряжения МГИ РФ

Информация о работе Механизм эффективного управления государственной собственностью