Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 15:49, контрольная работа
Наиболее актуальными задачами в области практического управления федеральной собственностью сегодня можно считать уточнение структуры и состава федеральной собственности, формализацию целей, задач и принципов ее функционирования, определение критериев эффективности управления, которые, в свою очередь, требуют поиска и обоснования методических подходов к решению конкретных экономических задач — оценки отдельных объектов федеральной собственности и определения эффективных направлений их структурного развития.
Введение ………………………………………………………………. 3
1. Понятие государственной собственности ………….. 5
2. Методология управления государственной собственностью ……………………………………………………
8
3. Выделение федеральной собственности и ее структуризация ……………………………………………………..
12
4. Классификация методов управления ГС …………….. 15
5. Базовые подходы и принципы совершенствования системы управления государственной собственностью ...………………………
16
5.1. Механизм и контроль эффективности управления государственной собственностью ……………………………………….
18
5.2. Механизм и контроль эффективности управления акциями и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ.
19
5.3. Механизм и контроль эффективности управления объектами недвижимости …………………………………………………………….
20
Заключение …………………………………………………………... 22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..
В результате такого закрепления происходит изменение правового статуса отдельных объектов собственности, что влияет на выбор способов управляющих воздействий на объекты со стороны собственника. В рамках описанного цикла, структура системы управления ГС определяется этапами и их целями
Функция управления федеральной собственностью имеет несколько аспектов. С одной стороны, государство является единственным субъектом публичной власти, устанавливающим нормы хозяйственного законодательства. Эта часть функции управления экономикой определяется как нормативная.
С другой стороны, государство является одним из субъектов рынка, объекты собственности которого функционируют в коммерческом секторе экономики, подчиняясь нормам и правилам, созданным в результате нормативного управления. Эта часть управленческих функций государства определяется как продукционная.
Реализация
нормативной функции управления
достигается формированием
Одна из главных задач управления госсобственностью — обеспечить формирование предпосылок научно-технического прогресса в виде комплекса общеприменимых технологий, которые после их коммерческой адаптации могут создать стратегические конкурентные преимущества отечественным фирмам.
Продукционное управление объектами госсобственности должно быть направлено на их структурное развитие (в т. ч. через взаимодействие с негосударственными субъектами рынка) для повышения инновационной активности и повышения конкурентного потенциала путем формирования соответствующих конкурентных структур.
Это
обстоятельство сегодня является одним
из наиболее значимых для повышения
инвестиционной привлекательности
таких фирм. Необходимый толчок в
системе интересов конкурентных
структур к поиску и формированию
инновационных, факторов дает система
государственных интересов, вводя
соответствующие ограничения
С учетом этого вывода может быть сделана конкретизация задач управления федеральной собственностью. Содержательно эти задачи должны быть направлены на достижение стратегических и тактических целей развития национального хозяйства.
В качестве стратегических целей могут выступать:
- рост национального богатства;
- повышение благосостояния населения;
- увеличение занятости;
- снижение темпов инфляции;
- оптимизация платежного баланса.
Тактика
достижения этих целей заключается
в использовании следующих
- регулирование соотношения спроса и предложения;
- сглаживание производства и занятости;
- регулирование уровня ставки рефинансирования;
- регулирование денежного обращения;
- снижение дефицита федерального бюджета.
Выбор наиболее важных задач экономического развития при этом определяется особенностями текущего состояния экономики на современном этапе. Денежные доходы государства как владельца в виде части прибыли и платежей в бюджет входят в доходную часть федерального бюджета; другая часть дохода, выраженная в форме приращения ценности имущества, соответствует росту ценности федерального имущества без инвестиций из федерального бюджета.
По
действующей Конституции в
Вместе с тем, проводимые в отношении собственности преобразования не снимают с федеральных органов задач по ее управлению.
Во-первых,
часть объектов собственности осталась
закрепленной за государством, формирует
понятие федеральной
Во-вторых,
государство обладает достаточными
властными полномочиями для решения
вопросов об изменении форм собственности
на конкретные объекты. Главным направлением
здесь является проведение второго
этапа приватизации, в ходе которого
часть федеральной
В-третьих,
по отношению к объектам любой
формы собственности на государство
возлагается целый ряд
В-четвертых, эффект отдачи собственности существенным образом зависит от состояния экономической среды, в которой она функционирует. Таким образом, государство имеет возможность косвенно участвовать в управлении всеми формами собственности через создание рыночных механизмов, через финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, через проведении соответствующей фискальной политики, через контроль над монополиями.
Федеральная собственность может быть классифицирована по видам, рассмотренным ниже:
1. По видам федеральной собственности:
-
недвижимая собственность (
- движимая ФС — имущество, не относящееся к недвижимому, включая деньги и ценные бумаги;
- информация;
-
результаты интеллектуальной
- другая собственность.
2. По отраслевому признаку:
-
объекты ФС, включенные в состав
конкретной отрасли экономики
и имеющие специфические
- памятники культуры.
3. По степени ликвидности:
- низколиквидные (неликвидные) объекты ГС, например, госпакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости меньше (существенно меньше) либо равен индексу инфляции;
- стабильные, среднерисковые объекты ГС, например, госпакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости меньше либо равен 1,5 индекса инфляции;
-
высоколиквидные объекты ГС, например,
госпакеты акций, у которых
рост индекса курсовой
- акции голубых фишек (blue chips) — акции компаний, ликвидность которых на рынке является наивысшей.
4. По величине госдоли (госпакета акций):
- 100 % у государства — АО или государственные унитарные предприятия;
- 75 % + 1 акция — у государства квалифицированное большинство акций;
- 50 % + 1 акция — у государства контрольный пакет акций;
- 25 % + 1 акция — у государства блокирующий пакет;
-
"Золотая акция" — специальное
право государства на
5. По степени закрепления госдоли (госпакета акций):
- казенные предприятия;
- предприятия с закрепленным у государства пакетом акций (не подлежат продаже);
-
предприятия с частично
- предприятия с незакрепленным госпакетом акций (продажа в обычном порядке);
6. По степени индустриализации:
- объекты промышленности;
- объекты АПК;
- памятники культуры;
7. По степени участия на рынке производимой продукции:
- монополии (более 35 % продукции);
- не монополии и др.
Методы управления должны учитывать специфику субъекта управления и могут быть разделены на:
- административные;
- экономические;
- законодательные и нормативные правовые;
- организационные.
При этом, указанные методы управления могут быть разделены на уровни применения субъектами управления:
- федеральный;
- уровень субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства;
- муниципальный или отдельных предприятий и объединений.
В
целом приведенная
- государственные унитарные предприятия;
- пакеты акций, находящиеся в собственности государства;
- федеральное недвижимое имущество.
Процесс управления всеми этими видами ФС будет строиться в рамках общего цикла управления, однако в соответствии со спецификой объектов управления данный цикл может трансформироваться для повышения эффективности функционирования того или иного объекта федеральной собственности.
Организация, функционирование и развитие системы управления государственной собственностью возможны на основе базовых подходов и общих принципов организации.
Базовые подходы:
Информация о работе Механизм эффективного управления государственной собственностью