Механизм эффективного управления государственной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Наиболее актуальными задачами в области практического управления федеральной собственностью сегодня можно считать уточнение структуры и состава федеральной собственности, формализацию целей, задач и принципов ее функционирования, определение критериев эффективности управления, которые, в свою очередь, требуют поиска и обоснования методических подходов к решению конкретных экономических задач — оценки отдельных объектов федеральной собственности и определения эффективных направлений их структурного развития.

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 3
1. Понятие государственной собственности ………….. 5
2. Методология управления государственной собственностью ……………………………………………………
8
3. Выделение федеральной собственности и ее структуризация ……………………………………………………..
12
4. Классификация методов управления ГС …………….. 15
5. Базовые подходы и принципы совершенствования системы управления государственной собственностью ...………………………

16
5.1. Механизм и контроль эффективности управления государственной собственностью ……………………………………….
18
5.2. Механизм и контроль эффективности управления акциями и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ.
19
5.3. Механизм и контроль эффективности управления объектами недвижимости …………………………………………………………….
20
Заключение …………………………………………………………... 22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..

Работа содержит 1 файл

собственность.docx

— 44.87 Кб (Скачать)
 

     В результате такого закрепления происходит изменение правового статуса  отдельных объектов собственности, что влияет на выбор способов управляющих  воздействий на объекты со стороны  собственника. В рамках описанного цикла, структура системы управления ГС определяется этапами и их целями

     Функция управления федеральной собственностью имеет несколько аспектов. С одной  стороны, государство является единственным субъектом публичной власти, устанавливающим  нормы хозяйственного законодательства. Эта часть функции управления экономикой определяется как нормативная.

     С другой стороны, государство является одним из субъектов рынка, объекты  собственности которого функционируют  в коммерческом секторе экономики, подчиняясь нормам и правилам, созданным  в результате нормативного управления. Эта часть управленческих функций  государства определяется как продукционная.

     Реализация  нормативной функции управления достигается формированием институциональных  объектов, к числу которых относятся  органы федерального управления (в  т. ч. функциональные министерства), организации и некоммерческие фонды. Функционирование этой части федеральной собственности обеспечивает решение различных задач, к числу которых можно отнести поддержание обороноспособности, развитие науки и культуры, здравоохранения и образования, содержание законодательной, судебной и исполнительной власти и т. д.

     Одна  из главных задач управления госсобственностью  — обеспечить формирование предпосылок  научно-технического прогресса в  виде комплекса общеприменимых технологий, которые после их коммерческой адаптации  могут создать стратегические конкурентные преимущества отечественным фирмам.

     Продукционное управление объектами госсобственности должно быть направлено на их структурное  развитие (в т. ч. через взаимодействие с негосударственными субъектами рынка) для повышения инновационной активности и повышения конкурентного потенциала путем формирования соответствующих конкурентных структур.

     Это обстоятельство сегодня является одним  из наиболее значимых для повышения  инвестиционной привлекательности  таких фирм. Необходимый толчок в  системе интересов конкурентных структур к поиску и формированию инновационных, факторов дает система  государственных интересов, вводя  соответствующие ограничения природопользования.

     С учетом этого вывода может быть сделана  конкретизация задач управления федеральной собственностью. Содержательно  эти задачи должны быть направлены на достижение стратегических и тактических  целей развития национального хозяйства.

     В качестве стратегических целей могут  выступать:

     - рост национального богатства;

     - повышение благосостояния населения;

     - увеличение занятости;

     - снижение темпов инфляции;

     - оптимизация платежного баланса.

     Тактика достижения этих целей заключается  в использовании следующих механизмов:

     - регулирование соотношения спроса и предложения;

     - сглаживание производства и занятости;

     - регулирование уровня ставки рефинансирования;

     - регулирование денежного обращения;

     - снижение дефицита федерального бюджета.

     Выбор наиболее важных задач экономического развития при этом определяется особенностями  текущего состояния экономики на современном этапе. Денежные доходы государства как владельца в  виде части прибыли и платежей в бюджет входят в доходную часть  федерального бюджета; другая часть  дохода, выраженная в форме приращения ценности имущества, соответствует росту ценности федерального имущества без инвестиций из федерального бюджета.

  1. Выделение федеральной собственности  и ее структуризация

     По  действующей Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

     Вместе  с тем, проводимые в отношении  собственности преобразования не снимают  с федеральных органов задач  по ее управлению.

     Во-первых, часть объектов собственности осталась закрепленной за государством, формирует  понятие федеральной собственности  и нуждается в управляющих  воздействиях, направленных на достижение общегосударственных целей.

     Во-вторых, государство обладает достаточными властными полномочиями для решения  вопросов об изменении форм собственности  на конкретные объекты. Главным направлением здесь является проведение второго  этапа приватизации, в ходе которого часть федеральной собственности  преобразуется в частную на возмездной основе. В отдельных случаях возможен и обратный процесс, который по своей сути представляет собой национализацию.

     В-третьих, по отношению к объектам любой  формы собственности на государство  возлагается целый ряд обязанностей: регистрация прав собственности, защита прав собственности, юридическое обеспечение  взаимоотношений между разными  собственниками и т. п.

     В-четвертых, эффект отдачи собственности существенным образом зависит от состояния  экономической среды, в которой  она функционирует. Таким образом, государство имеет возможность косвенно участвовать в управлении всеми формами собственности через создание рыночных механизмов, через финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, через проведении соответствующей фискальной политики, через контроль над монополиями.

     Федеральная собственность может быть классифицирована по видам, рассмотренным ниже:

     1. По видам федеральной собственности:

     - недвижимая собственность (недвижимое  имущество, недвижимость) земельные  участки, участки недр, обособленные  водные объекты и все, что  прочно связано с землей (то  есть объекты, перемещение которых  без несоразмерного ущерба их  назначению невозможно, в том  числе леса, здания и сооружения), а также подлежащие федеральной  регистрации воздушные и морские  суда, суда внутреннего плавания, космические объекты и другое  имущество;

     - движимая ФС — имущество, не относящееся к недвижимому, включая деньги и ценные бумаги;

     - информация;

     - результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные  права на них (интеллектуальная  собственность);

     - другая собственность.

     2. По отраслевому признаку:

     - объекты ФС, включенные в состав  конкретной отрасли экономики  и имеющие специфические отраслевые  особенности, например ТЭК, транспорт,  связь, АПК и др. (в каждой  крупной отрасли имеются подотрасли, в которые включаются объекты ФС со своими особенностями);

     - памятники культуры.

     3. По степени ликвидности:

     - низколиквидные (неликвидные) объекты ГС, например, госпакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости меньше (существенно меньше) либо равен индексу инфляции;

     - стабильные, среднерисковые объекты ГС, например, госпакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости меньше либо равен 1,5 индекса инфляции;

     - высоколиквидные объекты ГС, например, госпакеты акций, у которых  рост индекса курсовой стоимости  больше 1,5 индекса инфляции;

     - акции голубых фишек (blue chips) — акции компаний, ликвидность которых на рынке является наивысшей.

     4. По величине госдоли (госпакета акций):

     - 100 % у государства — АО или государственные унитарные предприятия;

     - 75 % + 1 акция — у государства квалифицированное большинство акций;

     - 50 % + 1 акция — у государства контрольный пакет акций;

     - 25 % + 1 акция — у государства блокирующий пакет;

     - "Золотая акция" — специальное  право государства на блокирование  решений общего собрания акционеров.

     5. По степени закрепления госдоли (госпакета акций):

     - казенные предприятия;

     - предприятия с закрепленным у  государства пакетом акций (не  подлежат продаже);

     - предприятия с частично закрепленным  госпакетом акций (продажа по  постановлению Правительства РФ);

     - предприятия с незакрепленным  госпакетом акций (продажа в  обычном порядке);

     6. По степени индустриализации:

     - объекты промышленности;

     - объекты АПК;

     - памятники культуры;

     7. По степени участия на рынке производимой продукции:

     - монополии (более 35 % продукции);

     - не монополии и др.

  1. Классификация методов управления ГС

     Методы  управления должны учитывать специфику  субъекта управления и могут быть разделены на:

     - административные;

     - экономические;

     - законодательные и нормативные правовые;

     - организационные.

     При этом, указанные методы управления могут быть разделены на уровни применения субъектами управления:

     - федеральный;

     - уровень субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства;

     - муниципальный или отдельных предприятий и объединений.

     В целом приведенная классификация  видов госсобственности и методов  управления ее объектами позволяет  перейти к изложению конкретных методик управления определенными  типами собственности, основными из которых являются:

     - государственные унитарные предприятия;

     - пакеты акций, находящиеся в собственности государства;

     - федеральное недвижимое имущество.

     Процесс управления всеми этими видами ФС будет строиться в рамках общего цикла управления, однако в соответствии со спецификой объектов управления данный цикл может трансформироваться для повышения эффективности функционирования того или иного объекта федеральной собственности.

       

  1. Базовые подходы и принципы совершенствования  системы управления государственной  собственностью
 

     Организация, функционирование и развитие системы  управления государственной собственностью возможны на основе базовых подходов и общих принципов организации.

     Базовые подходы:

  • системный подход предусматривает рассмотрение системы управления государственной собственности, как системы, имеющей цели, задачи, ресурсы и имущественно-земельные отношения по уровням управления;
  • маркетинговый подход предусматривает ориентацию стратегического управления государственной собственностью в соответствии с требованиями рынка для формирования конкурентных преимуществ региона;
  • функциональный подход предусматривает выполнение управленческих функций по вовлечению государственных имущественных и земельно-природных ресурсов в экономику региона;
  • воспроизводственный подход предусматривает использование инвестиционных ресурсов (внутренних и внешних) для обеспечения циклов расширенного воспроизводства региона;
  • комплексный подход предусматривает комплексный учет потенциалов социально-экономического развития (технического, инновационного, экологического, экономического, организационного, социального, кадрового) объектов государственной собственности;
  • интеграционный подход предполагает взаимодействие и усиление взаимосвязей между отдельными субъектами региональной и федеральной власти, объектами государственной собственности территориальной и отраслевой принадлежности;
  • иерархический подход предполагает регламентацию прав, обязанностей, норм, нормативов имущественно-земельных отношений по уровням управления, предусматривает рассмотрение системы управления государственной собственности, как системы, имеющей цели, задачи, ресурсы и имущественно-земельные отношения по уровням управления; предусматривает ориентацию стратегического управления государственной собственностью в соответствии с требованиями рынка для формирования конкурентных преимуществ региона; предусматривает выполнение управленческих функций по вовлечению государственных имущественных и земельно-природных ресурсов в экономику региона; предусматривает использование инвестиционных ресурсов (внутренних и внешних) для обеспечения циклов расширенного воспроизводства региона; предусматривает комплексный учет потенциалов социально-экономического развития (технического, инновационного, экологического, экономического, организационного, социального, кадрового) объектов государственной собственности; предполагает взаимодействие и усиление взаимосвязей между отдельными субъектами региональной и федеральной власти, объектами государственной собственности территориальной и отраслевой принадлежности; предполагает регламентацию прав, обязанностей, норм, нормативов имущественно-земельных отношений по уровням управления.

Информация о работе Механизм эффективного управления государственной собственностью