Механизм государсвта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

На определенном этапе развития общества возникает потребность в его специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного производства и разделения материальных благ, способом жизни, культурой и другими составляющими. В каждой из таких общественных групп кроме общих, появляются и специфические интересы. Возникает потребность в согласовании, координации таких интересов, в регулировании отношений между различными частями общества. Именно эта потребность и стала причиной возникновения структуры, основным предназначением которой является обеспечение целостности общества. Т

Содержание

Введение
Понятие механизма государства
Понятие и признаки государственного органа. Виды государственных органов
Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Заключение

Работа содержит 1 файл

Microsoft Word Document (3).docx

— 41.84 Кб (Скачать)

       -принцип демократизма – выражается, прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;

       -принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) – создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

       Принцип разделения властей обеспечивает предметно-функциональную и структурную обособленность высших органов государственной власти и, следовательно, их относительную  самостоятельность и независимость  друг от друга. Иными словами, речь идет о такой организации государственной  власти , которая предполагает наличие  институционализированной системы  органов, которым присуща структурно-функциональная определенность и которые действуют  в пределах системы как относительно автономные компоненты. В этом смысле принцип разделения властей служит в известной степени критерием  демократизма политической системы  общества: его реализация возможна только в рамках демократического режима. Причем особое значение приобретает  самостоятельность и независимость  Федерального собрания как общенационального представительного учреждения, в верховенстве которого и воплощается главным образом идея народного суверенитета. Одно из главных требований доктрины - органам исполнительной власти запрещается непосредственно участвовать в принятии законов. Право на их издание признается исключительно за выборным представительным органом – Федеральным собранием.

       В России принцип разделения властей  как конституционный принцип  организации и осуществления  государственной власти введен Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ст. 10). Соответственно, в системе государственных органов  на федеральном и региональном уровне различаются законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти и органы судебной власти;

       -принцип законности – означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов. Законность представляет собой режим неуклонного действия правовых норм.

                 Принцип законности предполагает  точное исполнение всеми участниками  общественных отношений – гражданами, должностными лицами, государственными  органами, хозяйственными и иными  организациями законов и иных  нормативных актов, решительное  пресечение любого беззакония  и наказание виновных, строгий  контроль за неуклонным соблюдением  юридических предписаний. Законность  – это принцип деятельности  государственного аппарата. Требуя  исполнения правовых норм от  граждан, государственные органы, начиная с самых высоких, сами  должны основывать свою деятельность  на законе, быть примером его  неуклонного соблюдения. Диктатура  закона - необходимое условие развития  демократии, ее всемерного расширения. Без законности невозможно обеспечить  режим народовластия в нашей  стране, действие демократических  институтов, защиту и охрану прав  и интересов личности, нормальное  функционирование хозяйственного  механизма;

       -принцип  гласности – обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников;

       -принцип профессионализма – создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;

       -принцип сочетания коллегиальности и единоначалия – обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;

       -принцип сочетания выборности – выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

       -принцип иерархичности – заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих);

       -принцип  федерализма — теория и практика создания целостного союзного государства, образованного из ряда политически и юридически равнозначных частей на основе общих интересов, исторических судеб, договорных конституционных отношений. 

       Всесторонний  учет названных и некоторых иных принципов, как при образовании  государственных органов, так и  в процессе их функционирования позволяет  обеспечить максимальную эффективность  государственного управления обществом, ведет к его демократизации и  повышению эффективности.

       На  основе вышеизложенного, можно сделать  некоторые выводы. Во-первых, цели и  задачи, а вместе с ними и некоторые  функции и принципы государства в решающей степени зависят от его социально-классовой сущности и содержания, его социально-классовой предопределенности и направленности, а также в значительной мере – от его идеологической обусловленности. Нет, и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций и принципов, которые бы не были обусловлены его сущностью, содержанием, идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым назначением.

       Во-вторых, функции государства – это  основные направления его деятельности по достижению поставленных обществом  задач и достижению общественно-полезных целей на определённом историческом этапе его развития.

       В-третьих, осуществление функций государства  невозможно без наличия хорошо отлаженного  механизма государства, а это, в  свою очередь, делает задачу совершенствования  системы органов государства  одной из важнейших политических задач на современном этапе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

       Механизм  государства, как система органов  и учреждений, посредством которых  обеспечивается выполнение внешних  и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно  развивающийся организм. Эволюция его  в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления  государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными  особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в  мировое сообщество. Устройство механизма  государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой  конституции. Весь огромный разветвленный  горизонтально и вертикально  механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни  общества. Этот вопрос актуален для  России и в настоящее время, когда  продолжается интенсивное государственное  строительство, многое возникает вновь  или кардинально обновляется. Проводимая в настоящее время реформа  бюджетной системы затронула  структуру государственных учреждений, перераспределила и упорядочила  их права и полномочия. Механизм государства, охватывающий все государственные  органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его  реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма  нет и быть не может государства.

       На  основании вышеизложенного, можно  сделать следующие выводы. Понятие  механизма государства рассматривается  в широком смысле этого слова  или в узком смысле. В узком  смысле механизм государства отождествляется  с понятием государственного аппарата, в узком смысле механизм государства  понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.

       Государство для выполнения своих функций  создает систему государственных  органов, которые в совокупности образуют механизм государства. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках. В широком смысле механизм государства охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под механизмом государства понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.

       Решающую  роль в механизме государства  играют государственные органы. Именно они специально образуются для осуществления  государственной власти. Особенностью государственных органов является то, что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет  никакая другая организация, а именно государственно-властными полномочиями. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном  механизме, находясь в сложных отношениях субординации и координации.

       Выяснение понятия механизма государства  связано с раскрытием его характерных  черт или признаков, позволяющих  отграничить его как от негосударственных  структур в политической системе  общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Обобщение  всех рассмотренных признаков позволяет  прийти к выводу, что механизм современного Российского государства - это пронизанная  едиными, законодательно закрепленными  принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система  государственных органов, посредством  которой осуществляются задачи и  функции государства.

       Вместе  с тем остаётся ещё большое  поле деятельности в сфере совершенствования  и реформирования механизма государства. До сих пор не завершена реформа, которая должна сократить бюджетные расходы и уровень коррупции, избавить граждан и бизнес от издержек на преодоление административных барьеров и достичь других, не менее важных результатов. К сожалению, уровень бюрократизации и коррумпированности государственного аппарата всё ещё высок, не завершена оптимизация государственных функций и численности госслужащих. Должны быть завершены мероприятия по реализации судебной реформы, в результате чего должна сложиться судебная система, в которой будут учтены особенности национально-государственного устройства России, объективная потребность в специализации судебной деятельности; обеспечена максимальная доступность суда для населения; расширены формы участия граждан в осуществлении правосудия, включая право каждого гражданина на рассмотрение его дела судом присяжных, если в связи с предъявленным обвинением ему грозит наказание в виде лишения свободы сроком свыше одного года и др. Оставляет много нерешённых вопросов и реформа финансирования государственных и муниципальных учреждений, в частности под угрозу исчезновения попадает ряд автономных учреждений, играющих важную социальную роль.

       Это и многое делает необходимым дальнейшее развитие и совершенствование механизма  государства, так как именно механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая  способна и должна обеспечить гармоничное  развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих граждан  и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на международной  арене. 
 
 
 
 

       Список используемой литературы 

  1. Ардашкин В.Д. К теории правоохранительного механизма // Правоведение. 1988.
 
  1. Алехина О.М. Теоретико-методологические аспекты  проблемы определения понятия государственного механизма РФ // Право: теория и практика. - 2003.
 
  1. Братко А.Г. Правоохранительная система: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1991.
 
  1. Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти // Государство и право. 1992.
  2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И.А. Бачило. М., 1998
 
  1. Комаров С.А. Общая теория государства и права  в схемах и определениях. - Москва: Юрайт, 1998.
 
  1. Кудрявцев Ю.В. Конституционный суд России: опыт и проблемы // Государство и право. 1994
  2. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. 2003.
 
  1. Проблемы  теории государства и права: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999.
 
  1. Пылин В.В. Проблемы наделения государственными полномочиями
 
  1. органов местного самоуправления // Государство  и право. 1999.
 
  1. Теория  государства и права. Учебник  для юридических вузов / Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2 – е изд., изм и  доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА * М), 2000.

Информация о работе Механизм государсвта