Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:16, курсовая работа
На определенном этапе развития общества возникает потребность в его специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного производства и разделения материальных благ, способом жизни, культурой и другими составляющими. В каждой из таких общественных групп кроме общих, появляются и специфические интересы. Возникает потребность в согласовании, координации таких интересов, в регулировании отношений между различными частями общества. Именно эта потребность и стала причиной возникновения структуры, основным предназначением которой является обеспечение целостности общества. Т
Введение
Понятие механизма государства
Понятие и признаки государственного органа. Виды государственных органов
Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Заключение
В частности, если государство имеет большую территорию (например, Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных, болезненных явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для "хирургического" вмешательства и нейтрализации этих "болезней"; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что от устройства государственного механизма во многом зависит эффективность государственного воздействия на самые разные стороны жизни общества, все происходящие в нем процессы. Это обеспечивается, в том числе, едиными принципами функционирования государственного аппарата. Главными среди них являются законность, компетентность, профессионализм, правовая культура и гуманизм. Забота о человеке, обеспечение прав личности являются важнейшим принципом социальной политики современного демократического государства. Усиливающееся внимание к идеям гуманизма - сегодня одна из отличительных черт развития мирового сообщества.
Нужно
подчеркнуть, что аппарат современных
государств, как правило, весьма громоздок
и сложен в организационном отношении;
постоянно растет численность чиновников,
работающих в различных административных
органах, ведомствах и т.п. Объясняется
это, прежде всего, тем, что государственный
аппарат приспособлен для осуществления
усложнившихся многообразных
Понятие и признаки государственного органа.
Виды
государственных органов.
Единый целостный механизм государства в целях реализации присущих ему функций разделяется на составные части – органы и подсистемы, расположенные в определенной иерархии: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации. Такая структура изменчива и разнообразна, но при всех условиях в его структуре существуют органы управления и органы принуждения, при этом управление и принуждении зачастую переплетаются между собой, в этом проявляется общесоциальная и классовая сущность государства. Множество столетий государственный аппарат был неразвит, а органы не были дифференцированы по составу и компетенции. Так, в рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел3. Механизм же современного государства может быть отмечен высокой степенью сложности и многообразием органов и учреждений, подразделяющихся на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция.
Таким образом, орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки.
К числу наиболее существенных
признаков обычно относят
1) Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Государственно - властное полномочие характеризуется тем, что:
а) Порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;
б)
Орган государства наделен
в) Установленные этими актами
предписания обеспечиваются
г) Государственный орган
Государственные
учреждения тесно примыкают к
ним, государственным органам, но собственно
не наделены властными полномочиями,
а выполняют общесоциальные функции
в сфере экономики, образования,
здравоохранения, науки и др. «В понятии
государственно-властного
Рассмотренные признаки органа государства в своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства и позволяют сформулировать его определение.
Орган государства — это
Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:
- по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);
-
в зависимости от организационно-правовых
форм деятельности и компетенции выделяют
органы: представительные, исполнительно-
Среди распорядительно-исполнительных органов:
а) органы социально-культурной сферы,
б) органы экономики,
в)
правоохранительные органы.
- в зависимости от способов формирования выделяют:
а) первичные органы,
б)
производные органы.
Первичные органы образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных либо путем назначения (Государственная Дума – первичный, правительство – производный).
- в зависимости от сферы деятельности:
а) высшие органы,
б) центральные органы,
в)
местные органы.
- в соответствии с федеральным устройством государства:
а) федеральные (центральные),
б)
органы субъектов федерации.
Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:
- представительные (законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ - Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации
- исполнительно-распорядительные - занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ - Президент, Правительство, министерства, ведомства;
- судебные органы - осуществляют правосудие.
- органы надзора. · органы местного самоуправления.
Органы государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано с федеративным устройством РФ). Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления.
Органы
надзора отличаются от органов государственной
власти специфическими, надзорными, полномочиями.
Они не издают общеобязательных велений
и не применяют самостоятельно государственное
принуждение, а осуществляют надзор
за соблюдением законодательства и
обладают особыми формами реагирования
(например, протест прокурора), а
в случае неустранения нарушений
законодательства обращаются в органы
государственной власти - суд, который
может принять принудительные меры к нарушителям
закона. Прокуратура не является органом
государственной власти. Это орган
надзора со специфическими полномочиями.
Принципы
организации и
деятельности государственного
аппарата.
Аппарат
государства это система
Такими принципами могут выступать:
-принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина – предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;