Механизм государсвта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

На определенном этапе развития общества возникает потребность в его специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного производства и разделения материальных благ, способом жизни, культурой и другими составляющими. В каждой из таких общественных групп кроме общих, появляются и специфические интересы. Возникает потребность в согласовании, координации таких интересов, в регулировании отношений между различными частями общества. Именно эта потребность и стала причиной возникновения структуры, основным предназначением которой является обеспечение целостности общества. Т

Содержание

Введение
Понятие механизма государства
Понятие и признаки государственного органа. Виды государственных органов
Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Заключение

Работа содержит 1 файл

Microsoft Word Document (3).docx

— 41.84 Кб (Скачать)

       В частности, если государство имеет  большую территорию (например, Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма  государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий  и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных, болезненных явлений  в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные  для "хирургического" вмешательства  и нейтрализации этих "болезней"; в условиях духовного кризиса  на первое место должны выдвигаться  научные, воспитательно-образовательные  подразделения, учреждения культуры и  т.д.

       Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что  от устройства государственного механизма  во многом зависит эффективность  государственного воздействия на самые  разные стороны жизни общества, все  происходящие в нем процессы. Это  обеспечивается, в том числе, едиными  принципами функционирования государственного аппарата. Главными среди них являются законность, компетентность, профессионализм, правовая культура и гуманизм. Забота о человеке, обеспечение прав личности являются важнейшим принципом социальной политики современного демократического государства. Усиливающееся внимание к идеям гуманизма - сегодня одна из отличительных черт развития мирового сообщества.

       Нужно подчеркнуть, что аппарат современных  государств, как правило, весьма громоздок  и сложен в организационном отношении; постоянно растет численность чиновников, работающих в различных административных органах, ведомствах и т.п. Объясняется  это, прежде всего, тем, что государственный  аппарат приспособлен для осуществления  усложнившихся многообразных функций  государства в современных условиях. Данное обстоятельство ставит перед  государством двоякую задачу: с одной  стороны, деятельность разных звеньев  государственного аппарата должна быть хорошо скоординирована; с другой - государство должно укреплять демократические  методы управления обществом и, соответственно, совершенствовать стиль работы государственного аппарата. Важной задачей современного демократического государства является борьба с бюрократическими барьерами, с коррумпированностью чиновничества. Эти негативные явления препятствуют нормальному развитию общества, порождая так называемый "правовой нигилизм" граждан, их отчуждение от власти, тем  самым сужая социальную базу власти, ослабляя ее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Понятие и признаки государственного органа.

Виды  государственных органов. 

       Единый  целостный механизм государства  в целях реализации присущих ему  функций  разделяется на составные  части – органы и подсистемы, расположенные в определенной иерархии: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном  механизме, находятся в сложных  отношениях субординации и координации. Такая структура изменчива и  разнообразна, но при всех условиях в его структуре существуют органы управления и органы принуждения, при  этом управление и принуждении зачастую переплетаются между собой, в  этом проявляется общесоциальная и  классовая сущность государства. Множество  столетий государственный аппарат  был неразвит, а органы не были дифференцированы по составу и компетенции. Так, в  рабовладельческом, феодальном, да и  на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел3. Механизм же современного государства может быть отмечен высокой степенью сложности и многообразием органов и учреждений, подразделяющихся на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция.

       Таким образом, орган государства - это  часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические  признаки.

         К числу наиболее существенных  признаков обычно относят следующие: 

       1) Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, т. е.  юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть,  принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их  реализацию. Государственно - властное полномочие характеризуется тем, что:

       а) Порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура  и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;

       б) Орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции  обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;

         в) Установленные этими актами  предписания обеспечиваются прежде  всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются  от нарушений возможностью применения  принудительной силы государства;   

         г) Государственный орган опирается  на  материальное обеспечение  выполнения исходящих от него  правовых предписаний,  благодаря  возможности распоряжаться определенной  частью единого фонда  государственной  собственности в пределах своей  компетенции.

       Государственные учреждения тесно примыкают к  ним, государственным органам, но собственно не наделены властными полномочиями, а выполняют общесоциальные функции  в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др. «В понятии  государственно-властного полномочия особенно наглядно проявляются  единство и органическая взаимосвязь государства  и права, механизма государства  в  целом и отдельного государственного органа. Лишь при наличии у той или иной  организации или учреждения всех перечисленных выше взаимосвязанных между собой  элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, можно  определить, что это государственный орган. Наличие государственно-властных  полномочий, обладание ими - важнейший признак государственного органа, в тесной  связи с которым находятся и другие его признаки». Во – вторых,  государственный орган как часть механизма государства обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.  Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства.  Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы, функции государства в целом осуществляются посредством  реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной  государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в  выполнении различных функций государства – таков третий признак. Для выполнения своих функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами – четвертый. И наконец, последний, их существование невозможно без персонала (коллектива) людей. «Существование государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название». Тут нужно отметить, что речь идет в первую очередь о тех, кто замещают государственные должности, являются государственными служащими.

       Рассмотренные признаки органа государства в своей  совокупности и органической  взаимосвязи  раскрывают понятие органа государства  и позволяют сформулировать его  определение.

         Орган государства — это юридически  оформленная, организационно и   хозяйственно обособленная часть  государственного механизма, состоящая  из государственных служащих, наделенная  государственно-властными полномочиями  и необходимыми материальными  средствами для осуществления,  в пределах своей компетенции,  задач и функций государства.

       Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:

       - по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);

       - в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора.

       Среди распорядительно-исполнительных органов:

       а) органы социально-культурной сферы,

       б) органы экономики,

       в) правоохранительные органы.  

       - в зависимости от способов формирования выделяют:

       а) первичные органы,

       б) производные органы.  

       Первичные органы образованы непосредственно  народом или являются исторически  сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных  либо путем назначения (Государственная Дума – первичный, правительство – производный).

       - в зависимости от сферы деятельности:

       а) высшие органы,

       б) центральные органы,

       в) местные органы.  

       - в соответствии с федеральным устройством государства:

       а) федеральные (центральные),

       б) органы субъектов федерации.  

       Основной  классификацией является классификация  органов государства по содержанию их властных полномочий:

       - представительные (законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ - Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации

       - исполнительно-распорядительные - занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ - Президент, Правительство, министерства, ведомства;

       - судебные органы - осуществляют правосудие.

       - органы надзора. · органы местного самоуправления.

       Органы  государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов  федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано  с федеративным устройством РФ). Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более  узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться  и мэрия, и городская дума, а  может действовать единый орган  местного самоуправления.

       Органы  надзора отличаются от органов государственной  власти специфическими, надзорными, полномочиями. Они не издают общеобязательных велений  и не применяют самостоятельно государственное  принуждение, а осуществляют надзор за соблюдением законодательства и  обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора), а  в случае неустранения нарушений  законодательства обращаются в органы государственной власти - суд, который может принять принудительные меры к нарушителям закона. Прокуратура не является органом государственной власти. Это  орган надзора со специфическими полномочиями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Принципы  организации и  деятельности государственного аппарата. 

       Аппарат государства это система государственных  органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, руководящие  положения, определяющие основные подходы  к формированию и функционированию государственных органов.

       Такими  принципами могут выступать:

       -принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина – предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;

Информация о работе Механизм государсвта