Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Очень долгое время в процессе эволюции и развития человечество не заметно для себя стало придерживаться определенных, доминирующих норм. Естественно, что там, где есть общество, то там и есть определенные правила общежития. На раннем этапе развития эта была однородная масса, но вскоре с увеличением развития социальной однородности и людей и численности населения, неизбежно увеличивались и правила поведения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

1. Понятие и назначение механизма (аппарата) государства…………. 5

2. Принципы организации и деятельности аппарата государства ……11

3. Понятие и виды органов государства………………………………….15

4. Место органов внутренних дел в аппарате государства……………17

Заключение…………………………………………………………………..20

Список литературы …………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ОТП.docx

— 41.44 Кб (Скачать)
y">     Как видим, речь не идет об абсолютной гласности. Она может быть ограничена в случае возможности нанесения ущерба существенным интересам государства или граждан;

     - принцип высокого профессионализма и компетенции должностных лиц государственных органов, предполагающий их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан страны. Профессиональный принцип в государственном управлении  означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе лиц, не обладающих необходимыми знаниями и опытом, приводит к негативным последствиям.

     - принцип сочетания единоначалия и коллегиальности. И единоначальный и коллегиальный способы принятия управленческих решений, взятые в отдельности, имеют достоинства и недостатки. В первом случае решения принимаются быстро, оперативно, с наименьшими затратами, создаются предпосылки для оперативного осуществления управленческой деятельности. Но такие решения нередко бывают поспешными и ошибочными. Принятые же решения коллегиально (а этому предшествует, как правило, обсуждение вопроса, выяснение различных точек зрения, уточнение спорных моментов, выработка коллективного мнения и т.п.) позволяет находить более взвешенные подходы к сложным проблемам. Именно сочетание в разумных пропорциях коллегиальности и единоначалия и придает наибольшую эффективность деятельности большинства государственных органов.

     Чтобы механизм государства действовал эффективно, следует также учитывать требования принципов планирования и прогнозирования, сочетания общегосударственных и местных интересов, всемирного учета и обеспечения прав человека.

     Можно не сомневаться, что построение и  деятельность механизма современного белорусского государства на основе этих принципов будет способствовать стабилизации и развитию общественной жизни, углублению демократизации и  организованности в стране, повышению  благосостояния народа. 
 

       
 
 

3. Понятие и виды органов государства

 

     Орган государства – структурно обособленное звено государственного аппарата, участвующее  в осуществлении функций государства  и наделенное для этого властными  полномочиями.

     Признаки  государственного органа:

     - государственный орган является  самостоятельным элементом аппарата  государства и образуется в  установленном законом порядке.  Иными словами, для образования  государственного органа необходима  правовая основа, т.е. издание  специального нормативно-правового  акта. Система государственных органов  устанавливается обычно конституцией;

     - для осуществления своих задач  каждый государственный орган  наделяется необходимыми государственно-властными  полномочиями;

     - в соответствии со своей компетенцией орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:

     а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти  акты могут быть нормативными или  индивидуально-определенными (акты применения норм права);

     б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем  применения различных методов, в  том числе методов принуждения;

     - государственный орган имеет  особую внутреннюю структуру,  состоящую из подразделений (управлений, отделов, комиссий и др.), скрепленных  единством идей, ради достижения  которых они образованы.

     - орган государства располагает  материальной базой и финансовыми  средствами, которые требуются для  осуществления его компетенции.  Значит, государственный орган всегда  находится на содержании государства,  финансируется из бюджета государства,  средства которого формируются  за счет налогов;

     - орган государства состоит из  государственных служащих, которые  находятся в особых правоотношениях  между собой, государственным  органом и государством. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и составляют их правовой статус. К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь. Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности;

     - орган государства, участвуя в  реализации функций государства,  использует для этого соответствующие  формы и методы правового воздействия;

     - орган государства, при необходимости,  ликвидируется в установленном  законом порядке.

     Органы  государства тесно взаимодействуют  между собой, образуя единый социальный организм, главная задача которого – обеспечение нормального функционирования общества, защита законных интересов  личности, охрана суверенитета и территориальной целостности государства.

     Классификация органов государства:

     1. По принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные и контрольно-надзорные органы.

     В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными нормативными актами страны органом законодательной  власти является Парламент – Национальное собрание; органами исполнительной власти - Правительство – Совет Министров, подчиненные ему органы государственного управления, другие органы исполнительной власти; органами судебной власти –  Верховный Суд, Высший Хозяйственный  Суд, Конституционный Суд; контрольно – надзорными – Прокуратура, Комитет  государственного контроля.

     2. По характеру формирования различаются первичные и производные органы государства. Первичные никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре (представительные органы). Производные создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями (исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и др.)

     3. По территориальным пределам деятельности органы государства подразделяются на высшие (президент, парламент, правительство, верховный суд); центральные (министерства, ведомства); местные (советы, муниципалитеты, исполкомы).

     4. По способу осуществления своих полномочий различают коллегиальные (парламент, правительство, исполкомы) и единоначальные (министерства, управления, отделы) органы государства.

     5. По характеру компетенции различают государственные органы общей компетенции (парламент, правительство, исполкомы, муниципалитеты, советы) и специальной компетенции (министерства, ведомства, управления).

     Иногда  органы государства классифицируются и по другим критериям. Например, по форме осуществления государственной деятельности они подразделяются на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы; по срокам полномочий – на постоянные и временные; по структуре или способу организации – на простые (не имеют внутренних подразделений, примером чего может служить нотариат) и сложные (обладают соответствующей структурной организацией – министерства, ведомства и др.); по правовым формам деятельности – на правотворческие, провоприменительные и правоохранительные. Но такого рода основания не получили сколько-нибудь широкого признания в научной литературе. А деление государственных органов на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные вообще не имеет под собой весомых оснований. Таким образом, в государственно-организационном обществе для поддерживания его нормальной жизнедеятельности, решения задач стоящих перед государством, необходимо функционирование государственных органов, которые различаются между собой по функциям, структуре, компетенции. Государственные органы и учреждения, выполняя определенные задачи, связаны между собой и являются частями общего механизма государства, в котором все органы действуют согласованно, в единой системе.

4. Место органов внутренних дел в аппарате государства

 

     Одно  из значимых мест в механизме государства  занимают органы внутренних дел. Являясь  частью государственного аппарата, органы МВД  выполняют ответственную  работу по реализации различных социальных программ в сфере укрепления законности и правопорядка. Для реализации поставленных задач они наделены необходимыми государственно-властными полномочиями. Определяющее значение для выяснения компетенции органов внутренних дел имеет Конституция Республики Беларусь,  Закон "Об органах внутренних дел" и др. Компетенция органов внутренних дел в сфере обеспечения конституционных прав и свобод граждан складывается из совокупности полномочий в этой сфере, возложенных на их отдельные структурные подразделения

     Органы  внутренних дел – государственные  правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного  порядка и обеспечивающие общественную безопасность  в соответствии с  задачами, возложенными на них настоящим  Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

     Задачи, возложенные на них, определены Законом  Республики Беларусь “Об органах внутренних дел Республики Беларусь” и иными нормативными правовыми актами. Органы внутренних дел призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Их деятельность строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения и соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан, независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений, гласности.

     В системе органов внутренних дел  особое место занимает милиция. Главная обязанность  милиции — честно и добросовестно служить народу. Поэтому выполнение каждым сотрудником милиции своего служебного долга, глубокая заинтересованность в судьбах людей, обеспечение их безопасности — непременное условие деятельности всей милиции. Уклонение же работника милиции от исполнения своих служебных обязанностей, укрытие от учета и регистрации совершенных правонарушений и другие сферы профессионального бездействия являются серьезным нарушением законности.   

       В милицию  входит криминальная  милиция, милиция общественной  безопасности и иные подразделения,  создаваемые для выполнения задач  милиции по решению Министра  внутренних дел, если иное не  определено Президентом Республики  Беларусь.

     Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по которым  обязательно производство предварительного следствия, а также организация  и осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без  вести пропавших и иных лиц  в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

     В состав криминальной милиции входят подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по наркоконтролю и противодействию  торговле людьми, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, экспертно-криминалистические, а также другие подразделения  необходимые для осуществления  деятельности криминальной милиции.

     Криминальная  милиция входит в структуру Министерства внутренних дел, главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций) и соответствующих органов внутренних дел на транспорте. По решению Министра внутренних дел могут создаваться также межтерриториальные подразделения криминальной милиции (кроме специальных подразделений по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, создаваемых в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь).   

     Милиция общественной безопасности решает задачи обеспечения личной и имущественной  безопасности граждан, общественной безопасности, охраны общественного порядка, профилактики, выявления, пресечения преступлений, административных правонарушений, розыска лиц, их совершивших, и других лиц в случаях, предусмотренных  законодательными актами Республики Беларусь.

     В состав милиции общественной безопасности входят оперативно-

     дежурные  службы, служба участковых инспекторов  милиции, инспекции по

     делам несовершеннолетних, строевые подразделения  милиции, государственная автомобильная  инспекция, дорожно-патрульная служба, подразделения, предназначенные для  содержания лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, а  также другие подразделения, необходимые  для осуществления деятельности милиции общественной безопасности.

Информация о работе Механизм государства