Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. Вопрос об определении понятия государственного механизма РФ, его сущности, структуры, принципов формирования и функционирования до настоящего времени является проблемным, представляя определенную сложность, что можно объяснить не только с учетом субъективного фактора, заключающегося в неодинаковом восприятии разными субъектами государственности, но и учитывая объективный характер многоаспектности, многогранности самого института государства и государственно-правовых явлений в различные исторические эпохи.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….….…3
1. Природа и назначение механизма государства ………………….………..4
1.1 Понятие, основные черты и структура механизма государства…….…4
1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства……....7
1.3 Бюрократия: смысл термина и назначение…………………………...…13
2. Составные части механизма государства: понятия, признаки,
классификация……………………………………………………………..….15
2.1 Главный элемент механизма государства - орган государства………..15
2.2 Структура государственного аппарата государства……………….…...16
Заключение……………………………………………………………….……24
Список используемой литературы…………………………………….……..25

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ТГиП (на 27.06.2011 г.) ИЗМЕНЕНИЯ.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Вместо «двойного подчинения» - функциональные связи по вертикали, которые оказались ослабленными. В соответствии с ч.2 ст.77 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти. Но это не универсальная система, ее единство очерчено рамками предметов ведения Федерации и предметов совместного ведения РФ и субъектов Федерации.

В данном случае признаками единства системы органов являются: структурно-функциональная схожесть (совместимость) федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также повышенная степень организационно-правового взаимодействия и подчиненности. В структуре органов исполнительной власти осуществляется правительственная государственная служба, которая реализуется в аппарате Правительства РФ, в аппаратах правительств субъектов в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ, регулирующих различные сферы деятельности. Для этой деятельности характерно то, что она обычно ведется системно, охватывая службу в органах всех уровней и любых отраслей.

Органы исполнительной власти – (органы государственного управления) – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления).

Исполнительная власть в РФ осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя, федеральных министров.

В пределах ведения РФ, совместных полномочий Федерации и её субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти её субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Традиционно центральными федеральными органами государственного управления являются: министерства, ведомства, государственные комитеты, службы, имеющие в своём составе соответствующие управления и отделы. Исполнительная власть в субъектах РФ принадлежит различным по названию органам: правительствам, областной или краевой администрациям, которые возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства и т.д.).

Судебная власть как разновидность государственной власти включает в себя систему судебных органов, статус судей, принципы правосудия, виды судопроизводства.

Главным из них является построение судебной системы. В нашей стране действуют федеральные конституционные законы «О судебной системе РФ», «Об арбитражных судах РФ». Федеральный закон о судах общей юрисдикции. Готовится концепция административной юстиции.

Судебную систему России составляют: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, соответствующие суды субъектов Федерации. В Конституции России предусмотрено, что Президент может в порядке, установленном федеральным законом, назначать судей других федеральных судов.

Общность судебной ветви власти связана с единством судебной системы, которая обеспечивается путем: установления судеб российской Конституцией и Федеральным конституционном законом «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г., соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства всеми судами Конституции РФ, федерального законодательства, общепризнанных норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других закон Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную дательного закрепления единства статуса суде; финансирования федеральных суде судей из федерального бюджета. В судебной системе осуществляется государственная  деятельность в аппаратах органов суда (Конституционный Суд Российской Федерации, арбитражные суды, юрисдикции, в том числе и военные,  всех инстанций).

В настоящее время в России проводится судебная реформа, главными задачами которой являются: 1) утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей; 2) защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве; 3) закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов; 4) достижение уровня материально-технического обеспечения судов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений, а также материального, бытового и социального обеспечения работников правоохранительных органов, соответствующего возлагаемой на эти органы и их работников ответственности; 5) обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики.

Важнейшими направлениями судебной реформы являются: создание федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом; расширение возможности обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц; установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения; организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого; дифференциация форм судопроизводства; совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону; закрепление принципа их несменяемости [8].

Еще две разновидности государственных органов – органы, «производные» от других, обслуживающие структуры – предназначены для выполнения специальных функций. Природа и назначение элемента государственного механизма, как публичные службы и корпорации. Для нашей страны характерны публичные службы, выражающие структурно и функционально объединенные массы граждан и соответствующие организации. В их рамках существуют свои звенья, соподчинённость, персонал, нормы поведения.

Выделяют 3 такие структуры: 1) армия, милиция, налоговая полиция, пограничные, железнодорожные войска как жестко организованные и централизованно управляемые структуры (охрана правопорядка, обеспечение законности, обороны страны). 2) публичные службы, призванные оказывать общественные услуги (системы телефонной и электронной связи). 3) государственные корпорации типа Газпром, Водохозстрой, сочетающие функции самостоятельных хозяйствующих субъектов и государственного регулирования.

В связи с тем, что государственная служба имеет многоцелевой функционально–деятельностный характер, цель состоит в обеспечении исполнения полномочий всех структур государственного аппарата. При этом В.А. Козбаненко подчеркивает, что «выполнение государственной службой многочисленных и разнообразных задач и функций является основанием ее структурной дифференциации и специализации по видам профессиональной государственно-служебной деятельности. Эта деятельность направлена на реализацию государственно-управленческих задач и функций, присущих органам государственной власти, которые по современному российскому законодательству являются единственной организационной формой осуществления государственной службы. Дифференциация госорганов по предмету их ведения, т.е. по объему и структуре реализуемых государственно-властных полномочий по отраслям и сферам государственной деятельности, создает основу для разделения государственной службы на виды».

Как установлено ст. 1 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г., Государственная служба РФ - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации: 

1. федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов субъектов РФ; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

2. лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

3. лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

Следует отметить, что российская Конституция и конкретизирующее ее законодательство предусматривают различный набор характеристик институционального единства (единства системы органов). Можно выделить, как минимум, четыре значения термина «система органов государственной власти». Во-первых, все органы государственной власти (федеральные и региональные) составляют единую систему в целом. Во-вторых, единую систему образуют федеральные органы государственной власти. В-третьих, органы государственной власти имеют системное построение в рамках одной ветви государственной власти. При этом система федеральных и региональных органов законодательной (представительной) власти существенно отличается от системы органов исполнительной и судебной ветвей власти. Так, например, единство органов легислатуры различных уровней характеризуется возможностью участия законодательных (представительных) органов субъектов РФ в федеральном законодательном процессе; правом участия местных представительных органов государственной власти (там, где они предусмотрены региональным законодательством) в законодательном процессе субъектов РФ. В представительных (законодательных) органах власти осуществляется так называемая парламентская государственная служба. В нее входит деятельность аппаратов обеих палат Федерального Собрания РФ, а также аппаратов парламентов (законодательных собраний) субъектов Российской Федерации.

Вышеназванные публичные службы и корпорации находятся преимущественно в государственной и муниципальной собственности. Это облегчает их гибкое использование в общественных интересах. Оно обеспечивается, в частности, ст. 426 ГК о публичном договоре, когда обязательность его заключения обусловлена характером работ и услуг коммерческой организации и обязательными правилами (утверждаются Правительством Российской Федерации) [19].

Элемент механизма государства, как процедуры принятия государственных решений – придают динамичный смысл деятельности госорганов и публичных служб, поскольку правильное и своевременное решение экономических, социальных и политических задач – важнейший показатель ее эффективности.

Деятельность государственных органов и публичных служб и корпораций, принятие и реализация государственных решений невозможны без ресурсного обеспечения. Оно выступает важным  элементом механизма государства и включает в себя: а) управление государственной собственностью; б) регулирование бюджетно-налоговых отношений; в) использование природных ресурсов; г) материально-техническое обеспечение; д) режимы использования людских ресурсов, имея в виду законодательство о труде, о занятости [5. С.106].

Заключение

В заключение можно отметить главное в механизме государства.

Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства [13. С. 94].

Приведенное определение позволяет выделить признаки механизма государства: 1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности. 2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации. 3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи. 4. При помощи механизма практически осуществляется власть, выполняются функции государства. Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства. Он в соответствии с законом имеет собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе принципов, имеющих объективный характер, всесторонний учет как при образовании государственных органов, и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом. [7. С. 157].

Список используемой литературы

1.      Конституция РФ. - М., Издательство «АЙРИС-пресс», 2011г.

2.      Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» (с изм. от 27 декабря 2009 г.) /Информационно-правовой портал «Гарант-Сервис», 2011 г.

3.      Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С.А. Комарова. – СПб.: Питер, 2006. - 576 с.

4.      Алексеева С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. проф. С.С. Алексеева – 3-е  изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 700с.

5.      Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник/ под ред. В.К. Бабаева. – 2 изд. изд. пререраб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 637 с.

6.      Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И.Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. – М.: Юрид. лит., 2007. – 432 с.

Информация о работе Механизм государства