Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:56, курсовая работа
Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. Вопрос об определении понятия государственного механизма РФ, его сущности, структуры, принципов формирования и функционирования до настоящего времени является проблемным, представляя определенную сложность, что можно объяснить не только с учетом субъективного фактора, заключающегося в неодинаковом восприятии разными субъектами государственности, но и учитывая объективный характер многоаспектности, многогранности самого института государства и государственно-правовых явлений в различные исторические эпохи.
Введение……………………………………………………………….….….…3
1. Природа и назначение механизма государства ………………….………..4
1.1 Понятие, основные черты и структура механизма государства…….…4
1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства……....7
1.3 Бюрократия: смысл термина и назначение…………………………...…13
2. Составные части механизма государства: понятия, признаки,
классификация……………………………………………………………..….15
2.1 Главный элемент механизма государства - орган государства………..15
2.2 Структура государственного аппарата государства……………….…...16
Заключение……………………………………………………………….……24
Список используемой литературы…………………………………….……..25
3) принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем для деятельности механизма государства.
В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция;
4) принцип законности – означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона.
Следует отметить принцип законности и конституционности – это означает, что конкретный орган государства, его должностные лица осуществляют свои функции строго в соответствии с конституцией и другими законодательными актами, регулирующими их деятельность.
Соблюдение законности и конституционности в работе государственного органа ограничивает возможности чиновников использовать служебное положение в личных целях для собственного обогащения.
Кроме этого, строгое следование органов государства требованиям законов и конституций является препятствием на пути административного произвола, нарушения прав и свобод граждан.
5) принцип демократизма (демократизм – участие народа в формировании и деятельности органов государства);
6) принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управления, административное право, экономика);
7) принцип компетентности и профессионализма. Профессионализм является ведущим и основным началом при организации и функционировании государственной службы.
Подготовке государственных служащих уделяется большое внимание.
Это подтверждает вступивший в силу Указ Президента РФ «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих РФ» от 28 декабря 2006 г. Указом определяется порядок профессиональной подготовки государственных гражданских служащих через профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Особо подчеркивается именно необходимость в прохождении профессионального обучения и профессиональной переподготовки «гражданскими служащими, заменяющими должности гражданской службы категории «руководители», «помощники» или «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей.
Рассматриваемые принципы являются одновременно принципами организации и принципами деятельности органа государства. Они показывают, как должны строиться и как должны действовать органы государства. Поэтому трактовка каждого принципа может быть различной в зависимости от того, на что делается акцент – на организацию или на деятельность органа государства. Например, важнейшим принципом организации и деятельности механизма государства является законность.
Законность как принцип деятельности органов государства означает:
1) органы государства вправе принимать лишь те решения, которые законом отнесены к их компетенции (например, только Дума может издавать законы, только суд осуществляет правосудие);
2) органы вправе издавать лишь те правовые акты, которые предписаны им законом (например, Президент может издавать акты, указы и распоряжения;
Государственная Дума может издавать законы и постановления; судебные органы - приговоры, решения, определения; т. е. суд не может издать закон, а президент не может вынести приговор [1, 3.С.83, 16].
Принципы единства государственной власти и разделения властей представляют собой взаимосвязанные элементы целостного механизма реализации публичной власти. Имея единый источник, которым является многонациональный российский народ, государственная власть дифференцируется по отдельным направлениям своего воздействия на общественные отношения, но в конечном итоге сливается воедино посредством применения системы сдержек и противовесов [9, С. 12].
8) Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации.
Перечисленные принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность [21].
1.3 Бюрократия: смысл термина и назначение
Все вышеперечисленные принципы оказываются бесполезными, если их осуществлением не заняты профессионалы-управленцы. Их называют бюрократией. Научный смысл термина «бюрократия» означает, с одной стороны, особый слой людей, профессионально занятых управлением, а с другой - такую организацию государственного управления, которая действует на основе обязательных дня всех правил.
Впервые бюрократия появляется на Востоке. Так, в феодальном Китае все население было разделено на группы в зависимости от служебного положения. Одну из самых многочисленных групп составляли чиновники. Их деятельность была жестко регламентирована правилами, согласно которым никто не мог обратиться к вышестоящему лицу иначе, чем последовательно пройдя все ступени чиновничьей лестницы. Во главе чиновников стоял начальник местной администрации. Он носил титул мандарина. Однако бюрократия в Китае зависела от воли императора, при том, что в отличие от других стран Востока (Египта, Вавилона) должности в Китае не передавались по наследству, а распределялись по результатам государственных экзаменов.
Система экзаменов в Китае возникла еще в первой трети II в. до н.э. экзамены имели три ступени. Две низшие проходили в уездах и столицах провинций. Только тот, кто сдал экзамены первых двух ступеней - а это было письменное сочинение и устное собеседование, - мог стать кандидатом на должность в государственном аппарате. Те, кто получал высшую оценку на экзамене второй ступени, могли участвовать в экзамене при императорском дворе.
В зависимости от результата экзамена кандидат получал государственную должность. Интересно, что по результатам экзамена чиновника могли не только повысить, но и понизить в должности. С некоторыми изменениями система экзаменов сохранилась до настоящего времени.
Западные страны также осуществляют отбор на государственные должности с помощью экзаменов и при наличии соответствующего диплома. Западная бюрократия подчиняется в своей деятельности следующим общеобязательным правилам:
1) каждый чиновник имеет четко очерченный круг обязанностей;
2) служащий не должен быть собственником учреждения, в котором работает;
3) управленческая деятельность является его основным занятием, т.е. он больше нигде не работает;
4) все взаимоотношения с населением осуществляются в письменной форме, для чего существует канцелярия, и т.п.
Подобная организация управленческой деятельности очень эффективна, поскольку основана на разделении и специализации труда. Однако у нее есть и недостатки. Бюрократы тоже люди, и у них есть личные интересы. Обладая достаточной властью, чиновники стремятся использовать ее для собственного обогащения.
Однако у бюрократической организации управленческого труда подобной системы есть негативные свойства, именуемые бюрократизмом. Это - волокита, бумаготворчество, манипулирование интересами рядовых граждан, взяточничество. Иначе говоря, бюрократизм означает неограниченную власть чиновничества, которое, вместо того чтобы служить обществу, само его использует в своих корыстных интересах. Для того чтобы ограничить размеры этой болезни, которой страдают все страны (развитые и развивающиеся), необходим постоянный контроль за всеми звеньями государственного аппарата, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность в деятельности органов государства*.
______________________________
* Мухаев Р.Т. Правовые основы Российского государства: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государств. и муницип. управление»/ Р.Т. Мухаев. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 351 с.
2. Составные части механизма государства:
понятия, признаки, классификация
2.1. Главный элемент механизма государства - орган государства
Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции.
Рассмотрим подробнее элементы государственного механизма. Важнейшее место занимают органы государства.
Орган государства – составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, определенные полномочия по управлению сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое [15].
Сегодня в РФ существуют две принципиальные, несовместимые модели государственного аппарата. «Первая модель - это извечная для России служба, ориентированная в первую очередь на обслуживание нужд «руководителя», независимо от его формального титула или даже от того, воплощена ли эта роль в одном лице либо группе людей, которой, уступая требованиям времен, достаточно лишь придать новую форму, дать некоторые новые черты. Вторая модель – это новая для России так называемая «публичная служба», исходящая из концепции государства как наемного менеджера, призванного обслуживать нужды граждан».
Для органа государства характерны признаки: а) закрепление компетенции и наличие властных полномочий для ее осуществления, т.е. право издавать обязательные правовые акты и давать обязательные предписания; б) структурная обособленность в виде самостоятельной организации; в) наличие постоянного персонала, государственных служащих; г) материально-финансовое обеспечение деятельности органа.
Существует немало разновидностей государственных органов. Каждая их разновидность образует своеобразную систему со своими специфическими функциями, взаимоотношениями, актами и т.д. Объединение таких систем дает качественно новое образование – государственный аппарат. Аппарат государства есть система взаимосвязанных государственных органов, выполняющих функции государства. Он построен и функционирует в нашей стране на основе принципов народовластия, верховенства Конституции и законов, федерализма, разделения властей, децентрализации и деконцентрации. Эти принципы конкретизируются применительно к разным государственным «органам. Например, в ст. 5-9 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» - принципы осуществления судебной власти [5, 19].
2.2. Структура государственного аппарата российского государства
Внутри госаппарата можно различать виды органов: а) Президент РФ как глава государства; б) конституционные органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Эти органы являются своего рода первичными органами государственной власти, статус которых установлен в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации; в) государственные органы, образуемые вышеназванными органами государственной власти и получающие «функциональный мандат» именно от них. Такова, например, Счетная палата, создаваемая палатами Федерального Собрания, контрольно-счетные палаты в субъектах Федерации; г) обслуживающие государственные структуры, например Администрация Президента РФ.
Важнейшим основанием для классификации госорганов служит их конституционное деление. Единая государственная власть, в основу которой заложен принцип народовластия и приоритета институтов прямой демократии, разделяется по структурно-функциональному признаку.
Согласно Конституции (ст. 80, 83, 87, 88), Президент РФ как глава государства является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, утверждает военную доктрину РФ, имеет право ввести военное положение и чрезвычайное положение, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства [1, 6].
Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В механизме государства разделение властей стало общепризнанной концепцией и конституционным принципам устройства государства.
Органы законодательной власти – т.е. «первичные», органы государственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов.
Исполнительная власть – на её приходится основной объем работы по управлению государственными делами.
Исполнительная власть нужна: 1. для осуществления управления и регулирования. 2. для обеспечения прав и интересов граждан. 3. для оперативного решения государственных дел. 4. для исполнения законов. Таково ее предназначение и выделяемые для этого средства (материальные, финансовые ресурсы), мощная, разветвленная структура, корпус управленцев, информация.
Принятие Конституции РФ и конституций, уставов ее субъектов, новых законов отразило иные концептуальные подходы понятие «органы государственного управления» заменено понятиями «исполнительная власть» и «органы исполнительной власти», которые нельзя отождествлять. Закрепление принципа разделения властей привело к признанию самостоятельности этой ветви власти, к ее большей независимости от представительных органов.