Лоббизм в правотворческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

В либерально-демократическом обществе признано, что самые различные социальные группы, классы, нации имеют свои законные интересы и право их защищать всеми законными способами. Одним из самых действенных способов является право указанных субъектов общественных отношений участвовать в формировании государственной власти, приводя к ней, с той или иной степенью успеха, своих представителей - процесс лоббирования, являющийся предметом моей курсовой работы

Содержание

Введение.

1. Понятие лоббизма;

 Цели лоббизма;

 Формы лоббистской деятельности;

 Объекты, субъекты лоббистской деятельности;

 Виды лоббизма.

2. Функция лоббистской деятельности.

3. История развития лоббизма в России.

4. Проблемы правового формирования лоббизма.

Заключение.

Использованная литература.

Работа содержит 1 файл

лоббизм в правотворческой деятельности.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

4.Региональные лоббисты стремятся получить определенные льготы и преимущества для своих территорий. В этом отношении самыми активными являются представители московского лобби. Лоббирование интересов одного региона в ущерб интересам остальных регионов России, да и страны в целом неизбежно приводит к негативным последствиям;

5. Иностранные лоббисты - это влиятельные зарубежные «группы давления», национальные общины. Так, в США весомое место в политической структуре страны занимают еврейское, польское, арабское лобби. Все они пытаются воздействовать на принятие решений, выражающих интересы своих диаспор и стран.

Перечисленные субъекты могут быть взаимосвязаны. В связи с отсутствием четкого разграничения между лоббистскими группами их деление весьма условно.

Виды лоббистской деятельности различаются в зависимости от объекта лоббирования (законодательный, исполнительный и судебный лоббизм); от субъекта лоббирования (политический, экономический, социальный, региональный, иностранный лоббизм); от взаимоотношений объекта и субъекта лоббирования (плюралистический и корпоративный лоббизм);от механизма достижения целей (правотворческий, реализуемый через нормативные акты в законодательных органах власти, и правоприменительный, достигаемый через акты применения права, лоббизм);от времени действия (долгосрочный, т. е. постепенный, и краткосрочный, направленный на принятие одного или нескольких решений лоббизм).

Специальные лоббистские структуры. Реальные лоббисты чаще действуют не самостоятельно, а через своих представителей. В странах с развитыми лоббистскими традициями (США, Великобритания, Канада, Австралия, Германия) существуют специальные структуры, способствующие максимальной реализации целей лоббизма. К ним относятся, во-первых, профессиональные лоббистские фирмы (их годовой оборот только в Великобритании составляет более 500 млн. фунтов стерлингов; услугами самой крупной лоббистской компании «Чайм коммьюникейшенз» пользовалась не только Маргарет Тэтчер, но и крупные газетные и промышленные магнаты, а также иностранные лоббисты - бывшее политическое руководство ЮАР и султан Брунея);во-вторых, специальные (от 10 до 100 сотрудников) лоббистские группы, которые входят в структуры практически всех крупных корпораций, предпринимательских и профессиональных союзов, общественных организаций; в-третьих, формально предпринимательские, профессиональные или общественные организации, занимающиеся преимущественно лоббистской деятельностью.

Необходимо учитывать позитивные и негативные стороны лоббизма, выявляя, какие его стороны нуждаются в правовой поддержке и стимулировании, а какие - в правовом ограничении и сдерживании.

Противники лоббизма в качестве его негативных сторон зачастую приводят

взяточничество, коррупцию, возможность удовлетворения иностранных интересов в ущерб национальным и т. д. Однако подобные аргументы только подчеркивают необходимость и целесообразность правового регулирования лоббизма, так как эти явления существуют независимо от того, признается или нет лоббистская деятельность. Более того, законодательно закрепленный институт лоббизма создает возможности их предотвращения.

«Минусы»

1. Создание препятствий стабильной и оперативной государственной деятельности, что связано с постоянным перераспределением бюджета;

2. Опасность для демократических устоев общества, превращение демократических институтов в мощный инструмент влияния отдельных групп интересов;

3. Рост социальной напряженности в связи с более высокой результативностью лоббизма экономических субъектов по сравнению с другими группами интересов;

4. Субъективная интерпретация информации, поставляемой государственным органам.

«Плюсы»

1. Придание органам государственной власти большей гибкости и динамики путем оказания влияния на государственные решения;

2. Содействие развитию демократических традиций; реализация конституционных прав граждан на участие в управлении государственными делами. Мобилизация общественной поддержки или оппозиция законопроектам;

3. Содействие сохранению равновесия в обществе, нахождению точек соприкосновения и достижению компромиссов между различными субъектами лоббирования;

4. Расширение информационной базы принимаемых решений, придание интересам различных групп большей значимости и актуальности.

Функции лоббизма.

«Отрицательные» стороны лоббизма очевидны: то, что может быть выгодно одной социальной группе, может быть не выгодно всему обществу. Совсем необязательно, что лоббист будет представлять интересы большей части общества. Следует учесть, что группы давления - это по большей части элитные группы, для которых характерны свои интересы, отличные от большинства населения. Однако большинство специалистов утверждает, что лоббизм - абсолютно легитимный и нужный институт в гражданском обществе.

Вот основные функции лоббизма:

- посредничество между обществом и государством

Лоббисты представляют интересы общества перед органами государственной власти. Добиваясь своих, чаще всего экономических целей, лоббисты реализуют интересы большинства населения. Например, если лоббист представляет интересы крупной промышленности, то добившись инвестиций, он обеспечит работников предприятия зарплатой.

- замещение представительства

Лоббисты в некоторых случаях представляют интересы части общества, замещая при этом официальных представителей (чиновников, депутатов законодательных органов власти) народа.

- упорядочивание плюрализма общественного мнения

Многие партии имеют похожие программы, которые не совпадают в определенных позициях (например, в современной России это Яблоко и СПС, Единство и Отечество), лоббисты упорядочивают резкость мнений, реализуя интересы, а не отстаивая позиции партий.

- информационная функция

              Такой канал лоббирования как СМИ выполняет функцию информирования широкой публики о каких-то событиях, фактах из жизни политиков и т.д. Возможно, это не самый легитимный способ лоббирования, ведь каждый журналист может иметь собственное мнение о события, которое может не быть объективным.

- постановка актуальных вопросов

Лоббисты, добиваясь своих целей, ставят актуальные вопросы перед общественностью и органами государственной власти. Например, когда в США получили широкое распространение видеокассеты именно лоббисты подняли вопрос перед законодательной властью о проблеме незаконного копирования кассет.

Есть интересное исследование института социологии Российской академии наук, в ходе которого были опрошены представители современного среднего российского бизнеса. На вопрос в чем, по мнению респондентов, заключается деятельность лоббистских организаций были получены следующие ответы:

- защита от коррупции в государственных органах власти - 57 %

- поддержка в борьбе с бюрократизмом - 54%

- помощь в получении достоверной информации о рыночной конъюнктуре и политических прогнозов - 47 %

Можно выделить несколько стадий лоббистской деятельности:

1. сбор информации

Сбор информации - первый и важнейший этап лоббистской деятельности. для лоббиста необходимо владеть всей полнотой информации по вопросу, которым он занимается. Источниками такой информации могут быть:

- официальные документы

- статистические данные

- слушания в органах законодательной власти

- неформальные встречи с представителями органов государственной власти, ведущими политиками, экспертами и т.д.

2. коалиционное строительство

Следующим этапом работы лоббиста является поиск союзников для реализации своих целей. Понятно, что объединение каких-либо организаций имеет большие шансы на достижение главной своей цели: оказания влияние

на принятие политического решения. Например, по вопросам о правах женщин, разные американские женские объединения, такие как Национальная Женская Организация, Американская ассоциация студенток, Лига женщин­-избирателей и другие обычно выступают вместе. Работая вместе, такие группы могут разработать более продуманную стратегию своей работы, установить ее приоритеты.

3. процедура лоббирования

непосредственное лоббирование (прямое)

Прямое лоббирование подразумевает личный контакт лоббиста с лицом, принимающим решение. По опросам вашингтонских лоббистов, 98% из них работают именно таким образом, используя для достижения своих целей прямой контакт с политиками. Во время таких встреч лоббист, как правило, высказывает лицу, принимающему решение, свою точку зрение на вопрос, аргументируя ее конкретными данными. Можно выделить несколько способов прямого лоббирования:

- выступление на слушаниях по законопроектам. Этот метод дает возможность лоббистам открыто выразить свои интересы. Это наиболее заметная для публики часть деятельности лоббистов. Лоббисты могут, как участвовать в разработке законопроектов, так и представлять уже готовые законопроекты комиссиям и комитетам законодательных органов.

- личные встречи с лицами, принимающими решение, они могут быть, как формальными, так и неформальными.

- преподнесение подарков лицам, принимающим решение.

- опосредованное лоббирование (непрямое ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития лоббизма в России.

В СССР и России лоббизм действительно является умением «открывать лбом двери чиновников». Временем зарождения лоббизма в СССР считается середина ХХ века, однако уже в начале ХХ века интересы крупной буржуазии лоббировались в правительстве. Всего в стране в это время существовало около 150 предпринимательских объединений, в той или иной степени выполнявших представительные функции. Все их можно разбить на 4 группы:

1) купеческие управы

2) комитеты торговли и мануфактур

3) биржевые общества и возглавлявшие их биржевые комитеты,

4) отраслевые и территориальные объединения - съезды и совещательные конторы промышленников и торговцев и общества заводчиков и фабрикантов.

Купеческие управы, учреждения, носившие чисто сословный характер, выглядели в начале ХХ века атавизмом и не играли сколько-нибудь заметной роли в деле представительства торгово-промышленных интересов и в торгово- промышленной жизни. В целом  что касается Совета торговли и мануфактур, его московского отделения и провинциальных комитетов торговли и мануфактур, то и они с момента организации и на протяжении всей своей истории не отвечали требованиям, предъявляемым к представительным учреждениям. Основной недостаток центральных органов в Москве и Петербурге заключался в том, что их члены не выбирались из торгово-­промышленной среды, но назначались министром финансов. Эти учреждения целиком зависели от правительства и по сути сами были полуправительственными органами, не пользовались поэтому влиянием и авторитетом в предпринимательской среде, и, самое главное, практически бездействовали. Провинциальные же комитеты не получили широкого распространения, поскольку их основание производилось по желанию местных городских или купеческих обществ, а участие в них не было обязательным.

Финансирование же комитетов проводилось за счет городских общественных сумм или добровольных взносов купечества. Естественно, что на таких условиях комитеты торговли и мануфактур были основаны не во многих городах, да и некоторые из возникших так и остались на бумаге (всего к началу ХХ века в России было 15 комитетов). Кроме того, возникновение и состав комитетов торговли и мануфактур было зачастую довольно случайным.

Так же как Совет торговли и мануфактур и его московское отделение, большинство провинциальных комитетов, за редким исключением, не занимались активной деятельностью и не имели никакого веса среди торговцев и промышленников. Самой многочисленной группой представительных организаций были биржевые общества и биржевые комитеты.

А.А. Вольский в докладе на первом Съезде Союза торговых и промышленных предприятий в январе 1906 года говорил о существовании в России на 1905 год около 55 бирж, Л.Е. Шепелев приводит цифру 85. Точное количество определить весьма трудно, поскольку многие биржи в небольших городах существовали только на бумаге, имели место также случаи функционирования биржевых комитетов при отсутствии всякой биржевой деятельности, - то есть такой комитет изначально организовывался только для представительства интересов местного купечества. Подобная практика, видимо, была достаточно распространена, поскольку отдел торговли министерства финансов счел нужным в объяснительной записке к проекту Положения о выборных учреждениях торгово-промышленного класса и о биржевом устройстве специально оговорить подобный случай. Так или иначе число биржевых комитетов было довольно значительным, а их представительная деятельность достаточно активной. Вообще говоря, сферой их компетенции являлось заведование биржевой торговлей. В 1903 году на Совещании о нуждах торгово-промышленного класса и биржевой реформе констатировалось, что "из числа общественных торгово-­промышленных организаций биржевые установления оказались наиболее жизненными и наиболее приближающимися к типу представительных выборных учреждений". Главным достоинством биржевых обществ как представительных учреждений было то, что в них в большей степени, чем в любых других организациях уравновешивались и согласовывались интересы торговли и промышленности и их различных отраслей.

Информация о работе Лоббизм в правотворческой деятельности