Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:53, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Теория государства и права".
Некоторые авторы в качестве первого необходимого компонента политической системы выделяют относительно большое количество людей граждан, вообще избирателей, стоящих на разных ступенях политической культуры. Вторым компонентом политической системы является категория должностных лиц, решения которых признаются членами политического сообщества как обязательные. Они — основа политической власти. Третий компонент — режим, т. е. конституционно-правовые принципы и структуры, политические процессы, институциональные формы и основные ценности, регулирующие работу системы. Четвертый компонент — территория. Однако политическая система не всегда равнозначна государству. В связи с этим существует понятие “политическое пространство” (“политическое поле”).
Существует мнение, что политическая система как целое включает в себя также неформальные (неофициальные) факторы:
а) историческое наследие общества, его географические ресурсы, социальную и экономическую организацию, идеологию, системы ценностей, политический стиль;
б) структуру партийного руководства и политических интересов данного общества.
Все это
формирует рабочую среду
Процесс взаимодействия между перечисленными фундаментальными аспектами политической системы и государственными органами этой системы обусловливает “динамику политики”.
Вполне обоснованно выделяются и такие элементы политической системы:
— окружающая среда (внутренняя и международная) — это совокупность политической культуры, социальных, экономических и географических условий, а также режима власти в обществе;
— связь — коммуникация (инфраструктура) — это институты, структуры и процессы, которые соединяют общество с правительством и обеспечивают двухсторонние каналы общения. Это в большей степени политические партии, группы интересов; они отрабатывают поступающие из окружающей среды импульсы требований и поддержки и передают их в системы выработки решений. Эти структуры выступают и в качестве инструментов управления;
—система выработки решения состоит из структур и процессов, воспринимающих импульсы требований и поддержки, переданные через систему коммуникаций, и трансформирующих их в политический продукт;
— политический результат, т. е. какого рода политику вырабатывает система; характер политики в одной сфере может влиять на политику в других сферах.
В последние годы
Институциональная подсистема — это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации предпринимателей, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации.
Нормативная подсистема включает в себя нормы правд, политические традиции, политическую мораль, политическую этику.
Функциональная подсистема — это формы
и направления политической деятельности,
способы и методы осуществления власти
(политический режим). Коммуникативную
подсистему представляют: политическая
культура, политическое сознание (политическая
идеология и политическая психология),
политические отношения.
27. ГОСУДАРСТВО
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
Поскольку ткань политических отношений образует взаимодействие частных и общих интересов, служащее причиной и их возникновения, и их разрушения, то необходим специальный механизм, орган, который бы эту динамику упорядочивал, поддерживал, используя различия для укрепления, а не для разрушения общества.
Такой силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные группы, является государство с присущими ему специфическими признаками.
Во-первых, это способность к интеграции общества при наличии социальных различий вызываемой ими борьбы интересов. Определяя внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивая общественный порядок и оборону страны, государство выступает в качестве официального представителя общества, каждого его члена.
Во-вторых,
государство – это орган
В третьих, правотворческая функция государства в обществе. На основе издаваемых законов, имеющих обязательный характер для всех его членов, осуществляется управление обществом, регламентация собственной деятельности государства, которое, по словам И. Канта, и является объединением множсс1ва людей, подчиненных правовым законам.
В-четвертых,
публичность государственной
В-пятых, специфичность и четкость границ политического пространства. Государство имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и юридический ареал – оно охватывает граждан – членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности, платящих налоги, т.е. материально способствующих и обеспечивающих существование и деятельность государственных органов.
Многие десятилетия умы людей заняты теоретическими и практическими поисками такого состояния политической системы, когда человек и государство были бы не враждебными, а взаимодополняющими началами социальной жизни. Таковыми они могут быть в случае, если их усилия будут направлены не на взаимное разрушение или подавление одного другим, а на взаимодействие в рамках сохранения самостоятельности, автономии государства и личности. Подобное состояние достигается, когда политическая система строится на основе принципов гражданского общества и правового государства.
Как
политический принцип идея гражданского
общества выражается в отказе государства
от претензий на регулирование всего
многообразия социальных связей, от его
тотальной ответственности
за решение любой социальной проблемы.
Действительно, может ли государство брать
на себя обязательство сделать каждого
человека счастливым, здоровым и т.д.? Нет.
Оно может лишь способствовать созданию
комплекса условий, реализация которых
в жизненно значимые ценности – мело самого
человека. Поэтому в условиях гражданского
общества государство отказывается от
мелочной регламентации поведения людей
в пользу выработки у них ответственного
отношения к своему предназначению, возможностям
и ресурсам. Причем реальной базой такого
отношения может быть только безусловно
признаваемое государством право индивида
на распоряжение тем, что ему принадлежит.
28. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек (“диктатор”), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая.
Еще Аристотель в своей “
Французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:
Классификация
политических систем необходима, так
как политическая наука изучает
не одну систему, а проводит сравнительный
политический анализ нескольких систем,
выявляет общее и особенное в их структуре,
функциях и механизмах функционирования.
29. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА
Право - это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.
Раскрывая понятие права, необходимо обратиться к его признакам:
1) государственно-волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;
2) нормативность.
Право осуществляется как
3) взаимозависимость
права и государства, которая
обнаруживается как при
4) общеобязательность
- выражается в том, что все
принятые в государстве
5) формальная определенность. Право как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права.
6(системность
и иерархичность, которая
7) регулирующее
воздействие, которое
8) установление
и обеспечение государством, так
как оно имеет право на
30. ПРИНЦИПЫ ПРАВА
Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.
Существует несколько свойств принципов права: