14. ПОНЯТИЕ
И ЭЛЕМЕНТЫ
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Типология государств тесно связана
с понятием формы государства.
Особенности каждого конкретного
типа государства устанавливаются
на основе анализа его организационного
устройства, методов осуществления
государственной власти.
Четкого соотношения между типом
и формой государства нет. С
одной стороны в пределах государства
одного и того же типа могут
встречаться различные формы
организации и деятельности государственной
власти, а с другой государства
различного типа могут обличаться в одинаковую
форму. Своеобразие конкретной формы
государства любого исторического периода
определяется, прежде всего, степенью
зрелости общества и государственной
жизни, задачами и целями, которые ставит
перед собой государство. Другими словами,
категория формы государства непосредственно
зависит от его содержания и определяется
им.
Серьезное влияние на форму
государства оказывает культурный
уровень народа, его исторические
традиции, характер религиозных
мировоззрений, национальные особенности,
природные условия проживания и другие
факторы. Специфику формы государства
определяет также характер взаимоотношений
государства и его органов с негосударственными
организациями (партиями, профсоюзами,
общественными движениями, церковью и
другими организациями).
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное
общественное явление, которое
включает в себя три
взаимосвязанных элемента: форму
правления, форму государственного
устройства и форму государственного
режима.
В различных странах государственные
формы имеют свои особенности,
характерные признаки, которые по
мере общественного развития
наполняются новым содержанием,
обогащаясь во взаимосвязи и
взаимодействий. Вместе с тем форма
существующих государств, особенно современных,
имеет общие признаки, что позволяет дать
определение каждому элементу формы государства.
15. ФОРМА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
Форма
правления представляет собой структуру
высших органов государственной власти,
порядок их образование и распределение
компетенции между ними.
Форма государственного правления
дает возможность уяснить:
- как создаются высшие
органы государства, и какого
их строение;
- как строятся взаимоотношения между
высшими и другими государственными органами;
- как строятся взаимоотношения между
верховной государственной властью и
населением страны;
- в какой мере организация высших органов
государства позволяет обеспечивать права
и свободы гражданина.
По указанным признакам формы
государственного правления подразделяются
на :
- монархические ( единоличные,
наследственные)
- республиканские ( коллегиальные,
выборные)
Монархия - это такая форма правления,
при которой верховная власть осуществляется
единолично и переходит, как правило, по
наследству.
Основными признаками классической
монархической формы управления
являются: существование единоличного
главы государства, пользующегося своей
властью пожизненно (царь, король, император,
шах); наследственный порядок преемственности
верховной власти; представительство
государства монарха по своему усмотрению;
юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого
общества. При феодализме она стала основной
формой государственного правления. В
буржуазном же обществе сохранились лишь
традиционные, а в основном формальные
черты монархического управления.
В свою очередь монархия делится
на :
- абсолютную
- ограниченную (парламентарную)
- дуалистическую
- теократическую
- парламентарную
Абсолютная монархия - такая
форма правления, при которой
верховная государственная власть
по закону всецело принадлежит одному
лицу.
Власть в центре и на местах
принадлежит не крупным феодалам,
а чиновникам, которые могут назначаться
и увольняться монархом.
Конституционная монархия представляет
собой такую форму правления,
при которой власть монарха значительно
ограничена представительным органом.
Обычно это ограничение определяется
конституцией, утверждаемой парламентом.
Монарх же не в праве изменить конституцию.
Конституционная монархия бывает
парламентарной и дуалистической.
Парламентская монархия характеризуется
следующими основными признаками:
правительство формируется из
представителей определенной партии
(или партий) получивших большинство
голосов на выборах в парламент;
лидер партии, обладающий наибольшим
числом депутатских мест, становится главой
государства; в законодательной, исполнительной
и судебной сферах власть монарха фактически
отсутствует, она является символической;
законодательные акты принимаются парламентом
и формально подписываются монархом; правительство
согласно конституции несет ответственность
не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно
считать - Великобританию, Бельгию,
Данию и др.
При дуалистической монархии
государственная власть носит двойственный
характер. Юридически и фактически власть
разделена между правительством, формируемым
монархом, и парламентом.
Республика
- (лат. respublica)
общенародное дело. Республиканская
форма правления - эта такая форма правления,
при которой власть осуществляется выборными
органами, избираемые на определенный
срок. В республике главой государства
является президент, избираемый разными
способами, но из среды граждан государства.
В разных странах выборы президента происходят
по-разному, но во всех странам президент
выбирается народом.
Общими признаками республиканской
формы правления являются: существование
единоличного и коллегиального
главы государства; выборность
на определенный срок главы
государства и других верховных
органов государственной власти; осуществление
государственной власти не по своему велению,
а по поручению народа; юридическая ответственность
главы государства в случаях, предусмотренных
законом; обязательность решений верховной
государственной власти.
Насчитывается несколько основных
разновидностей республиканского правления.
В свою очередь они делятся по форме государственного
устройства на: парламентарные и президентские
Парламентская республика - разновидность
современной формы государственного
правления, при которой верховная роль
в организации государственной жизни
принадлежит парламенту.
В
ряде стран Азии и Африки ограниченные
монархии действуют в виде дуалистических
монархий (например, в Марокко, Иордании
и др.). Исполнительной власти, но и значительная
часть власти законодательной, выражающейся
в праве налагать абсолютное вето (от дат.
veto — запрещаю) на законы, принятые парламентом.
Этот не позволяет закону вступить в силу,
зато монарх в дуалистической монархии
обладает неограниченным правом на издание
указов, подменяющих собой законы либо
имеющих даже большую нормативную силу
по сравнению с ними.
В
некоторых монархических государствах
(например, в Саудовской Аравии) их глава
возглавляет не только светское, но и религиозное
управление страной. Такие монархии носят
название сократических.
Смешанная
(полупрезидентская) республика характеризуется
сочетанием основных черт обоих типов
республиканской формы правления,
а также новых, не известных ни
одному из рассмотренных выше типов республики
черт.
16. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО
УСТРОЙСТВА
Форма
государственного устройства -
это национальное и административно-территориальное
строение государства, которое раскрывает
характер, взаимоотношений между
его составными частями, между центральными
и местными органами государственного
управления, власти.
В отличии от форм правления
организация государства рассматривается
с точки зрения распределения
государственной власти и государственного
суверенитета в центре и на
местах, их разделение между составными
частями государства.
Форма государственного устройства
показывает: из каких частей состоит
внутренняя структура государства;
какого правовое положение этих
частей и каковы взаимоотношения
этих органов; как строятся
отношения между центральными
и местными государственными органами;
в какой государственной форме выражаются
интересы каждой нации, проживающей на
этой территории.
По форме государственного устройства
все государства можно подразделить
на три основные группы :
- унитарное;
- федеративное;
- конфедеративное.
Унитарное государство - это
единое цельное государственное
образование, состоящее из административно-территориальных
единиц, которые подчиняются центральным
органам власти и признаками государственной
независимости не обладают.
Унитарное государство характеризуется
следующими признаками: унитарное
устройство предполагает единые,
общие для всей страны высшие исполнительные,
представительные и судебные органы, которые
осуществляют верховное руководство соответствующими
органами; на территории унитарного государства
действует одна конституция, единая система
законодательства, одно гражданство; составные
части унитарного государства (области,
департаменты, округа, провинции, графства)
государственным суверенитетом не обладают;
унитарное государство, на территории
которого проживают небольшие по численности
национальности, широко допускает национальную
и законодательную автономию; все внешние
межгосударственные сношения осуществляют
центральные органы, которые официально
представляют страну на международной
арене; имеет единые вооруженные силы,
руководство которыми осуществляется
центральными органами государственной
власти.
Федерация
- представляет собой добровольное
объединение ранее самостоятельных
государственных образований в
одно союзное государство.
Можно
выделить наиболее общие черты, которые
характерны для большинства федеративных
государств.
1. Территория федерации состоит
из территорий ее отдельных
субъектов: штатов, кантов, земель, республик
и т.д.
2. В союзном государстве верховная
исполнительная, законодательная и
судебная власть принадлежит
федеральным государственным органам.
3. Субъекты федерации имеют право
принятия собственной конституции,
имеют свои высшие исполнительные,
законодательные и судебные органы