Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:53, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Теория государства и права".
По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).
Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.
Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином "парламент".
Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты.
Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник — народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов исполнительной законодательной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях — монарх в республиках — президент.
Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.
По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.
Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.
В механизм государства входят силовые ведомства составляющие основу властной силы государства, — вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней — охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Особо выделяются в механизме государства местные органы власти.
Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента. Он назначает прокуроров субъектов Федерации по согласованию с последними и иных прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
Системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов создаются ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Органы местного самоуправления в механизм государства не входят, ибо не являются государственными.
Виды
государственных органов
2) объема выполняемых полномочий;
3) широты компетенции;
4) характера
организационно-правовых форм
5) числа
государственных гражданских
6) времени функционирования.
В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:
1) на первичные - к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;
2) производные - органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).
В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:
1) высшие органы власти - это правительство, парламент и т.д.;
2) центральные, в частности министерства;
3) местные - государственные органы субъектов Федерации и т.п.
В зависимости от широты компетенции различают:
1) органы общей компетенции - это президент, правительство и др.;
2) органы специальной компетенции - это министерства, различные службы и агентства.
В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы: 1) коллегиальные - те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство; 2)единоличные - где решения принимаются единолично руководителем, например президентом. В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:
1) законодательные;
2) исполнительные;
3) судебные;
4) контрольно-надзорные органы.
В зависимости
от времени функционирования: 1) постоянные органы
- составляют большинство государственных
органов, рассчитаны на функционирование
в нормальных условиях; 2) временные, которые
создаются в чрезвычайных условиях, а
также для реализации каких-либо крупномасштабных
задач
25. СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Государство и общество находятся во взаимосвязи:
1) государство
является инструментом для
2) государство реализует свою деятельность в правовых формах;
3) государство связано с обществом, всеми участниками общественных и правовых отношений как правами, так и юридическими и социальными обязательствами; 4)в процессе формирования органов государственной власти на них возлагается ряд закрепленных в Конституции обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.
Конституция определяет меру свободы и ответственности государства перед обществом, личностью и устанавливает пределы государственного вмешательства в сферу жизнедеятельности члена общества, которые не могут быть нарушены без риска утратить государством свою легитимность. Конституция определяет границы индивидуальной автономии индивидуума, наиболее значимые формы и способы ее проявления. В демократическом государстве закон обязателен как для членов общества, так и самого государства, его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц. В условиях разделения властей в правовом государстве законы преобразуются в нормы, которые содержат не только взаимные обязательства государства и общества, но и права. Человек теперь является не только обязанной стороной, но также обладает правами, которым соответствуют обязанности государства, должностных лиц. Государство в этом случае является гарантом прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией, исполняет обязанности по их обеспечению.
Однако функции государства не сводятся лишь к охранительным. Конституция Российской Федерации закрепляет социальные, экономические и культурные права человека и гражданина.
В соответствии с этим обязанности государства перед членами общества носят характер не только наиболее общих установок в области социальной направленности экономики, но и гораздо более точные юридические предписания: 1) запрет на использование принудительного труда и дискриминацию в трудовых отношениях; 2(бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; 3) обязательность основного общего образования и т.д. Основной Закон определяет обязанности государства в социально-экономической и культурной областях общественной и индивидуальной жизни.
В демократическом правовом государстве правильное определение обязанностей государства по отношению к обществу, которые фиксируются в принимаемых на основе и в соответствии с Конституцией законах и других нормативных актах, их верная конкретизация относительно к особенностям разных отраслей права способствуют более правильному, точному регулированию разных сторон общественных отношений, а также улучшению социального механизма реализации права, повышению его действенности, созданию условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь и свободное развитие общества и каждого человека.
Большую
роль в этом процессе должен играть
Конституционный Суд, от которого в значительной
мере зависит правильное, соответствующее
Конституции толкование принципа социального
правового государства, его содержания
в политической области, в сфере охраны
труда и здравоохранения, обеспечения
поддержки семьи, материнства, отцовства
и детства, пожилых людей, развития социальных
служб и т.п.
26. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.
Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:
Современным политическим системам присуща структурная дифференциация — относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональному признаку, т.е. имеются и законодательные собрания, и административные и исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы интересов, и органы информации, при чем каждая структура должна выполнять какую-то функции. Однако для примитивных, или традиционных, структур характерно отсутствие такой дифференциации: специализированные структуры там выполняют и политические функции; многие функции выполняются одними и теми же органами.
Сильная структурная
Рассмотрим структуру
Так, П. Шаран элементами