Лекции по "Теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:53, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Ответы по ТГП.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

      По  широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

      Органы  государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию  его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

      Законодательные органы. Право издания законов  принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином "парламент".

      Парламенты  в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты.

      Глава государства. Разделенная на три  ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник — народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов исполнительной законодательной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях — монарх в республиках — президент.

      Исполнительные  органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.

      По  всем вопросам своей компетенции  правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.

      Органы  правосудия образуют довольно сложную  систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

      В механизм государства входят силовые  ведомства составляющие основу властной силы государства, — вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней — охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Особо выделяются в механизме государства местные органы власти.

      Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента. Он назначает прокуроров субъектов Федерации по согласованию с последними и иных прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

      Системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов создаются ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

      Органы  местного самоуправления в механизм государства не входят, ибо не являются государственными.

Виды  государственных органов разделяют  на несколько групп в зависимости: 1) от порядка их формирования;

2) объема  выполняемых полномочий;

3) широты  компетенции;

4) характера  организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);

5) числа  государственных гражданских служащих;

6) времени  функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1) на  первичные - к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

2) производные  - органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

В зависимости  от объема выполняемых полномочий выделяют:

1) высшие  органы власти - это правительство,  парламент и т.д.;

2) центральные,  в частности министерства;

3) местные  - государственные органы субъектов Федерации и т.п.

В зависимости  от широты компетенции различают:

1) органы  общей компетенции - это президент,  правительство и др.;

2) органы  специальной компетенции - это  министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы: 1) коллегиальные - те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство; 2)единоличные - где решения принимаются единолично руководителем, например президентом. В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:

1) законодательные; 

2) исполнительные;

3) судебные;

4) контрольно-надзорные  органы.

В зависимости  от времени функционирования: 1) постоянные органы - составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач 
 

25. СООТНОШЕНИЕ  ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Государство и общество находятся во взаимосвязи:

1) государство  является инструментом для осуществления суверенной воли общества, всего народа;

2) государство  реализует свою деятельность  в правовых формах;

3) государство  связано с обществом, всеми  участниками общественных и правовых отношений как правами, так и юридическими и социальными обязательствами; 4)в процессе формирования органов государственной власти на них возлагается ряд закрепленных в Конституции обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.

Конституция определяет меру свободы и ответственности государства перед обществом, личностью и устанавливает пределы государственного вмешательства в сферу жизнедеятельности члена общества, которые не могут быть нарушены без риска утратить государством свою легитимность. Конституция определяет границы индивидуальной автономии индивидуума, наиболее значимые формы и способы ее проявления. В демократическом государстве закон обязателен как для членов общества, так и самого государства, его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц. В условиях разделения властей в правовом государстве законы преобразуются в нормы, которые содержат не только взаимные обязательства государства и общества, но и права. Человек теперь является не только обязанной стороной, но также обладает правами, которым соответствуют обязанности государства, должностных лиц. Государство в этом случае является гарантом прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией, исполняет обязанности по их обеспечению.

Однако  функции государства не сводятся лишь к охранительным. Конституция  Российской Федерации закрепляет социальные, экономические и культурные права  человека и гражданина.

В соответствии с этим обязанности государства перед членами общества носят характер не только наиболее общих установок в области социальной направленности экономики, но и гораздо более точные юридические предписания: 1) запрет на использование принудительного труда и дискриминацию в трудовых отношениях; 2(бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; 3) обязательность основного общего образования и т.д. Основной Закон определяет обязанности государства в социально-экономической и культурной областях общественной и индивидуальной жизни.

В демократическом  правовом государстве правильное определение обязанностей государства по отношению к обществу, которые фиксируются в принимаемых на основе и в соответствии с Конституцией законах и других нормативных актах, их верная конкретизация относительно к особенностям разных отраслей права способствуют более правильному, точному регулированию разных сторон общественных отношений, а также улучшению социального механизма реализации права, повышению его действенности, созданию условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь и свободное развитие общества и каждого человека.

Большую роль в этом процессе должен играть Конституционный Суд, от которого в значительной мере зависит правильное, соответствующее Конституции толкование принципа социального правового государства, его содержания в политической области, в сфере охраны труда и здравоохранения, обеспечения поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых людей, развития социальных служб и т.п. 
 
 
 

26. ПОНЯТИЕ  И СТРУКТУРА

ПОЛИТИЧЕСКОЙ  СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

     Политическая  система – это совокупность взаимодействующих  между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

  1. политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы
  2. политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;
  3. социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;
  4. политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
  5. политическая практика, состоящая из политической деятельности .

Современным политическим системам присуща структурная  дифференциация — относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональному признаку, т.е. имеются и законодательные собрания, и административные и исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы интересов, и органы информации, при чем каждая структура должна выполнять какую-то функции. Однако для примитивных, или традиционных, структур характерно отсутствие такой дифференциации: специализированные структуры там выполняют и политические функции; многие функции выполняются одними и теми же органами.

     Сильная структурная дифференциация  необходима политической системе, чтобы своевременно реагировать на новые требования, обращенные к ней извне или изнутри, а так же чтобы удовлетворять новые потребности.

     Рассмотрим структуру политической  системы —атрибут всех реально  существующих объектов и систем. Под структурой понимается строение и внутренняя организация системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Однако структура не является неизменным, инвариантным аспектом системы. И еще одна аксиома. При объединении элементов в целостную систему ее свойства оказываются отличными от алгебраической суммы свойств ее компонентов, т. е. свойства, например, политической системы неаддитивны (несводимы к свойствам частей). Вместе с тем структурные изменения в системе вызывают изменения свойств самих элементов, которые подчиняются общим законам развития системы как целого.

     Так, П. Шаран элементами политической  системы называет: власть, интересы, политику, политическую культуру. В то же время под “структурой” он подразумевает поддающуюся наблюдению деятельность, из которой и складывается политическая система. Одной из основных единиц политических систем является политическая роль. А совокупность связанных друг с другом ролей образует ролевую структуру. Парламентарий — роль, а парламент уже ролевая структура.

Информация о работе Лекции по "Теории государства и права