Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:53, курс лекций
Работа содержит краткий конспект лекций по курсу "Теория государства и права"
федеральные законы;
законы субъектов федерации.
В свою очередь федеральные законы подразделяются на:
федеральные законы;
федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов).
3. Федеральный закон является основным видом закона Российской Федерации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).
Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал федеральный закон.
Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Государственной Думе - не ограничены, Советом Федерации - 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ - 14 дней.
Срок передачи
принятого Государственной
Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.
В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) -преодоление вето Совета Федерации - и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.
Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов
Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето).
Вето Президента РФ считается отклоненным, если и Государственная Дума, и Совет Федерации вновь примут данный законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа - то есть соответственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего Президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон в течение 7 дней.
4. Федеральный
конституционный закон
военном положении;
чрезвычайном положении;
принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
изменении статуса субъекта РФ;
государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
референдуме;
судебной системе;
судах основного звена;
Конституционном Суде РФ;
Верховном Суде РФ;
Высшем арбитражном суде РФ;
Конституционном собрании РФ.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет.
Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами.
По вопросам
исключительного ведения
5. Законы субъектов
федерации принимаются
7. Структура закона.
1. Закон как
нормативно-правовой акт
наименование органа, принявшего закон;
название закона;
номер и дата принятия;
преамбула;
нормативно-лравовое содержание закона;
последствия несоблюдения закона;
отмена законом иных нормативно-правовых актов (правовых норм);
опубликование закона и вступление его в силу;
подписание закона.
2. Закон (как
и любой нормативно-правовой
Название закона должно указывать на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят (то есть на предмет правового регулирования). Необходимо стремиться к тому, чтобы название закона (позволяющее индивидуализировать его из массы других законов) отражало его содержание, звучало кратко и понятно.
Номер закона и
дата его принятия также помогают
индивидуализировать его и
Нормативно-правовое содержание является главным элементом закона. Содержание закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права. Статьи должны иметь номер. В объемных законах могут выделяться разделы и главы.
Преамбула обычно содержит мотивы принятия закона, его цели и задачи.
Как правило, в самом законе содержится санкция, применяемая к нарушителям его норм.
Обязательным
элементом закона должно быть указание
об отмене действия иных нормативно-правовых
актов данным законом. Обычно данное
указание содержится в конце принятого
закона (указываются реквизиты
После принятия закон подлежит опубликованию и вступает в законную силу непосредственно после опубликования либо со дня, указанного в законе.
Последним элементом структуры закона обязательно должна являться подпись соответствующего должностного лица (для федеральных законов - Президента РФ).
8. Пределы действия нормативно-правовых актов.
1. Действие нормативно-правового акта ограничивается:
временем;
пространством;
кругом лиц.
Временно период действия нормативно-правового акта ограничивается моментами:
вступления его в силу;
прекращения его действия.
Нормативно-правовой
акт вступает в силу по общему правилу
- по истечении 10 дней со дня его официального
опубликования (федеральные законы,
федеральные конституционные
Опубликование нормативно-правовых актов должно быть осуществлено в течение 7 дней со дня его принятия в официальных источниках. В любом случае нормативно-правовой акт может вступить в силу только после его опубликования.
По общему правилу нормативно-правовой акт не распространяет свое действие на отношения, существовавшие до его вступления в силу (то есть не имеет обратной силы). Его обратная сила возможна в исключительных случаях: если нормы правового акта улучшают положение субъекта правоотношения (смягчают, устраняют ответственность) и если возможность обратного действия предусмотрена самим нормативно-правовым актом.
Нормативно-правовой акт прекращает свое действие в случаях:
окончания срока его действия, если акт носил временный характер и был издан на определенный срок;
прекращения его действия вновь принятым актом, регулирующим те же общественные отношения, либо актом более высокой юридической силы;
его отмены принявшим его органом.
2. Действие нормативно-правового акта в пространстве зависит от:
уровня государственного органа, принявшего данный акт;
юридической силы акта.
Нормативно-правовые акты распространяют свое действие:
на территорию своей страны (как правило, федеральные законы, федеральные конституционные законы, иные акты высших органов государственной власти);
на территорию субъекта федерации (акты органов государственной власти субъекта РФ);
на территорию,
указанную в самом нормативно-
Под территорией Российской Федерации подразумевается: часть суши, которая определена как территория Российской Федерации государственной границей; внутренние водоемы; внешние водоемы (море и т.д.) в полосе территориальных вод - 12 морских миль (примерно 22,22 км); прилегающий континентальный шельф; воздушное пространство над территорией государства; воздушные суда Российской Федерации; морские суда, находящиеся вне пределов территориальных вод под флагом Российской Федерации; космические объекты; территория дипломатических представительств РФ за рубежом.
3. По общему
правилу нормативно-правовые
Нормативно-правовые акты могут действовать в отношении отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и др.).
Действие нормативных
актов РФ ограничено (в основном
в вопросах юридической ответственности)
в отношении сотрудников
9. Источники права в Российской Федерации.
1. Основным источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт. Нормативный договор также имеет место в качестве источника права, однако распространен значительно реже. Судебные прецеденты и правовые обычаи как источники права в Российской Федерации практически не встречаются.
2. Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют:
Конституция РФ;
федеральные конституционные законы;
федеральные законы;
нормативные указы Президента РФ;
постановления Правительства РФ;
нормативные акты министерств и ведомств РФ;
законы субъектов РФ;
подзаконные акты органов власти субъектов РФ;
локальные нормативные акты.
3. Конституция
РФ является источником права
высшей юридической силы. Она
закрепляет основы
Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"