Курс лекций по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:53, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий конспект лекций по курсу "Теория государства и права"

Работа содержит 1 файл

Краткий конспект лекций по курсу тгп.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

федеральные законы;

законы субъектов  федерации.

В свою очередь  федеральные законы подразделяются на:

федеральные законы;

федеральные конституционные  законы (разновидность федеральных  законов).

3. Федеральный  закон является основным видом  закона Российской Федерации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

Федеральный закон  считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал федеральный закон.

Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Государственной Думе - не ограничены, Советом Федерации - 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ - 14 дней.

Срок передачи принятого Государственной Думой  законопроекта в Совет Федерации  и принятого Советом Федерации  законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.

Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

В случае неодобрения  Советом Федерации принятого  Государственной Думой проекта  федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) -преодоление вето Совета Федерации - и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.

Президент РФ в  течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат  парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов

Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и  обнародует его либо отклоняет (налагает вето).

Вето Президента РФ считается отклоненным, если и  Государственная Дума, и Совет Федерации вновь примут данный законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа - то есть соответственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего Президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон в течение 7 дней.

4. Федеральный  конституционный закон является  разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы  принимаются для регулирования  вопросов, прямо указанных в Конституции  РФ. Среди них вопросы: 

военном положении;

чрезвычайном  положении;

принятии в  Российскую Федерацию и образовании  в ее составе нового субъекта;

изменении статуса  субъекта РФ;

государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;

референдуме;

судебной системе;

судах основного  звена;

Конституционном Суде РФ;

Верховном Суде РФ;

Высшем арбитражном  суде РФ;

Конституционном собрании РФ.

Федеральный конституционный  закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов  Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет.

Федеральный конституционный  закон обладает более высокой  юридической силой по сравнению  с федеральным законом. Нормы  федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью  и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами.

По вопросам исключительного ведения субъектов  РФ и вопросам совместного ведения  субъектов РФ и федерации Конституция  РФ предусмотрела возможность принятия законов субъектов федерации.

5. Законы субъектов  федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов  РФ. Порядок и процедура принятия  данных законов и иные вопросы  определяются регламентами законодательных  (представительных) органов субъектов  РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов Российской Федерации.

7. Структура  закона.

1. Закон как  нормативно-правовой акт высшей  юридической силы имеет особую  структуру, которую составляют  следующие элементы (которые иногда  называются реквизитами):

наименование  органа, принявшего закон;

название закона;

номер и дата принятия;

преамбула;

нормативно-лравовое содержание закона;

последствия несоблюдения закона;

отмена законом  иных нормативно-правовых актов (правовых норм);

опубликование закона и вступление его в силу;

подписание закона.

2. Закон (как  и любой нормативно-правовой акт)  должен содержать наименование  принявшего его органа. От уровня  государственного органа, в компетенцию  которого входило принятие соответствующего  закона, зависит его юридическая сила.

Название закона должно указывать на круг общественных отношений, для урегулирования которых  он принят (то есть на предмет правового  регулирования). Необходимо стремиться к тому, чтобы название закона (позволяющее  индивидуализировать его из массы других законов) отражало его содержание, звучало кратко и понятно.

Номер закона и  дата его принятия также помогают индивидуализировать его и занять определенное место в иерархии нормативно-правовых актов. При принятии федеральных законов Федеральным Собранием (Государственной Думой, Советом Федерации) соответствующей датой считается день окончательного принятия данного акта Государственной Думой.

Нормативно-правовое содержание является главным элементом  закона. Содержание закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права. Статьи должны иметь номер. В объемных законах могут выделяться разделы и главы.

Преамбула обычно содержит мотивы принятия закона, его  цели и задачи.

Как правило, в  самом законе содержится санкция, применяемая к нарушителям его норм.

Обязательным  элементом закона должно быть указание об отмене действия иных нормативно-правовых актов данным законом. Обычно данное указание содержится в конце принятого  закона (указываются реквизиты отмененных актов или их отдельные статьи).

После принятия закон подлежит опубликованию и  вступает в законную силу непосредственно  после опубликования либо со дня, указанного в законе.

Последним элементом  структуры закона обязательно должна являться подпись соответствующего должностного лица (для федеральных законов - Президента РФ).

8. Пределы действия  нормативно-правовых актов. 

1. Действие нормативно-правового  акта ограничивается:

временем;

пространством;

кругом лиц.

Временно период действия нормативно-правового акта ограничивается моментами:

вступления его  в силу;

прекращения его  действия.

Нормативно-правовой акт вступает в силу по общему правилу - по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (федеральные законы, федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания РФ) или по истечении 7 дней со дня официального опубликования (акты Президента и Правительства); с иной даты, специально указанной в нормативно-правовом акте.

Опубликование нормативно-правовых актов должно быть осуществлено в течение 7 дней со дня его принятия в официальных источниках. В любом случае нормативно-правовой акт может вступить в силу только после его опубликования.

По общему правилу  нормативно-правовой акт не распространяет свое действие на отношения, существовавшие до его вступления в силу (то есть не имеет обратной силы). Его обратная сила возможна в исключительных случаях: если нормы правового акта улучшают положение субъекта правоотношения (смягчают, устраняют ответственность) и если возможность обратного действия предусмотрена самим нормативно-правовым актом.

Нормативно-правовой акт прекращает свое действие в случаях:

окончания срока  его действия, если акт носил временный  характер и был издан на определенный срок;

прекращения его  действия вновь принятым актом, регулирующим те же общественные отношения, либо актом более высокой юридической силы;

его отмены принявшим  его органом.

2. Действие нормативно-правового  акта в пространстве зависит  от:

уровня государственного органа, принявшего данный акт;

юридической силы акта.

Нормативно-правовые акты распространяют свое действие:

на территорию своей страны (как правило, федеральные  законы, федеральные конституционные  законы, иные акты высших органов государственной  власти);

на территорию субъекта федерации (акты органов государственной власти субъекта РФ);

на территорию, указанную в самом нормативно-правовом акте; на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации) - локальные  правовые нормы.

Под территорией  Российской Федерации подразумевается: часть суши, которая определена как территория Российской Федерации государственной границей; внутренние водоемы; внешние водоемы (море и т.д.) в полосе территориальных вод - 12 морских миль (примерно 22,22 км); прилегающий континентальный шельф; воздушное пространство над территорией государства; воздушные суда Российской Федерации; морские суда, находящиеся вне пределов территориальных вод под флагом Российской Федерации; космические объекты; территория дипломатических представительств РФ за рубежом.

3. По общему  правилу нормативно-правовые акты  РФ по кругу лиц действуют  в отношении всех граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства. 

Нормативно-правовые акты могут действовать в отношении  отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и др.).

Действие нормативных  актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических  представительств иностранных государств и членов их семей.

9. Источники  права в Российской Федерации. 

1. Основным источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт. Нормативный договор также имеет место в качестве источника права, однако распространен значительно реже. Судебные прецеденты и правовые обычаи как источники права в Российской Федерации практически не встречаются.

2. Иерархию нормативно-правовых  актов в Российской Федерации  составляют:

Конституция РФ;

федеральные конституционные  законы;

федеральные законы;

нормативные указы  Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

нормативные акты министерств и ведомств РФ;

законы субъектов  РФ;

подзаконные акты органов власти субъектов РФ;

локальные нормативные  акты.

3. Конституция  РФ является источником права  высшей юридической силы. Она  закрепляет основы экономического  строя; основы политического строя; основополагающие права и свободы человека; федеративное устройство России; устанавливает систему органов государственной власти.

Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"