Курс лекций по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:53, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий конспект лекций по курсу "Теория государства и права"

Работа содержит 1 файл

Краткий конспект лекций по курсу тгп.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

порядок изменения  Конституции и принятия нового основного  закона.

Вес нормы Конституции  не должны противоречить основам  конституционного строя и нормам, регулирующим статус личности, которые закрепляют следующие основные положения:

- Российская  Федерация - суверенное государство; 

- Российская  Федерация - правовое государство; 

- Российская  Федерация - демократическое государство; 

- Российская  Федерация - федеративное государство;

- Российская  Федерация - социальное государство; 

- государственные  органы РФ функционируют на  основе принципа разделения властей; 

- в РФ признаются  и защищаются различные формы  собственности (частная, государственная,  муниципальная и иные);

- в стране устанавливается и защищается идеологическое и политическое многообразие;

- человек является  высшей ценностью; 

- человек обладает  обширным комплексом признанных  мировым сообществом прав и  свобод, несет обязанности; 

- признание,  соблюдение и зашита прав и свобод человека - главная обязанность государства.

Все иные нормативно-правовые акты в России (законы, подзаконные  акты) должны соответствовать и не противоречить Конституции.

2. Конституция  РФ стабильна. Нормы Конституции  отличаются повышенной устойчивостью. Это обеспечивается "жестким" характером

Конституции - исключительно  сложной процедурой внесения в нее  изменений и дополнений. Различаются  четыре способа внесения изменений  и дополнений в Конституцию РФ:

изменение статьи 65, касающейся наименования субъекта федерации, в случае, если субъект федерации изменяет своей название, новое наименование субъекта вносится в текст Конституции указом Президента РФ (например, новое название Республики Северная Осетия - Республика Северная Осетия-Алания было включено в текст Конституции Указом Президента РФ от 9 января 1996 года);

изменение ст. 65 в случаях изменения статуса  субъекта РФ либо включения в состав РФ нового субъекта осуществляется федеральным  конституционным законом;

изменение статей всех глав Конституции, кроме глав 1, 2 и 9 ("Основы конституционного строя", "Права и свободы человека", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции"), производится, если соответствующую поправку одобрило не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации, а также не менее чем 2/3 законодательных (представительных органов) субъектов федерации (то есть фактически поправка вносится федеральным конституционным законом при его ратификации 2/3 органов законодательной власти субъектов РФ);

статьи глав 1, 2, 9 ("Основы конституционного строя", "Права и свободы человека", "Конституционные поправки и пересмотр  Конституции") не могут быть изменены путем внесения поправок, а их изменение  возможно только в результате принятия новой Конституции.

Новая Конституция  России может быть принята в результате сложной процедуры, включающей несколько  стадий:

Президент РФ, Совет  Федерации, Государственная Дума, законодательные (представительные) органы субъектов  РФ, Правительство РФ, 1/5 депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации вносят в Федеральное Собрание РФ предложение о принятии новой Конституции;

если данное предложение будет поддержано 3/5 от общего числа депутатов Государственной  Думы и членов Совета Федерации, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание;

Конституционное Собрание может либо подтвердить  неизменность Конституции, либо разработать  проект новой Конституции;

Конституционное Собрание имеет право принять Конституцию 2/3 голосов своих членов либо вынести проект на всенародное голосование (референдум);

новая Конституция  считается принятой на референдуме, если за нее проголосовало более  половины избирателей, принявших участие  в референдуме.

Большинство статей Конституции, в которые можно вносить поправки, тесно связано со статьями глав I и И ("Основы конституционного строя" и "Права и свободы человека"), которые не могут быть пересмотрены. Это приводит к тому, что в Конституцию фактически нельзя вносить поправки вообще (кроме случая ее полной замены). Это еще более укрепляет стабильность Конституции.

3. Конституция  РФ реальна. Она отражает соотношение  сложившихся политических сил  в обществе, отвечает имеющимся  экономическим отношениям. Однако  реальность Конституции РФ не носит абсолютного характера, так как текст Конституции не может отразить все многообразие общественной жизни.

(Например, на  деле является фиктивной норма  Конституции о социальном характере  РФ.)

Конституция РФ соответствует признаку народности. Во-первых, она отражает желание значительной части народа жить в правовом и демократическом государстве, где обеспечены права и свободы человека, защищены многообразные формы собственности. Во-вторых,

Конституция РФ была непосредственно принята народом в ходе всенародного референдума 12 декабря 1993 года.

4. Конституция  РФ 1993 г. обладает высшей юридической  силой. Это значит, что: нормы  всех иных правовых актов (законов,  подзаконных актов) должны соответствовать  конституционным нормам и не  противоречить им; в случае расхождения норм Конституции и норм иных нормативно-правовых актов действуют конституционные нормы;

Конституция РФ является основой всей правовой системы  России, возглавляет иерархию нормативно-правовых актов в РФ (Конституция- федеральный конституционный закон, федеральный закон - указ Президента РФ и др.).

Конституция РФ является документом прямого действия, то есть непосредственно порождает  права и обязанности субъектов  правоотношений, регулирует общественные отношения (например, при защите своих прав и свобод в суде гражданин может ссылаться на конституционные нормы, непосредственно на основании Конституции формируются многие органы государственной власти, определяется их статус).

Конституция РФ выполняет следующие функции:

учредительную - закрепила в правовом смысле появление нового (отличного от дореволюционной России, СССР, РСФСР) государства - Российской Федерации со всеми его чертами - республиканской формой правления, федерализмом, высоким статусом личности (права и свободы), демократическим политическим режимом; установила новую для России систему органов государственной власти;

организационную - упорядочила отношения между  органами государственной власти, отношения  внутри федерации, перевела противостояние между ветвями власти в конституционное русло, дала импульс обновлению всей правовой системы (приняты федеральные конституционные законы, новые отраслевые кодексы - Гражданский 1994 г., Семейный 1995 г., Уголовный 1996 г. и другие, множество федеральных законов, подзаконных актов);

идеологическую - закрепив в своих нормах новые  общественные отношения, способствовала смене идеологии - от марксистско-ленинской  коммунистической, культивируемой КПСС и Конституциями СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., к идеологии эффективности  рыночных отношений в экономике, многообразия форм собственности, идеологического и политического плюрализма, демократии, признания общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека;

информационную - дала народу России и внешнему миру информацию о РФ, ее политической и экономической системе, формах правления и государственного устройства, статусе личности и т. д.;

стабилизирующую - укрепила зарождающиеся новые отношения  собственности, федерализм, идеологическое и политическое многообразие, парламентаризм и иные ранее не свойственные стране общественные отношения; программную - запрограммировала развитие России на ближайшие годы (по пути рыночной экономики, федерализма, регулярных выборов в органы государственной власти и т. д.).

4. Нормативно-правовой  акт как источник права.

1. Нормативно-правовой  акт - изданный в установленном  порядке государственными органами  юридический документ, устанавливающий,  изменяющий или отменяющий правовые  нормы, имеющий общеобязательный  характер и подкрепленный принудительной  силой государства.

2. Нормативно-правовой  акт характеризуется следующими  признаками:

имеет письменную форму;

имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества  других нормативно-правовых актов, - наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т. д, (реквизиты);

обладает определенной юридической силой в зависимости  от уровня принявшего его органа и  места акта в системе нормативно-правовых актов;

имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;

имеет определенный предмет регулирования (то есть соответствующую  сферу общественных отношений);

действует в  течение определенного срока (который  указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);

охватывает своим  действием конкретную территорию (всю  страну, ее часть, отдельное учреждение и т. д.);

входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с  другими нормативно-правовыми актами;

содержит правила  поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован; подкреплен возможностью государственного принуждения  в случае нарушения его предписаний.

5. 3акон и его  признаки.

1. Закон - нормативно-правовой  акт высшей юридической силы (по  отношению к иным нормативно-правовым  актам) и яапяется (наряду с  Конституцией РФ) основным источником  права. 

От остальных  актов закон отличается тем, что:

принимается специально уполномоченными органами;

принимается при  строгом соблюдении процессуального  порядка;

регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные отношения;

общеобязателен;

стабилен;

обладает высшей юридической силой.

2. Органами, уполномоченными  принимать законы, являются:

Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет  Федерации) - федеральные и федеральные  конституционные законы России;

законодательные (представительные) органы субъектов  РФ - законы субъектов федерации.

Иные органы правомочиями принимать законы не обладают.

Особый процессуальный порядок принятия закона (включающий ряд последовательных стадий) указан в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ и регламентах  органов, в компетенцию которых  входит принятие законов.

Наиболее значимыми  общественными отношениями, регулируемыми законом (на уровне государства), являются:

вопросы конституционного характера;

порядок образования  и деятельности органов государственной  власти и органов местного самоуправления;

права, свободы  и обязанности человека и гражданина;

порядок создания и деятельности общественных организаций;

ключевые вопросы  в области экономики;

вопросы обороны  и безопасности;

международные отношения;

принятие и  изменение бюджета;

установление  налогов.

Общеобязательность  закона подразумевает, что его нормы должны исполняться (соблюдаться и т. д.) всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения.

Стабильность  закона обеспечивается особым порядком принятия закона (изменения, отмены). Закон может быть изменен или отменен, минуя сложную юридическую процедуру, органом, принявшим его, в редких случаях и в силу большой общественной необходимости.

Высшая юридическая  сила закона заключается в том, что:

он занимает главное (после Конституции РФ) место в иерархии нормативно-правовых актов;

положения данных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.

6. Виды законов  в Российской Федерации. 

Закон - нормативный  акт высший юридической силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:

Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"