Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1.
Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.
Монархия – форма правления, при которой:
1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т.п.);
2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно;
3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Работа содержит 1 файл

теория государства и права........................docx

— 49.78 Кб (Скачать)

Теории о происхождении  государства стали возникать  вместе с последним, отражая уровень  развития экономического строя и  общественного сознания.

Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Теологическая теория призывает:

- принять государство и власть как данность, полученную свыше;

- признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);

- полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству;  не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Представители: Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен, Мерсье и д.р.

Патриархальная теория была широко распространена в Древней  Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.

У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство  представляет собой естественную форму  человеческой жизни, что вне государства  общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

В средние века, обосновывая  существование в Англии абсолютизма, Р. Филмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что «первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, а от него она перешла к наследникам, и в конечном счёте, - к различным монархам нашего времени» [4].

Теория договорного происхождения  государства также возникла в  глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что  государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо.  Руссо считал, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника, в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше». Договорную теорию также развивали Гуго Гроций, Джон Локк, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, А.Н.Радищев.

Органическая теория - государство  возникает и развивается подобно  биологическому организму. Авторы теории Герберт Спенсер, Вормс и Прейс Блюнчли утверждали, что суть органической теории состоит в следующем:

- люди образуют государство,  как клетки - живой организм;

- государственные институты  подобны частям организма: правители  - головному мозгу; коммуникации  и финансы - кровеносной системе;  рабочие и крестьяне (производители)  – рукам, низшие классы реализуют  внутренние функции (обеспечивают  его жизнедеятельность), а господствующие  классы — внешние (оборона,  нападение) и т. д.;

- между государствами,  как в живой среде, идет конкуренция,  и в результате естественного  отбора выживают самые приспособленные. В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т.  д.).

Учение о государстве  Гегеля. Своеобразную теорию происхождения  государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель (1770—1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы  и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»).

Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение  в конце XIX — начале XX вв. Ее основоположники Л.Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия,— война и завоевание.

Учения о возникновении  права обычно тесно связаны с  концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория происхождения права исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал.

Теория естественного  права (распространенная во многих странах  мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права.

Создатели исторической школы  права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями.

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Думается, отрицать влияние  психологического фактора на возникновение  и функционирование права нет  оснований, однако еще меньше оснований  считать психические переживания людей его первопричиной.

К IX в. у восточных славян сложился комплекс социально – экономических и политических предпосылок для образования государства.

Социально-экономические – родовая община перестала быть экономической необходимостью. Произошёл рост городов и увеличение внешней торговли, выделились знать и дружина.

Политические – появились  большие племенные союзы.

Внешнеполитические –  появление внешней опасности (скифы, хазары, гунны, половцы и др.)

Факт образования государства  восточных славян связан с норманами, которых на Руси называли варягами, которые занимались в основном торговлей и нанимались к славянам в военные дружины.

Как свидетельствует летописец  Нестор в «Повести временных лет», к IX в. новгородцы и некоторые северные славянские племена попали в зависимоть к варягам, а южные времена к хазарам. Как северные, так и южные славяне платили дань. В 859 году новгородцы прогнали варягов,  однако прийти к соглашению кому ими править не пришли, в результате чего началась междоусобица. Тогда в 862 году новгородцы обратились к варягам со следующей просьбой: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами» [5]. На этот призыв откликнулся варяжский предводитель Рюрик, потомки которого смогли укрепиться у восточных славян в качестве предводителей

Летописный рассказ о  призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для создания норманнской теории образования Древнерусского государства, создателями которой стали немецкие учёные Миллер и Байер. Противником норманнской теории был русский учёный Ломоносов М.В., по мнению которого древнерусское государство существовало задолго до призвания варягов  в форме разобщённых племенных союзов и отдельных княжеств. Племенные союзы южных и северных славян которые «без монархии почитали себя вольными», [6] по его мнению, явно тяготились какой-либо властью.

В заключении хотелось бы отметить, что государственные институты  возникают в результате долгого  внутреннего развития общества. Следовательно, если призвание Рюрика – исторический факт, то он говорит о возникновении  княжеской династии, а не о происхождении  русской государственности.

 

Вопрос 3

Правотворчество - деятельность, связанная с созданием или  изменением существующих в государстве  правовых норм. По результатам правотворческой  работы судят о государстве в  целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

Акт правотворчества имеет два значения. Это деятельность компетентных органов государства по изданию норм права и результат данной деятельности, выражающийся в виде юридического документа, закона и пр.

Одна из важнейших характеристик  правотворчества заключается в  том, что это государственная  деятельность, т. е. деятельность главным  образом органов государства. Они  принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы. Смысл и значение правотворчества  состоят в том, чтобы избрать  такой вариант регулирования, юридической  регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и  целям народа и законодателя, способствовал  прогрессу общества

В теории правотворчества  признано, что процесс создания права  не носит одномоментного характера, а «растянут» во времени. В связи  с этим выделяют, как правило, два  этапа правотворческого (законодательного) процесса.

Первый этап создания закона — предпроектный этап — заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы. Выявление такой потребности происходит спонтанно, имеют значение лишь степень остроты проблемы (вопроса), ее общезначимость и актуальность.

Второй этап правотворчества  называется проектным этапом, или  этапом принятия правотворческого решения. Особенность его заключается  в том, что эта работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе, а, во-вторых, на данном этапе осуществляется собственно «творчество права».

Проектный этап может быть в свою очередь разбит на несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую.

Первая стадия: внесение в правотворческий орган проект»  закона субъектом правотворческой  инициативы.

Вторая стадия: рассмотрение проекта закона в комиссиях и  комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его  содержание с разных позиций и  предложить более совершенные средства правового воздействия.

Третья стадия: обсуждение законопроекта по палатам или  на совместном заседании палат законотворческого  органа. Цель такого обсуждения заключается  в высказывании предложений, поправок и замечаний отдельными депутатами и фракциями (объединениями депутатов) парламента.

Четвертая стадия: принятие законопроекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении. В большинстве западных стран установлены сроки прохождения законопроекта до момента его принятия: во Франции — 15 дней с момента внесения, в Германии — 6 недель, в Испании — до 20 дней (для срочных законопроектов). В Великобритании для частных законопроектов установлены сроки между стадиями — четыре дня (между первым и вторым чтением), три дня — между стадией доклада и третьим чтением. Россия пока не имеет четкой регламентации сроков рассмотрения законопроектов, что свидетельствует о существующей волоките в Государственной Думе и о возможности определенных политических сил затруднить их прохождение.

Традиционно в отечественной  теории права выделяют три вида правотворчества: 1) правотворчество компетентных государственных  органов; 2) «непосредственное правотворчество  народа» (референдум); 3) санкционирование норм, при котором процесс их создания проходит вне государственных органов

Правотворчество (законотворчество) высших представительных органов. Главным  и самым распространенным видом  правотворчества является создание законов парламентами. Механизм законопроектной  работы парламентов отличается следующими особенностями: 1) ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы; 2) строгой процедурой прохождения  проекта в парламенте; 3) последовательной сменой стадий правотворчества; 4) множественностью средств юридического реагирования, находящихся в распоряжении законодателя; 5) обусловленностью юридического содержания правотворческого акта кругом регулируемых отношений.

Подзаконное правотворчество. Оно имеет место в случаях, когда нормы права принимаются  и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его высшим представительным органам. Акты подзаконного правотворчества  необходимы для обеспечения применения закона.

К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент, правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных  актов. Основная причина существования  этого вида правотворчества заключается  в сложности вопросов, которые  должны решать органы государства. Парламент  не всегда достаточно компетентен, чтобы  принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий  усилий специалистов, а кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуации, когда решение целесообразнее передать на более низкий уровень, как  того требуют нормы, регулирующие компетенцию  и прерогативы правотворческих  органов.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"