Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:22, контрольная работа
Вопрос 1.
Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.
Монархия – форма правления, при которой:
1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т.п.);
2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно;
3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.
Теории о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания.
Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Теологическая теория призывает:
- принять государство и власть как данность, полученную свыше;
- признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);
- полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок.
Представители: Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен, Мерсье и д.р.
Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.
У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Филмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что «первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, а от него она перешла к наследникам, и в конечном счёте, - к различным монархам нашего времени» [4].
Теория договорного
Органическая теория - государство
возникает и развивается
- люди образуют государство, как клетки - живой организм;
- государственные институты
подобны частям организма:
- между государствами,
как в живой среде, идет
Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель (1770—1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»).
Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX — начале XX вв. Ее основоположники Л.Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия,— война и завоевание.
Учения о возникновении
права обычно тесно связаны с
концепциями происхождения
Теологическая теория происхождения права исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал.
Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права.
Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями.
Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.
Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».
Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.
К IX в. у восточных славян сложился комплекс социально – экономических и политических предпосылок для образования государства.
Социально-экономические – родовая община перестала быть экономической необходимостью. Произошёл рост городов и увеличение внешней торговли, выделились знать и дружина.
Политические – появились большие племенные союзы.
Внешнеполитические – появление внешней опасности (скифы, хазары, гунны, половцы и др.)
Факт образования государства восточных славян связан с норманами, которых на Руси называли варягами, которые занимались в основном торговлей и нанимались к славянам в военные дружины.
Как свидетельствует летописец Нестор в «Повести временных лет», к IX в. новгородцы и некоторые северные славянские племена попали в зависимоть к варягам, а южные времена к хазарам. Как северные, так и южные славяне платили дань. В 859 году новгородцы прогнали варягов, однако прийти к соглашению кому ими править не пришли, в результате чего началась междоусобица. Тогда в 862 году новгородцы обратились к варягам со следующей просьбой: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами» [5]. На этот призыв откликнулся варяжский предводитель Рюрик, потомки которого смогли укрепиться у восточных славян в качестве предводителей
Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для создания норманнской теории образования Древнерусского государства, создателями которой стали немецкие учёные Миллер и Байер. Противником норманнской теории был русский учёный Ломоносов М.В., по мнению которого древнерусское государство существовало задолго до призвания варягов в форме разобщённых племенных союзов и отдельных княжеств. Племенные союзы южных и северных славян которые «без монархии почитали себя вольными», [6] по его мнению, явно тяготились какой-либо властью.
В заключении хотелось бы отметить, что государственные институты возникают в результате долгого внутреннего развития общества. Следовательно, если призвание Рюрика – исторический факт, то он говорит о возникновении княжеской династии, а не о происхождении русской государственности.
Вопрос 3
Правотворчество - деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.
Акт правотворчества имеет два значения. Это деятельность компетентных органов государства по изданию норм права и результат данной деятельности, выражающийся в виде юридического документа, закона и пр.
Одна из важнейших характеристик правотворчества заключается в том, что это государственная деятельность, т. е. деятельность главным образом органов государства. Они принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы. Смысл и значение правотворчества состоят в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества
В теории правотворчества признано, что процесс создания права не носит одномоментного характера, а «растянут» во времени. В связи с этим выделяют, как правило, два этапа правотворческого (законодательного) процесса.
Первый этап создания закона — предпроектный этап — заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы. Выявление такой потребности происходит спонтанно, имеют значение лишь степень остроты проблемы (вопроса), ее общезначимость и актуальность.
Второй этап правотворчества называется проектным этапом, или этапом принятия правотворческого решения. Особенность его заключается в том, что эта работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе, а, во-вторых, на данном этапе осуществляется собственно «творчество права».
Проектный этап может быть в свою очередь разбит на несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую.
Первая стадия: внесение
в правотворческий орган
Вторая стадия: рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия.
Третья стадия: обсуждение
законопроекта по палатам или
на совместном заседании палат
Четвертая стадия: принятие законопроекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении. В большинстве западных стран установлены сроки прохождения законопроекта до момента его принятия: во Франции — 15 дней с момента внесения, в Германии — 6 недель, в Испании — до 20 дней (для срочных законопроектов). В Великобритании для частных законопроектов установлены сроки между стадиями — четыре дня (между первым и вторым чтением), три дня — между стадией доклада и третьим чтением. Россия пока не имеет четкой регламентации сроков рассмотрения законопроектов, что свидетельствует о существующей волоките в Государственной Думе и о возможности определенных политических сил затруднить их прохождение.
Традиционно в отечественной
теории права выделяют три вида правотворчества:
1) правотворчество компетентных государственных
органов; 2) «непосредственное
Правотворчество (законотворчество)
высших представительных органов. Главным
и самым распространенным видом
правотворчества является создание
законов парламентами. Механизм законопроектной
работы парламентов отличается следующими
особенностями: 1) ограниченным кругом
субъектов законодательной
Подзаконное правотворчество. Оно имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его высшим представительным органам. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона.
К субъектам подзаконного
правотворчества относятся: президент,
правительство, иные высшие органы государства,
обладающие по закону правом создания
юридических норм и нормативных
актов. Основная причина существования
этого вида правотворчества заключается
в сложности вопросов, которые
должны решать органы государства. Парламент
не всегда достаточно компетентен, чтобы
принять к своему рассмотрению какой-либо
сложный технический вопрос, требующий
усилий специалистов, а кроме того,
не все сложные вопросы
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"