Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1.
Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.
Монархия – форма правления, при которой:
1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т.п.);
2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно;
3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Работа содержит 1 файл

теория государства и права........................docx

— 49.78 Кб (Скачать)

министерство  образования и науки российской федерации

Федеральное Государственное  Бюджетное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального  Образования

 

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

заочный факультет

 

 Гр. ОДО ЗФ

 

Контрольная работа

 

Дисциплина: теория государства  и права

 

 

 

 

 

Выполнил: Башкиров Д.Ю.

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

Вопрос 1.

Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.

Монархия – форма правления, при которой:

1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т.п.);

2) власть наследуется  представителем правящей династии  и выполняется пожизненно;

3) монарх осуществляет  функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Монархии могут быть двух видов:

1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя; компетенции. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия, Оман, Катар).

2) конституционная монархия  - это такая форма правления при которой власть монарха ограничена конституцией. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентская монархия.

При парламентской монархии правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент. Несмотря на то, что название назначение номинированных парламентом министров формально выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться вотумами недоверия. Вгосударствах такого типа в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер). Юридически за монархом часто сохраняются функции, важные в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней политики. Примерами стран с парламентской монархией являются Великобритания, Бельгия, Канада, Испания, Ямайка и др.

В дуалистической монархии обычным юридическим способом ограничения  власти монарха является постановление, что никакое его повеление  не имеет силы, пока оно не подтверждено соответствующим министром. При  этом министры ответственны только перед  самим монархом, при этом им же назначаются  либо смещаются. Государственная власть и юридически, и на практике разделена  между правительством, которое формируется  монархом и парламентом. Правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава  парламента и не ответственно перед  ним. В настоящее время странами с дуалистической формой правления являются такие страны как Марокко, Иордания, Кувейт.

Республика — это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

В президентской республике:

1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;

2) правительство сформировывается внепарламентским путем;

3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Основным признаком этого  разделения является большая самостоятельность  государственных органов по отношению  друг к другу.

Такая форма правления  существует, например, в США.

Парламентская республика –  разновидность республики с перевесом  полномочий в сторону парламента. В парламентарной республике:

1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;

2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;

3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;

4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.

Примерами государств с парламентской формой правления являются Италия, Германия, Турция.

Смешанная «полупрезидентская» (президентско - парламентарная) республика - республика, в которой парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству (Франция, Финляндия, Португалия). В таких странах правительство может работать только тогда, года оно опирается на поддержку парламентского большинства. Избранный народом президентвправе фактически формировать своё правительство, вступать в конфликт с парламентом и распускать его.

Если брать развитие формы  правления в России то можно отметить следующее: до 1905года, до момента созыва первой Государственной Думы Российской Империи, формой правления была абсолютная монархия: по воинскому артикулу 1715 года «его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен» [1]. Революция 1905 года привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Манифест 17 октября 1905 года « Об усовершенствовании государственного порядка» провозгласил: "установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и, чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей" [2]. Таким образом, из совещательного органа, как устанавливалось Законом от 6 августа 1905 г., Дума становилась законодательным органом.

Учреждение законодательных органов и предоставление Думе права контролировать производный от царя исполнительный аппарат можно считать первыми шагами по пути введения конституционной монархии в России.

После Февральской революции 1917 г. происходит изменение формы  правления в России, далее принимается  ряд актов, имевших принципиальное значение для формирования новой  государственной системы России, а наряду с этим в процессе революционных  преобразований создаются и имеют  ощутимое влияние новые органы, претендующие на руководящие позиции в государстве.

25 февраля 1917 г. царь  издал указы о "перерыве  в занятиях" Государственного  совета и Государственной думы  с планируемым сроком возобновления  их деятельности не позднее  апреля 1917 г. После начала 27 февраля  1917 г. вооруженного восстания  в Петрограде собрался Совет  старейшин Государственной Думы, предложивший избрать особый  комитет. Далее состоялось "частное  совещание" Госдумы, утвердившее  этот комитет с названием "Комитет  Государственной думы для водворения  порядка в Петрограде и для  сношения с учреждениями и  лицами". Этот орган в дальнейшем  именовался Временным комитетом  Государственной Думы.

Председатель Совета министров в тот же день послал царю телеграмму с прошением об отставке. Временный комитет сначала назначил 28 февраля комиссаров в министерства и государственные учреждения "из состава членов Государственной думы". А 1 марта на заседании Временного комитета был одобрен состав будущего правительства. 2 марта 1917 г. Николай II по предложению Временного комитета Госдумы отрекся от престола. Однако поскольку это было сделано в пользу брата Михаила Александровича, форма правления в России (монархическое государство) не изменилась.

Временное  правительство  приняло немало актов, направленных на утверждение в России демократического строя и политических свобод.

Важнейшее значение имеет постановление от 1 сентября 1917г., носящее форму манифеста, которым Временное правительство объявляет, что "государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский, и провозглашает Российскую республику". Таким образом, именно с 1 сентября 1917 г. Россия обрела республиканскую форму правления.

В октябре 1917 г. Временное правительство было свергнуто, II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, большинство делегатов, которого составляли большевики, провозгласил установление Советской власти.

С 1993 года Россия – страна с республиканской формой правления, что отражено в 1 ст. Конституции  РФ. Современная республиканская  форма правления основана на принципах  народовластия (ст. 3), признания и  защиты прав и свобод человека и  гражданина (ст. 2.), разделения властей (ст. 3). Россия – президентская республика, где Правительство формируется  президентом. В соответствии с положениями 4 главы Конституции РФ Президент  РФ наделён и иными весьма широкими полномочиями. Вместе с тем и Федеральное  собрание имеет ряд полномочий. Так, например Государственная Дума даёт согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, заслушивает  ежегодные отчёты Правительства  о результатах деятельности, выдвигает  обвинения против Президента РФ для  отрешения его от должности (ст. 103 Конституции РФ) [3].

 

Вопрос 2.

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения  государства и права (особенно в  европейских странах) главным образом  с развитием производства, с переходом  от присваивающей к производящей экономике.

В результате эволюционного  развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел  от присвоения готовых животных и  растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к  трем крупным разделениям общественного  труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла  и обособлению слоя людей, занятых  в сфере обмена — торговли (купцов).

Формирование государства  — длительный процесс, который у  различных народов шел разными  путями. Ныне доминирует мнение, что  одним из основных является восточный  путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале —  Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические  отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность.

По другому историческому  пути шел процесс возникновения  государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов.

Причины и условия, вызвавшие  к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между нормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи,XII таблиц, реформах Солона. Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обвязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины.

Следует  отметить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"