Контрольная работа по "Теории государства и права "

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

Дайте подробную характеристику такой формы государства как политический режим . Приведите примеры современных государств , имеющих различные виды политических режимов . Проанализируйте изменение политического режима в России . Каким образом политический режим закреплен в современном российском законодательстве ? ( обязательны ссылки на статьи нормативно-правовых актов

Работа содержит 1 файл

тгп.docx

— 60.98 Кб (Скачать)

Соотношение системы права, системы законодательства имеет функциональное значение для  правовой системы и правового  регулирования как такового. Это обуславливается самой природой права, которое можно рассматривать как возможность контролирования общественных процессов, путем установления легитимных рамок их существования, носящих характер общеобязательных правовых предписаний. С этой точки зрения, содержащиеся в системе права принципы правового регулирования, представляют собой собственно право в самом абстрактном его выражении, которое, будучи закреплено в системе законодательства, приобретает свою действенную силу, обеспечивая при этом непосредственное действие данных принципов через нормативные акты различного уровня.

Таким образом, правовая система может быть определена как структурная взаимосвязь  системы права и системы законодательства, осуществляющая непосредственное правовое регулирование и характеризующая  функциональное содержание и назначение права как системного социального  регулятора в целом.

Рассмотрим  строение системы права. Элементы в  системе права могут быть выделены, как минимум, на четырех уровнях:

- отросли  права - главное подразделение.  К ее признакам относят:

* особый  предмет и метод;

* специфические  отраслевые принципы;

*способность  взаимодействовать с другими  отраслями «на равных правах»,  т.е.быть одного с ними уровня;

*потребность  общества в регулировании данной  социальной сферы именно на  уровне отрасли;

* наличие  обособленного, как правило, кодифицированного,  законодательства.

Основаниями деления права на отрасли признаются предмет и метод правового  регулирования. Предмет выступает  непосредственным, материальным критерием. Он отвечает на вопрос «Что?», регулирует отрасль права. Метод является юридическим  критерием: отвечает на вопрос «как?» (каким  образом происходит отраслевое регулирование).

Система современного российского права складывается из следующих отраслей:

- конституционного (государственного);

- административного; 

- финансового; 

- гражданского;

- семейного; 

- трудового; 

- права социального обеспечения;

- экологического;

- уголовного;

- уголовно-процессуального; 

- гражданское  процессуального; 

- уголовно-исполнительного. 

Особое место  занимают

международное публичное право и международное  частное право

- институты  права — это сравнительно небольшая,  устойчивая группа правовых

норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма—«исходный элемент», то правовой институт представляет собой первичную правовую общность.

Правовые  институты призваны регламентировать, отдельные участки, фрагменты, стороны  общественной жизни. Институт - составная  часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, т.к. касаются в известной мере самостоятельных  вопросов.

В системе  права можно выделить крупные  блоки отраслей – материального  и процессуального права, частного и публичного права.

Отрасли материального  права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится  к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право  регулирует порядок, процедуру осуществления  прав и обязанностей сторон. В настоящее  время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в  любой отрасли, но не все из них  выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению - нормы  административного процесса. Обе  системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Со времени  действия римского права было принято  относить к отраслям публичного права  те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному - отрасли, где господствуют интересы частных  лиц, граждан, отдельной личности, объединений  людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву - гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных неимущественных отношений.

Далее институты  классифицируются на отраслевые и  межотраслевые ( или смешанные), простые и сложные ( или комплексные), регулятивные, охранительные и  учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой  институт состоит из норм одной отрасли  права, а межотраслевой — из норм двух и более отраслей.

Отраслевые  институты – регулирующие однородные отношения и отличающиеся качественным единством.

Отраслевыми являются институт прав и свобод человека и гражданина, органов государственной  власти, институт гражданства, институт территориального устройства, институт местного самоуправления и т.д.

Межотраслевые институты — наиболее распространенная разновидность комплексных правовых институтов. Они возникают на стыке  смежных отраслей права,    т. е. отраслей, обладающих известной общностью  круга регулируемых ими отношений. Так, применительно к гражданскому праву смежными в наиболее общем  виде будут все отрасли, регламентирующие отношения, которые имеют имущественный  характер (административное, финансовое, земельное, колхозное, трудовое право  и т. д.).

Межотраслевые институты, состоящие из норм различных  отраслей и регулирующие взаимосвязанные  отношения в определенной сфере  государственной жизни (транспортное, морское право и др.).

Межотраслевыми  являются институты необходимой  обороны, крайней необходимости, конфискации, представительства, институт собственности  и т.д.

Так же выделяют внутригосударственное (или национальное) право и международное право.

К национальному  праву принято относить совокупный массив отраслей, которые регулируют отношения внутри данного государства  и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воль субъектов международного общения главным образом - государств.

Существуют  базовые отрасли, которые образуют фундамент всей системы права. Они  составляют тот «набор» отраслей, без которых невозможно функционирование любой системы права. Это –  государственное, гражданское, административное, уголовное право и отрасли  процессуального права. На базе гражданского и административного права как  отраслей, представляющих частно-правовое и публично-правовое начало, складываются отрасли трудового, семейного, земельного, финансового и др. 

Примеры правовых институтов: в уголовном праве— институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве— институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли—продажи; В государственном праве—институт гражданства; в административном—институт должностного лица; в семейном праве—институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом—как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Сколько отраслей—столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов— наиболее общий критерий их дифференциации. 

- нормы права

- элементы  нормы права

 

 

3. Раскройте  понятие, признаки, способы, виды  толкования права. Оцените роль  и значение в российской системе  права таких актов как решения  Европейского суда по правам  человека, Конституционного суда  Российской Федерации, постановлений  и решений пленумов Верховного  и Высшего арбитражного судов  Российской Федерации, актов конституционных  и уставных судов субъектов  Российской Федерации. 

Толкование права —особая деятельность, чья специфика обусловлена рядом факторов: во-первых, эта деятельность связана с интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов, т. е. объектом его является право — специфическая реальность, обладающая особыми признаками, свойствами, принципами функционирования; во-вторых, толкование в праве, имея целью реализацию правовых предписаний, выступает и необходимым условием правового регулирования; в-третьих, в установленных законом случаях эта деятельность осуществляется компетентными государственными органами; в-четвертых, результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепляются в специальных правовых (интерпретационных) актах.

Деятельность  государственных органов, общественных организаций и отдельных лиц по разъяснению норм права — вторая сторона процесса толкования. В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают: официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами — государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия. Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.

Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы. Такими субъектами могут быть общественные организации, научные учреждения, ученые, практические работники. Они осуществляют разъяснение норм права в форме рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет юридически обязательного значения и лишен властной юридической силы.

Официальное толкование различают двух видов  — нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование не ведет к созданию новых  правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих.

Нормативное толкование применяется в случаях, когда нормы недостаточно совершенны по своей форме, имеют неясность текстуального понимания при неправильной и противоречивой практике их применения. Оно призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права.

Среди нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).

Аутентичное толкование означает, что разъяснение  смысла применяемых норм исходит  от принявшего их органа. Оно основано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения.

Субъектами  такого толкования могут быть все  правотворческие органы, например Государственная  Дума РФ.

Юридическая практика знает и другой вид нормативного разъяснения — легальное толкование. Оно носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь правотворческим органом, тем не менее имеет право толковать нормативные акты, в том числе и акты, принимаемые высшими законодательными органами.

Казуальное  толкование также является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель такого разъяснения — правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел.

Неофициальное толкование — это разъяснение  норм права, даваемое не уполномоченными  на то субъектами. Оно не является юридически значимым.

Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное (научное).

Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдумов.

Профессиональное  толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в области права). Например, разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан.

Среди неофициального толкования особое место занимает доктринальное (научное) толкование. Оно так же, как и вышеназванные виды неофициального толкования, не имеет юридической силы.

Способ толкования представляет собой совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя. Каждый из них отличается от других своими специфическими особенностями и средствами уяснения правовой нормы.

Грамматический (филологический, Основные способы толкования: грамматический, логический, систематический, историко-политический и специально-юридический.

языковой) способ толкования представляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного акта. Такое толкование предполагает, прежде вс

его, выяснение  значения отдельных слов как в общеупотребительном, так и в терминологическом смысле (эпидемия, эпизоотия, рецидив и т. д.). Главное — понять тот смысл слова, какой вкладывал в него законодатель.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права "