Контрольная работа по "Теории государства и права "

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

Дайте подробную характеристику такой формы государства как политический режим . Приведите примеры современных государств , имеющих различные виды политических режимов . Проанализируйте изменение политического режима в России . Каким образом политический режим закреплен в современном российском законодательстве ? ( обязательны ссылки на статьи нормативно-правовых актов

Работа содержит 1 файл

тгп.docx

— 60.98 Кб (Скачать)

 

1   Дайте подробную характеристику такой формы государства как политический режим . Приведите примеры современных государств , имеющих различные виды политических режимов . Проанализируйте изменение политического режима в России . Каким образом политический режим закреплен в современном российском законодательстве ? ( обязательны ссылки на статьи нормативно-правовых актов )

 

Дайте подробную  характеристику такой формы государства  как политический режим

Политический  режим – это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления политической власти.

К ним относятся:

• ценности – жизненно важные, желаемые цели и  события;

• нормы  – правила, на основе которых организуется жизнь государства, взаимодействие граждан. При этом нормы могут  быть обычными – формироваться постепенно, как бы сами собой, в ходе накопления политического и исторического  опыта, передаваться от поколения к  поколению, и легальными, т.е. специально установленными государством и зафиксированными в официальных документах (конституциях, кодексах, уставах и т.д.);

• авторитет  – желание и способность граждан  действовать в рамках принятых правил и ценностей, подчиняться системе  действующей государственной власти.

От содержания и соотношения вышеназванных  компонентов зависят типы политических режимов:

• демократические – когда обеспечивается право па участие народа в решении государственных дел, уважаются и охраняются права человека;

• авторитарные – когда функции управления обществом сосредоточиваются в одном лице или узком социальном слое;

• тоталитарные – когда отрицаются или значительно ограничиваются права и свободы личности, жестко контролируются авторитарным государством все стороны жизни общества.

 Приведите примеры современных государств , имеющих различные виды политических режимов

Государственный режим Великобритания относится к странам с демократическим государственным режимом, поскольку характеризуется такими демократическими чертами как: - признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведения иной политики; - политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой, а следовательно, формирование основных высших органов государства (парламента, главы государства) путем всеобщих и свободных выборов гражданами; все партии, общественные объединения, граждане имеют при этом юридически равные возможности; - разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.) при системе их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия; - обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппозиции; - свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее последователи не призывают к насильственным действиям, не нарушают правил морали и общественного поведения, не посягают на права других граждан.

Авторитарные  режимы очень разнообразны. Одним  из видов является военно-диктаторский режим. Его пережило большинство стран Латинской Америки, Южная Корея, Португалия, Испания, Греция. Другой разновидностью является теократический режим, при котором власть сосредоточена в руках религиозного клана. Такой режим существует в Иране с 1979 г. Конституционно-авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в руках одной партии при формальном существовании многопартийной системы. Это режим современной Мексики. Для деспотического режима характерно то, что высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры. Другой разновидностью является персональная тирания, при которой власть принадлежит лидеру и отсутствуют ее сильные институты (режим С. Хусейна в Ираке до 2003 г., режим М. Каддафи в современной Ливии). Еще одна категория авторитарных режимов – абсолютная монархия (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).

Политическая  система современного Китая определяется по-разному. Одни специалисты называют ее не институализированным авторитаризмом, другие – бюрократической авторитарной полит системой, третьи – пост тоталитарной, сохраняется ее обозначение как коммунистической и т.д.  
Профессор Бостонского университета (США) Дж. Фьюсмит отмечает наличие в западной политологии несколько вариантов типологизации политической системы КНР. Один исходит из существования властной бюрократической вертикали («фрагментированный авторитаризм»), «потока власти, растекающегося по различным уровням формальной структурной организации». Другой подчеркивает роль неформальных связей («гуаньси»). В целом признается взаимодействие формализованных и неформальных каналов власти. Сам Фьюсмит добавляет сюда и третий компонент – политическую линию, объединяющую сторонников того или иного решения злободневных вопросов. (См.: Социальные и гуманитарные науки за рубежом. «Востоковедение и африканистика». – 2006. – №2). 
Общепризнанно и то, что это классическая однопартийная система с монопольным доминированием КПК. Ядром политической системы, ее руководящей и направляющей силой выступает Коммунистическая партия Китая. Это одна из немногих современных систем, которая официально придерживается социалистической/ коммунистической идеологии. 
Политический режим в КНР за 59 лет своего существования прошел путь от крайних форм тоталитаризма до умеренного авторитаризма.  
С точки зрения исторического времени – это сравнительно молодая политическая система, как оказалось, очень эффективная и адаптивная. Действительно, она отвечает всем требованиям, чтобы считаться таковой:

 Проанализируйте изменение политического режима в России

Способы реализации политической власти в истории российского общества не оставались неизменными. Трем периодам российской политической истории, качественно отличающимся друг от друга – досоветскому, советскому и постсоветскому – соответствовали конкретные способ и характер государственного правления. Сходство же этих трех периодов заключалось прежде всего в том, что российскому политическому процессу на всем его протяжении больше соответствовала диктатура, чем демократия.

Традиционной  абсолютной монархии, существовавшей со времен правления Ивана III до 1917 г., была характерна диктатура, то усиливавшая  свою жесткость (как было при Иване IV, Петре I), то переходившая в умеренную авторитарную систему с элементами парламентаризма в лице Государственной Думы и многопартийности (например, в конце царствования Николая II). Вся полнота власти сосредотачивалась в руках монарха, который в своем правлении опирался не только на традиции, но и на насилие.

Особой разновидностью диктаторского политического режима является диктатура пролетариата, установленная  после Октябрьской революции 1917 г. Диктатура пролетариата, по определению  В.И. Ленина, означала, что "только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские рабочие, в состоянии  руководить всей массой трудящихся и  эксплуатируемых в борьбе за удержание  и укрепление победы, в деле создания нового, социалистического, общественного  строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов".

На практике был создан политический режим партийной  номенклатуры. Государство, руководимое  профессиональными революционерами, сосредоточило в своих руках  всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти, монополизировало национальную собственность. Постепенно сформировавшийся новый класс партийно-государственной  номенклатуры тяготел к олигархическому  характеру власти, социальную базу которой составили массовая Коммунистическая партия и Советы. Правящее меньшинство  осуществляло свою власть над большинством, опираясь не только на сильный пропагандистский аппарат, но и на разветвленную карательную  систему, средства политического террора  и борьбы с инакомыслием. Вследствие этого режим со временем приобрел черты тоталитарности. Отмена конституционных  гарантий монопольного положения Коммунистической партии привела к падению режима. Появились новые институты власти: президент, парламент, органы местного самоуправления. В 1993 г. была упразднена система Советов, формально являвшихся основой механизма функционирования власти в стране.

Однако по характеру государственная власть мало изменилась, по существу она осталась авторитарной. Ей присущи:

-     значительная концентрация власти в руках главы государства – президента, что сделало общество весьма зависимым от его субъективной воли;

-     слабое разделение политических ролей и функций, что говорит о неразвитости политического механизма в целом. Чем выше степень дифференциации и специализации функций политических институтов, тем выше их способность реагировать на возникающие в обществе новые интересы и потребности. Следовательно, пирамидальная структура власти, характерная для современной России, обладает высокой степенью инерционности, субъективизма.

Последнее обстоятельство обуславливает и недостаточно высокую  эффективность режима, прежде всего, его неспособность надежно гарантировать все конституционные права и свободы граждан, реагировать на возникающие у них потребности.

В условиях чрезмерной концентрации власти в руках  президента и исполнительных органов  фактически отсутствуют возможности  постоянного действенного контроля за их деятельностью как со стороны общества, так и со стороны законодателей. Это создает возможности для бесконтрольного расходования федеральных средств, для коррупции. Инструментами контроля в этих условиях могут выступать средства массовой информации и зрелая партийная система. Однако конкурентная партийная система, способная выявить и выразить интересы социальных групп, еще не завершила своего формирования. Средства массовой информации в условиях рынка сами оказываются зависимыми от власти.

 Каким образом политический режим закреплен в современном российском законодательстве

С формально-правовой точки зрения Россия, согласно Конституции, является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю.

По Конституции  Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы любая развитая демократия. ( Конституция, глава 1, статья 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Дайте научно-теоретическую характеристику системы российского права. Каково место публичного и частного права в ней? Приведите примеры публично – правовых и частноправовых  правоотношений. Приведите примеры институтов права , которые носят межотраслевой характер.

   Система  права – это нормативное образование,  которое включает в себя нормы  права, правовые институты, под  отрасли и отрасли права, находящиеся  во взаимосвязях, обусловленных  системой общественных отношений. 

Элементами правовой системы являются: собственно объективное право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах позитивного права; правовая идеология - активная сторона правосознания; судебная практика.

 Правовая  система включает четыре группы элементов:

а) правопонимание - правовые взгляды, правосознание, правовую культуру, правовые теории, концепции, правовой нигилизм;

б) правотворчество - как познавательный и процессуально-оформленный  способ подготовки и принятия законов  и иных правовых актов;

в) правовой массив - структурно оформленная совокупность официально установленных и взаимосвязанных  правовых актов;

г) правоприменение -механизм реализации правовых актов и обеспечения законности.

При рассмотрении структуры правовой системы необходимо иметь в виду, что в качестве основного элемента она включает в себя право, которое является результатом  взаимодействия государства и общества в создании содержащихся в правовых нормах легитимных предписаний, выражающих основное содержание общественного  правосознания и уровень его  развития во всех сферах жизнедеятельности. Роль общества в формировании властных предписаний является определяющей по отношению к деятельности органов государства, непосредственно создающих нормы права, так как оно является носителем основных критериев регулирования существующих в нем отношений. Данные критерии впоследствии трансформируются в основные принципы права, которые развиваются и конкретизируются в правовых нормах, создавая при этом определенные способы и методы правового регулирования.

Указанное состояние  права как общественного явления  приводит к необходимости выделения  в нем двух компонентов - естественного  права и позитивного. Естественное право - это и есть обусловленные  природной и социально-естественной средой требования и идеалы, которые, преломившись через правосознание, его культурные коды, приобретают  правовой облик и в соответствии с этим выступают в виде правовых требований и прообразов юридических  норм - норм позитивного права. Позитивное право, в свою очередь, являясь объективным  явлением, предстает в виде системы  действующих норм, процесс формирования которых обуславливается взаимодействием  положений естественного права, присущих определенному обществу на конкретно-историческом этапе его  развития, и его государственно-политических институтов, которые в соответствии со своей компетенцией непосредственно  объективируют эти положения  с целью обеспечения их регулирующего  воздействия. Эти правовые компоненты, в силу системности социальных связей в обществе, также вынуждены функционировать  в виде своеобразно-определенных систем, получивших соответственно название системы  права и системы законодательства, причем в указанном аспекте естественное право приобретает характер доминирующей правовой идеологии, которая становится социально значимой будучи конститутивным элементом системы права.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права "