Контрольная работа по «Правовое обеспечение деятельности антикризисных управляющих»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:18, контрольная работа

Описание работы

1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ КОНКУРСНОГО ПРАВА
2. В КАКОЙ СРОК МОЖЕТ БЫТЬ ОБЖАЛОВАНО РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПО ДЕЛУ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА?

Работа содержит 1 файл

Контрольная №1.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Старооскольский технологический институт (филиал)

Федерального  государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования

«Национальный исследовательский  технологический  университет «МИСиС» 
 
 
 
 
 
 
 

   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по дисциплине: «Правовое обеспечение деятельности антикризисных управляющих» 
 
 
 
 

                                                Подготовила:

                                                                        студентка группы ЭМ-08-зс 

                                            Старых А.П.                                                               

                                            Проверила:

                                                Самгина Е.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Старый Оскол, 2011

 

1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ КОНКУРСНОГО ПРАВА

     Субъект конкурсного права  лицо, права, обязанности и ответственность которого закреплены нормами конкурсного лица.

     Конкурсное  право имеет самостоятельный, характерный  только для него субъектный состав.

     В конкурсных отношениях участвуют должник, кредиторы, органы кредиторов (собрание, комитет), органы юридического лица - должника, государственные органы, регулирующие и контролирующие действия субъектов, арбитражный суд.

     Критерием объединения многочисленных субъектов конкурсного права в группы является сходство целей и интересов членов группы в процессе банкротства. Таким образом, можно выделить 5 групп субъектов конкурсного права:

I. Группа должника:

     1. Должник;

     2. Руководитель должника – юридического лица;

     3. Учредители (участники) должника;

     4. Собственник имущества должника – унитарного предприятия;

     5. Представитель учредителей (участников) либо собственника имущества.

II. Группа кредиторов:

     1. Кредиторы, имеющие право участвовать в проведении процедур банкротства;

     2. Кредиторы, имеющие право участвовать  в проведении процедур банкротства исключительно через представителя;

     3. Кредиторы, не имеющие права  участвовать в проведении процедур банкротства (привилегированные кредиторы);

     4. Собрание и комитет кредиторов, их представители;

III. Группа арбитражного управляющего:

     1. Арбитражный управляющий;

     2. Саморегулируемая организация арбитражных  управляющих;

     3.Реестродержатель.

IV. Арбитражный суд.

V. Органы государственной власти и местного самоуправления.

     Правовой  статус лиц, участвующих в конкурсном процессе, зависит от многих факторов: от характера правомочий, которыми наделяет законодатель данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т.д.

     1) Правовой статус должника, членов его управления и их представителей.

     Должник – это гражданин или юридическое лицо, оказавшееся неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев или в течение иного срока, установленного Законом о банкротстве.

     С того момента, когда лицо начинает отвечать указанному определению,  на него будут  распространяться нормы законодательства о банкротстве.

     Лицо  может стать должником с точки  зрения конкурсного права и до появления признаков несостоятельности, подав в арбитражный суд заявление о признании себя банкротом. В правовой литературе вводится понятие «конкурсоспособность», под которой понимается способность лица быть объявленным несостоятельным (банкротом). Содержание этого термина определяется также как «социально и экономически обеспеченные возможности лица нести возложенные на него имущественно-организационные ограничения, объем которых измеряется всей совокупностью мер воздействия, предусмотренных конкурсным правом».

     Для определения правового статуса  должника характер его обязательств принципиального значения не имеет, поэтому здесь необходимо исходить из иных параметров. Прежде всего, таким параметром является организационно-правовая форма для должников - юридических лиц и наличие либо отсутствие статуса индивидуального предпринимателя для физических лиц.

     Однако  для некоторых категорий субъектов  характер их деятельности или иные факторы конкурсное значение имеет. Это те должники, для которых необходимо применение каких-либо особенных положений  при решении проблем их несостоятельности. Причем особенности регламентации определяются сущностью отношений, сущностью статуса должников, что является совершенно оправданным. Общий принцип правовой регламентации статуса этих должников состоит в том, что специальные главы либо параграфы Закона о банкротстве устанавливают для них специальные правила, остальные нормы Закона о банкротстве подлежат субсидиарному применению.

     Должников, в отношении которых установлены  особенности производства по делу о  несостоятельности (банкротстве), называют должниками особых категорий, либо должниками отдельных категорий.

     Выделяют  следующих особых субъектов: градообразующие, сельскохозяйственные, финансовые организации, стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий.

     Руководитель  должника (директор, генеральный директор) нормами законодательства о банкротстве наделяется целым рядом прав и обязанностей (п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 30, п. 3 ст. 72 Закона о банкротстве и др.). Предусмотрена также гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность руководителя за нарушение указанных норм.

     Учредители  (участники, акционеры) должника практически отстранены законом от влияния на проведение процедур банкротства. Они вправе оказывать финансовую помощь должнику, исполнять его обязательства, но обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций (п. 2 ст. 30 Закона о банкротстве). После возбуждения производства по делу о банкротстве они не вправе требовать от должника погашения задолженности перед ними по обязательствам, вытекающим из их участия. Например, участник ООО – должника не вправе требовать выдела своей доли в его уставном капитале после введения процедуры банкротства. Они могут заявить о своих правах только на то имущество банкрота, которое не было продано и от принятия которого отказались кредиторы.

     Собственник имущества должника унитарного предприятия согласно п. 2 ст. 48 ГК РФ относится к категории учредителя, но имеющего на имущество должника не обязательственное право, а право собственности. Поэтому его правовой статус в конкурсных отношениях во многом аналогичен правовому положению учредителей (участников) должника. Например, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет полномочия собственника имущества должника – федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства, а город Москву как собственника имущества должников – государственных унитарных предприятий представляет Комитет города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве).

     Представители учредителей (участников) должника, а также собственника имеют более широкие права в конкурсном процессе. Они вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов; имеют правовой статус лица, участвующего в арбитражном процессе по делу о банкротстве; вправе подавать в арбитражный суд жалобы на действия арбитражного управляющего, решения собрания кредиторов или комитета кредиторов; предъявлять в арбитражный суд возражения относительно требований кредиторов (п. 1 ст. 12, ст. 35, п. 3 ст. 60, п. 2 ст. 72 Закона о банкротстве).

     2) Правовой статус  кредиторов и их  представительных  органов.

     Кредитор лицо, имеющее по отношению к должнику право требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (ст. 2 Закона о банкротстве).

     Понятие кредитора в конкурсном праве  является более широким по сравнению  с гражданско-правовым, поскольку  охватывает кредиторов и по гражданско-правовому договору, и по деликтному обязательству, и работников должника, и государство в лице уполномоченных органов с требованиями об уплате обязательных платежей.

     В юридической литературе встречаются  различные мнения относительно критериев разделения кредиторов на виды, определяющие статус кредитора в деле о банкротстве.

     Приведем  группировку кредиторов по степени  их влияния на выбор и проведение процедур банкротства. Внутри каждой

     группы  кредиторы подразделяются на виды в  зависимости от характера обязательства, связывающего должника и его кредиторов, а также от момента наступления срока исполнения обязательства. Права и обязанности кредиторов различных видов имеют существенные отличия.

     Первая  группа кредиторов – это кредиторы, имеющие право участвовать в проведении процедур банкротства. Только эта группа имеет возможность оказывать влияние на развитие конкурсного процесса. Место в системе конкурсных отношений этой группы кредиторов емко определяет формула «максимум прав при малых шансах на удовлетворение требований». Она включает в себя два вида кредиторов: конкурсных кредиторов и уполномоченные органы.

     А) Конкурсные кредиторы – кредиторы по денежному обязательству, перед которыми должник несет обязанность уплатить денежную сумму по основанию, предусмотренному ГК РФ. Исключение: не относятся к такому виду кредиторов уполномоченные органы; граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, либо имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов творческой деятельности, а также учредители (участники) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия. Разновидностью конкурсных кредиторов являются кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника залоговые кредиторы»).

     Б) Уполномоченные органы федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять требования соответственно субъектов РФ и муниципальных образований по денежным обязательствам. Федеральным уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные налоговые органы.

     Рассмотрим  основы правового положения кредиторов этой группы. Конкурсный кредитор вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом; участвовать в собраниях кредиторов с правом голоса; является лицом, участвующим в деле. Залоговые кредиторы наделены дополнительными права в процедурах банкротства и гарантиями удовлетворения требований. Например, в ходе процедур банкротства должник вправе распоряжаться имуществом, являющимся предметом залога, только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества. Обеспеченные залогом требования кредитора погашаются за счет стоимости проданного имущества преимущественно перед иными кредиторами, за некоторыми исключениями. Мнение залоговых кредиторов о проведении отдельных мероприятий может являться своеобразным «вето». Правовой статус уполномоченных органов идентичен правовому статусу конкурсных кредиторов. Однако полномочия уполномоченных органов субъектов РФ и муниципальных образований ограничены по сравнению с полномочиями федеральных уполномоченных органов, поскольку из ведения региональных и местных органов исключены требования об уплате обязательных платежей.

Информация о работе Контрольная работа по «Правовое обеспечение деятельности антикризисных управляющих»