Контрольная работа по "Правоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи;

Содержание

Определение государства……………………………………………………………..2
Основные признаки государственной власти………………………………………..2
Соотношение экономики и права……………………………………………………..4
Особенности форм правления…………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по правоведению.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Дуалистическая  монархия – промежуточный вариант между абсолютной и парламентской монархиями, первоначальная форма ограниченной монархии. Это такая форма правления, при которой уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей: у монарха остается исполнительная власть, а законодательная принадлежит парламенту. Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как своего рода выражение компромисса между монархом и народом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим.

В настоящее  время "классических", "чистых" дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует.

 

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть в данном государстве осуществляется выборными органами.

Источником власти в республиках является народ, который  через определенные промежутки времени  избирает высшие представительные органы государства, в этом проявляется  народный суверенитет. Народом избирается высший законодательный орган – парламент и в некоторых случаях – президент. Все другие высшие органы государства формируются, как правило, этими представительными органами. Полномочия высших выборных органов государства ограничены определенным сроком. При республиканской форме правления проведен принцип разделения властей.

По характеру  взаимоотношений между законодательной  и исполнительной

властями различают  парламентскую, президентскую и  смешанную республики.

Парламентская республика характеризуется верховенством парламента, осуществляющего законодательную власть. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. В парламентской республике может быть предусмотрена должность президента, он является главой государства, но не главой правительства; он не ответственен за действия правительства. Избрание президента осуществляется парламентом, или специально создаваемой коллегией. Значительное место в парламентской республике занимает должность главы правительства – премьер-министра (в ФРГ этот пост именуется "федеральный канцлер"). Как правило, им является лидер правящей партии или партийной коалиции; его избирает парламент. Правительство формируется лидером победившей на выборах партии, а члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

Парламентских республик в мире не очень много: ФРГ, Финляндия, Индия, Турция, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Италия и некоторые  другие государства.

Президентская республика – это форма правления  характеризуется тем, что президент  занимает в государственном аппарате очень значительное место. В президентской республике законодательная власть принадлежит высшему представительному органу – парламенту, который издает законы, а исполнительная – правительству. Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Он самостоятельно назначает министров и формирует правительство. Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом, президент может самостоятельно смещать членов правительства. Президент избирается всенародным голосованием.

Президентская республика – достаточно распространенная форма правления. Президентскими республиками являются США, многие государства Латинской  Америки (Бразилия, Аргентина, Мексика  и др.), Африки (Зимбабве, Нигерия, и  др.), Азии (Филиппины и др.).

К числу достоинств президентской республики следует  отнести достаточно высокую степень  эффективности государственного руководства  обществом: ведь президент, обладая  широкими полномочиями, во многом определяет политику государства. Управленческое воздействие более целенаправленно, если оно исходит из одного центра. Основным недостатком президентской республики является то, что обширные полномочия президента могут привести к чрезмерной централизации власти, к узурпации власти и злоупотреблению ею.

Преимущества  парламентской республики воплощены  в отсутствии предпосылок установления чьей-либо диктатуры. Основной недостаток в том, что при многопартийной

системе, когда  не удается сформировать парламентское  большинство, практически невозможно проводить продуманную, целенаправленную политику, часты правительственные кризисы.

  СМЕШАННЫЕ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ  РЕСПУБЛИКИ

Во многих государствах были предприняты попытки сочетания  черт парламентской и президентской  республик с тем, чтобы преодолеть недостатки и сохранить достоинства, присущие этим формам правления – полупрезидентская (или смешанная) республика. Вариаций  полупрезидентских республик достаточно много.

Например: существует сильный президент, избираемый народом. Он является главой исполнительной власти и руководит правительством. Но в формировании последнего принимает участие парламент. Правительство должно пользоваться доверием большинства в парламенте, должно быть ответственно перед ним. Таким образом, именно формирование, а в еще большей степени – ответственность правительства – фактор, который считается ключевым в разграничении разновидностей республиканского правления.

В большинстве  стран, свергших в недавнем прошлом  тоталитарные режимы (Португалия, Польша, Болгария и др.), установилась именно смешанная республиканская форма правления, при которой правительство опирается на парламентское большинство, а всенародно избранный президент не вмешиваясь в текущее управление, направляет политический курс. Своеобразная форма правления в Швейцарии. Правительство (Федеральный совет) назначается парламентом (Федеральным собранием) и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства перед парламентом не предусмотрена.

Иногда вообще трудно провести грань между парламентской  и президентской республикой (Турция, Шри-Ланка, Перу, Россия, Украина и др.). В определенных случаях возникает новая форма республики: полупрезидентская, полупарламентская, с преобладанием черт той или другой республики, а иногда и с чертами которые не были присущи ни президентской, ни парламентской республикам.

Социалистическая  республика – особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и , по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией.

Теоретические основы будущей социалистической республики были заложены в трудах К.Маркса и  Ф.Энгельса. Дальнейшее развитие эта теория получила в работах В.И.Ленина и была применена на практике в условиях России.

Различают три  разновидности социалистической формы  государственного правления: Парижскую  коммуну, Советскую республику и  народно-демократическую республику, которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролитариата.

В условиях военных  режимов создается президентско-милитарная республика. Это хотя и временная, но не такая уж редкая форма. В отдельных  странах такая форма правления  существовала на протяжении более 10 лет (Алжир, Нигерия и др.). Президентско-милитарная республика опирается на армию, образующую единую систему органов управления сверху донизу.

В связи со все  более явственно проявляющимся  процессом всеобщей демократизации в последнее десятилетие практически исчезли монократические (президентско-монистические), социалистические и народно-демократические республики, значительные изменения в сторону демократизации формы правления происходят и в странах Латинской Америки.

Проблема формы  правления – это прежде всего проблема признания или непризнания разделения властей, способов формирования и соотношения органов законодательной и исполнительной власти, проблема их ответственности перед народом.

В последние  годы происходят изменения в теоретическом  понимании формы правления, поскольку появляются такие модели организации высших органов государственной власти, которые не представляются возможными с полной уверенностью отнести к той или иной группе в соответствии с традиционными классификациями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1.Н.И.Матузов  «Теория государства и права»

2.Р.Т. Мухаев  «Правовые основы Российского  государства»

3. Правоведение,  3-е издание, перераб.

4.М.Н Марченко, Е.М. Дерябина «Правоведение» 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведению"