Контрольная работа по "Правоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи;

Содержание

Определение государства……………………………………………………………..2
Основные признаки государственной власти………………………………………..2
Соотношение экономики и права……………………………………………………..4
Особенности форм правления…………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по правоведению.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

   Соотношение права и экономики заключается в сложной системе  взаимосвязей и взаимодействия. С одной стороны, право воздействует на  самые различные сферы жизнедеятельности общества, государства и человека, в том числе и на экономику. С другой стороны право, возникло, развивается и функционирует в результате комплекса факторов, и экономика  лишь один из них. Экономические и правовые отношения взаимозависимы. Хотя экономические отношения и развиваются, прежде всего, по собственным законам, но при этом, с одной стороны, многие из них регулируются нормами права, становясь правовыми отношениями, но, не утрачивая при этом своей экономической сути, с другой стороны, экономические отношения оказывают существенное воздействие на всю систему права. Экономический или правовой детерминизм ведут к возникновению экономических или политических проблем.

право есть наиболее адекватная форма экономических  отношений. Последние могут нормально  функционировать только и исключительно  в правовой форме. Все иные формы (традиционная, религиозно-нравственная, директивно-государственная) не являются оптимальными, поскольку не отвечают потребностям рыночной экономики, искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т. п. Таким образом, право — это не нечто внешнее для экономики. Право — естественная форма экономических отношений.

Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной, форме. Мы уже отмечали, что нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает исторический опыт), в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе.

Единой юридической  основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной стоимости, воплощенного в них труда. Вещи как объекты права собственности вторичны, они носители овеществленного труда, придающего им-стоимость. И самое главное: обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и т.д.) осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Вмешательство государства в данные отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т. е. его права.

Право есть способ саморегулирования экономики. Экономика  как производство товаров и услуг  имеет объективное содержание. Это  содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой — уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями. Однако как, каким образом отдельный производитель получает информацию о том, что необходимо производить? Подобные вопросы не возникают в условиях традиционного, натурального хозяйства, свойственного феодализму. Не нужна здесь и регулирующая функция права. В условиях рыночной экономики ситуация иная. Цена на рынке товаров и услуг регулируется соотношением спроса и предложения. Но для этого все собственники должны быть свободны юридически, т.е. должны самостоятельно решать, что производить, в каком количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода — необходимое условие для выявления экономической необходимости. Она дает возможность производителю слышать сигналы рынка и учитывать их. Производитель сам регулирует экономические аспекты своей деятельности и делает это по праву и благодаря праву, с помощью которого его свобода закреплена и защищена.

Итак, право не просто воздействует на экономику, оно  — имманентная ее часть. Более  того, есть основания считать, что  становление права как регулятивной системы завершается с появлением развитой рыночной экономики. Это произошло  в Европе в XIX в. и выразилось в формировании англосаксонской и романо-германской правовых систем.

Воздействие государства  на экономику имеет иной характер. Если право воздействует на экономику, так сказать, изнутри, являясь оптимальной  формой экономики и единственно  возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия ее функционирования.

Во-первых, государство  выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым  охраняет экономическое пространство внутри страны.

Во-вторых, оно  обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества — также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики.

В-третьих, государство  выступает и субъектом экономических  отношений, взяв на себя некоторые экономические  функции, обеспечивающие целостность  экономической системы страны. Например, с незапамятных времен государство  берет на себя заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирование образования, культуры и др.

В-четвертых, с  усложнением в ходе исторического  развития экономических связей государство  все более активно вмешивается  в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям, возникающим в рыночной экономике. Так, в развитых странах Запада государственное регулирование в сфере экономики признается полезным и необходимым. В данном случае речь идет не просто о государственном, а о государственно-правовом воздействии на экономику с использованием публичного права. Направления такого воздействия многообразны: борьба с монополизмом; контроль за качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и здоровья потребителей; соблюдение экологических требований в процессе производства и т. д.

Когда воздействие  государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайним проявлением такого воздействия  является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя. Порочность подобной системы состоит в следующем.

Во-первых, государство  «отключает» действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, т. е. интересов потребителя и производителя. В условиях рыночной системы предприниматель производит то, что нужно потребителю. В противном случае он разорится. Другими словами, потребитель диктует, что и сколько необходимо произвести. Государство-собственник забирает эту функцию себе, осуществляя планирование производства. Мнение государственных чиновников о том, что нужно обществу, потребителю, становится определяющим для производителя. Коллективный разум чиновников госаппарата, .не соответствующий коллективному желанию потребителей, порождает диспропорции в общественном хозяйстве, т. е. производство никому не нужной продукции и дефицит того, что необходимо.

Во-вторых, огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик. Экономические результаты для них не имеют особого значения, ибо у рентабельных предприятий государство забирает прибыль, а убыточным предоставляет необходимое финансирование. Ни одно предприятие не может обанкротиться. Обанкротиться может только государство в целом. Однако если страна богата природными ресурсами, дойти до этой черты не так просто.

Государство —  организация, которая лишь тратит, ничего не производя. Конечно, оно выполняет  полезные функции, без осуществления которых общество не может обойтись. Затраты на них — это, так сказать, нормальная стоимость государственных услуг. Но государство, используя свою силу, может возложить на общество и чрезмерную дань, и тогда затраты ложатся тяжким бременем на экономику, сдерживают ее развитие. Наиболее типичными чрезмерными затратами выступают милитаризация экономики, содержание огромной армии, большого аппарата чиновников и т. д. Индикаторами непомерных государственных расходов являются прямые и косвенные налоги, грабящие население и душащие экономику, быстрый рост инфляции и другие негативные явления.

В-третьих, чрезмерное воздействие государства на экономику  выражается в излишней административной заурегулированности экономических  отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению теневой экономики.

Господствующее  положение государства в экономике  дает ему и некоторые преимущества. Главное из них — возможность  очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоения целинных земель, строительства новых городов, ведения гигантских промышленных строек, реализации космических проектов и т.д. Но теневой стороной подобных «достижений» становятся снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека, пренебрежительное отношение к экологии 
 

3. Особенности форм правления. 

Форма правления – это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределения компетенций и взаимоотношения с населением.

Различают две  основные формы правления – монархическую  и республиканскую.

МОНАРХИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Монархия  (в переводе с греческого – единовластие) – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Вся полнота  власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку – монарху. Это означает, что от монарха зависит окончательное решение абсолютно любого вопроса. Юридических ограничений для полномочий монарха нет, и это наиболее последовательный для данной формы правления вариант. Однако власть монарха может ограничиваться, в первую очередь представительными органами государства, конституцией.

Монарх пользуется титулом (король, царь, император, фараон и т.д.), имеет право на получение  из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи.

Монарх получает власть, как правило, по наследству, в большинстве случаев наследником  являлся старший сын правившего монарха. Пребывание у власти каким-либо определенным сроком заранее не ограничено. История государственности и  современная конституционная практика знают различные способы возведения на престол или его завоевания.

Основное в  характеристике монархической формы  правления – народ не имеет  отношения к формированию власти.

В зависимости  от объема властных полномочий, находящихся  у монарха, различают абсолютную (неограниченную) и ограниченную монархию.

Главная отличительная  черта абсолютной монархии – сосредоточение всей полноты власти в руках монарха; юридических ограничений полномочиям  монарха не существует. В настоящее  время абсолютная монархия – довольно редкая форма правления. Некоторые государства, несмотря на провозглашение в различной степени ограничений власти монарха, все-таки сохраняют основные черты абсолютной монархии, например: Кувейт, Бруней, Катар, Бахрейн.

В ограниченных монархиях власть монарха юридически ограничена, – как правило, и законодательно, и существованием представительного органа. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

В парламентарной (или конституционной) монархии власть монарха ограничена практически во всех сферах деятельности. Монарх в парламентской монархии играет в основном представительную роль, является "символом нации". Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним. За монархом сохраняются определенные полномочия, он назначает главу правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не может отклонить кандидатуру того или иного члена правительства, если она прошла через парламент. Монарх издает указы, но они обычно готовятся в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром, без подписи главы правительства или министра указы монарха не имеют юридической силы.

Далеко не всегда в парламентарных монархиях среди  государственных органов доминирует парламент. В странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) парламентарная модель отношений между парламентом и правительством превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте большинством полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета.

Парламентская монархия характерна для современных  индустриально развитых государств с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Япония и др.) Однако фактическое положение монарха и аристократии не является там только номинальным, поэтому форме правления этих государств присущи и элементы дуалистической монархии.

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведению"