Контрольная работа по "Основам права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

Термин "государства" используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, и системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политологической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политическом-правом) смысле.

Работа содержит 1 файл

Основы права улучшенная версия контрольной работы.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

3) в формировании власти участвует  народ; в процессе выборов власти  могут применяться различные  избирательные системы, одни менее,  другие более демократичные;

4) представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;

5) высшие должностные лица несут  ответственность перед органом,  их избравшим, или народом.

Практике государственного строительства  известны два основные вида республики.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Поскольку президент и правительство избираются внепарламентским путем, то эти институты власти в определенных ситуациях могут политически противостоять парламенту. Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует государственную власть. Обычно это крайне необходимо на переходных этапах (Мексика), в государствах, где сильны монархические традиции (Румыния), в ситуациях, не отличающихся стабильностью (Украина), в период проведения реформы (Чили), в государствах, имеющих обширную территорию или многонациональный состав (США), при наличии чрезвычайных событий, таких, как война (Сирия). Большинство из перечисленных факторов присуще современной России, поэтому вопрос выбора вида республики здесь должен быть решен, конечно, в пользу президентской республики.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет всю полноту ответственности за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально: оно формируется партией, получившей большинство в парламенте. Хотя формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьезного влияния на осуществление государственной власти, как, например, в Германии. Парламентская республика - менее распространенная форма правления, чем , республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулированной экономикой (Италия, Турция и др.). В мире не так много таких стран. Россия еще очень далека от введения данной формы правления.

Существуют и другие виды республики: суперпрезидентская, смешенная (полупрезидентская или полупрезидентская) республики.

Следует заметить, что  форма правления не может быть выбрана произвольно. Во многом она  зависит от уровня от уровня создания людей, проживающих в данном государстве.

 

Б) Форма внутригосударственного устройства

 

Каждое государство  обладает своей собственной территорией, на которой проживает его население. Государственная власть распространяется на каждого человека, регулирует в  той или иной  мере  все стороны его поведения. Однако многие вопросы, возникающие на местах, трудно разрешить из центра. Например, в Москве не могут знать всех проблем гражданина, живущего где-нибудь в Хабаровском крае. Поэтому возникает необходимость в распределении власти таким образом, чтобы какие-то вопросы решались централизовано, другие - на местах.

Существует два способа  распределения власти (рис. 1.4). Можно передать часть полномочий региональным органам государственной власти, оставив их в подчинении центральных органов. В этом случае территория государства остается единой, разделяющейся лишь на административные единицы (районы, провинции), т.е. части территории, не обладающие государственностью, а существующие лишь для удобства управления. Такие государства называются унитарными.

Однако возможен другой вариант, когда региональные органы государственной власти наделяются самостоятельностью в решении некоторых  государственных вопросов. В этом случае территория государства состоит  из самостоятельных частей, обладающих государственностью и называющихся субъектами федерации, а само государство является федерацией.

Форма внутригосударственного устройства - это  способ организации  государственной власти по территории, проявляющийся в статусе частей государства, в соотношении центральной и местной власти.

Формы государственного устройства



Формы внутригосударственного устройства

Формы межгосударственного  устройства



Унитарное  Федеральное   добровольные  насильственное


государство  государство

        конфедерация  империя


        содружество  союзы


        сообщество  


        ассоциации


 

Рис. 1.4. Формы государственного устройства.

 

 

Унитарное государство имеет следующие основные признаки:

1) единая структура  государственного аппарата на  территории всей страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении территориальных единиц;

2) в основном равный  юридический статус административно-территориальных  единиц по отношению к центральным  органам;

3) единое государство;

4) единая система права, основу которой составляет единая для всего государства конституция;

5) единая судебная  власть;

6) одноканальная система  налогов.

Таким образом, в унитарном  государстве имеет место централизация  управления и вводится прямой либо косвенный контроль над всеми органами местной власти. Унитаризм по сравнению федеральной раздробленностью на уделы, княжества, партикулы и т.п. - явление прогрессивное. Однако с развитием рыночных отношений, усилением интеграционных процессов унитарные государства уступают место государственным объединениям и, в частности, федеративным государством.

Федеративное  государство - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство (США, ФРГ, Индия, Бразилия). Федеративная форма сложна и многолика. Тем не менее всем федерациям свойственны общие черты:

1) территория федерации  состоит из территорий ее субъектов,  которые, не являются государствами  в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью. Степень суверенности отдельных субъектов федерации может быть разной;

2) в федерации существуют  два уровня государственного  аппарата: федеральный и республиканский (уровень штата, земли). Как правило, на высшем уровне федеральный характер государства проявляется в создании союзного (федерального) парламента, один из палат которого отражает интересы субъектов федерации;

3) наличие двойного  гражданства, хотя чаще всего  на практике особых юридических  последствий не порождающего;

4) субъекты федерации  имеют право создавать свою  правовую систему, принимать свою конституцию, что, впрочем, не должно идти вразрез с общими правовыми началами, установленными федерацией;

5) субъекты федерации  могут иметь собственную судебную  систему, и в также случаях  жалоб на судебные решения  заканчивается в высшим суде субъекта федерации, а высшая судебная инстанция федерации их не рассматривает, а занимается обобщением судебной практики и другими вопросами;

6) в федерации используется  двухканальная система налогов  - устанавливают федеральные налоги  и налоги ее субъектов.

Различают федерации:

а) национальные, где субъекты образуются по национальному признаку, и территориальные;

б) симметричные, характеризуемые равным юридическим статусом ее субъектов, и асимметричные - с разным статусом субъектов.

Унитарные и федеральные государства представляют собой идеальные типы в том смысле, что в политической действительности они никогда не встречаются в "чистом" виде. Самое централизованное государство оставляет определенные рамки автономии некоторым или областным органам, когда как федеральное государство имеет центральные органы, власть которых распространяется на всю территорию. Таким образом, различие между двумя формами государства - в степени, но не в сути, в уровне централизации политической власти.

 

В) Формы межгосударственного устройства

 

Форма государства зависит  и от того, с какими государствами  оно взаимодействует, какого рода связи  с ними поддерживает. Вступая в  отношения с другими государствами, субъекты международной жизни должны в определенной мере поступиться собственной самостоятельностью ради достижения общих для этих государств целей.

Различают добровольные и насильственные межгосударственные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся конфедерации, содружества, сообщества, ассоциации.

Конфедерации обычно создаются путем подписания международных договоров представителями соответствующих государств для достижения экономических, политических или иных целей, что позволяет более благоприятные условия для их развития. Государства, входящие в конфедерацию, не теряют своей государственности и в любой момент могут выйти из состава конфедерации. В конфедерации образуются политико-административные органы, власть которых признается государствами-членами, как в Швейцарской Конфедерации или в ЕС. Как правило, конфедерация ведет к дальнейшему слиянию государства в единое государство. Отношения между ними чаще всего симметричные. Однако государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут необходимым.

Что же касается внутренний организации конфедерации, то следует  отметить следующие моменты: а) финансовые средства образуются за счет добровольных взносов государств-членов; б) в законодательный  орган входят обладающие равными  полномочиями представители всех объединенных государств; в) исполнительные органы имеют коллективный характер; г) нормы права становятся обязательными, если они опубликованы каждым государством-членом; д) вооруженные силы принадлежит каждому из государств-членов, хотя могут формально находится под общим командованием; е) международная политика проводится совместно, хотя это не исключает самостоятельности в конкретных вопросах.

Содружество - это объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, обусловленной экономической общностью, интеграцией хозяйственных связей (как, например, у стран СПКГ), либо языковым единством (как у стран Содружества (до 1947 г. - Британского Содружества Наций), либо общностью правовой системы, культуры, религии (как у стран, входящих в Лигу арабских государств). Связи между членами содружества менее тесные, нежели у участников конфедераций, а потому порядок вступления и выхода из содружества более простой.

Сообщество - объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус (экономический, политический) в мировом сообществе, например Организация стран - экспортеров нефти.

Ассоциация - это объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурс и т.п.). В качестве примера можно привести Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН, созданную для поддержания мира и порядка в этой зоне.

К насильственным формам объединения государств относятся союзы и империи. Правда, такие объединения скоре из области прошлого, хотя и не столь отдаленного.

Союзы - объединение государств, основанные далеко не всегда на истиной добровольности. В союзы объединяются государства, как правило, вынуждено, поскольку в противном случае им придется испытать куда более неблагоприятные последствия и нести серьезные издержки. К примеру, это страны Балтийского союза - Литва, Латвия, Эстония, поставившие себе в качестве цели отдаление от России, некоторые среднеазиатские республики бывшего СССР, на протяжении многих веков испытывавшие на себе давление своих южных соседей.

Империя образуются путем либо физического завоевания (Османская империя, Римская империя), либо оказания экономического, политического и другого вида давления (например,  СССР). Как правило, империи имеют следующие характеристики: а) обширная территория; б) сильно централизованная власть; в) стремящаяся к экспансии элита; г) асимметричные отношения господства и получения между центром и периферией; д) разнородный этнический, культурный и национальный состав. Империя держится на применении или угрозе применения принуждения (военного, экономического, политического, идеологического), и как только это фундамент исчезает империя рушится. Имперские же элиты, жертвы миражей бессмертия и иллюзий мирового господства, мечтают о распространении своей власти на всю планету и ради этой цели способны развязывать опустошительные войны. Мировое сообщество, к счастью, теперь уже в состоянии их обуздать.

 

 

 

Г) Политический режим

 

Политический  режим - это способ властвования, который  характеризуется взаимоотношения  правящей элиты и населения и  представляет собой совокупность методов  практического осуществления государственной  власти.

Политический режим  определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответы на вопросы о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к употреблению делами общества, и в том числе к правотворчеству.

На протяжении многовековой истории существования государства  как социального явления находили применение семь видов политического  режима (рис. 1.5).

Виды политических режимов



демократический

либеральный

авторитарный

фашистский

тоталитарный

тиранический

деспотический

Информация о работе Контрольная работа по "Основам права"