Контрольная работа по "Основам права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

Термин "государства" используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, и системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политологической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политическом-правом) смысле.

Работа содержит 1 файл

Основы права улучшенная версия контрольной работы.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

3. Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т.п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособие больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др. - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь способствующую их развитию, а не только существованию. Правда, и здесь нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они неоправданно высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Социальное регулирование по принципу уравниловка не способно обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине может деградировать.

4. Правоохранительная функция. Это деятельность государства по обеспечению точного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить такие, как метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), организационно-правовой, осуществляемый органами исполнительной власти (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности) и др. Очень важная сторона правоохранительной деятельности государства - борьба с правонарушениями. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, существенные, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.

5. Экологическая функция. В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителями применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, лишением свободы).

Государство осуществляет дополнительно и такие функции, как поддержка и развитие образования, здравоохранения, науки и культуры, обеспечение национальной безопасности, строительство дороги, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

Внешние функции - это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полномерное существование государства в современном мире, который становится все более и более взаимосвязанным.

1. Функция Обороны. Эта функция имела первостепенное значение в прежние времена. Сейчас же мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая им военное столкновение. И тем не менее даже развитые страны, накопившие немалый опыт в мировом существовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на большие расстояния наносить разрушительные удары.

2. Дипломатическая  функция. Выполнение этой функции способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо от того, какой идеологией они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения - это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.

3. Внешнеполитическая  функция. Заключение в политическом сотрудничестве государства, с тем чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующие политические интересы современных государств, является ООН, вопросами же политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности - постоянный орган ООН. Поддержанию политической стабильности и безопасности в мире содействуют и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация стран Тихоокеанских регион и др.).

4. Содействие  установлению мировой законности. Эта деятельность приобретает самостоятельный характер и проявляется в участии в разработке норм международного права.

 5. Внешнеэкономическая функция. Эта функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государства, которое проявляется в международном развитии труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

6. Правоохранительная  функция. Заключается в обеспечение мирового правопорядка, разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны самостоятельно устоять против агрессоров или отстоять свои права (как, например,  албанцы в Косово в конце 1990-х гг.). Она также проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью, не знающий границ (Интерпол и т.п.).

7. Социальная  функция. Она выкристаллизовывается все более ярко. Социальная помощь и поддержка осуществляется в отношении развивающихся стран (например, Сомали, Эфиопии и др.), а также стран, находящихся на переходном этапе (например, страны СНГ). Здесь используются различные формы помощи, начиная от выделения финансовых средств целевого назначения (на развитие банковской системы образования, здравоохранения, регулирование рождаемости и т.п.) и кончая гуманитарной помощью.

8. Экологическая функция. Эта функция в настоящее время выдвигается в разряд внешних. Пришло понимание того, что экологические катастрофы, например аварии нефтеналивных танкеров, атомных электростанций и т.п., в отдельно взятых странах в конечном счете наносят удар интересам всех народов, и устранение их последствий не может оставаться только внутренним делом.

9. Информационная функция. Ее выделение лишь только намечается. Но и сейчас осуждение вызывают страны, которые блокируют для своих народов поступление правдивой информации о событиях в мире.

В современном мире внешняя деятельность государства будет эффективной, только если она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

10. Культурное сотрудничество. Осуществляется на основе двухсторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Международный Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН эти культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

11. Сотрудничество государств  в решении глобальных проблем  современности. Осуществляется по таким проблемам, как рациональное использование природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мире, проведение демографической политики и др., затрагивающим интересы всех народов.

Рассматривая функции государства, следует бросить взгляд и в будущее. По мере развития общества количество этих функции будет неуклонно возрастать. Причина лежит на поверхности: развитие взаимосвязей между людьми и народами порождает новые точки их соприкосновения и общие проблемы, урегулировать которые под силу будет только государство.

 

 

 

 

3. Формы государства

Формы государства - это способ организации политической власти охватывающий формы правления, формы государственного устройства и политический режим.

 

А) Форма правления

 

В мире существует около двухсот государств. Они могут быть классифицированы в зависимости от уровня экономического, политического развития, от идеологической, религиозной направленности, от того, какими средствами осуществляют международную политику, и т.д. Но и в пределах одной группы, имея единую сущность, одни и те же задачи, государства разнятся по своей форме.

На форму государства большое  внимание оказывает не только экономические  факторы, но и природные, климатические  условия, религиозные воззрения, национальные особенности, культурный уровень народа, исторические традиции и др.

Форма государства включает три  взаимосвязанных элемента:  форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления (рис. 1.3) характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами.

Так, в Непале вся полнота  власти принадлежит королю, в Великобритании королева правит лишь формально, а фактически - парламент и правительство во главе с премьер-министра; США - республика с силой президентской властью; в Италии решающую роль играет парламент. Однако при всем многообразии государства по форме правления их можно разделить на две группы:  монархии и республики.

Форма правления


 

Монархия

Республика



абсолютная   ограниченная   суперпрезидентская


        президентская


 институт      смешанная (полупрезидентская


монархии      полупарламентская)

(монарший        парламентская


двор)

 

дуалистическая  парламентская

 

 Рис. 1.3. Форма правления

 

Монархия (в пер. с греч. - власть одного) как форма правления иначе может быть названа как персональное единовластие. Ее отличают следующие признаки:

1) существование единоличного главы  государства;

2) обладание монархом всей полнотой власти, которая является верховной, нераздельной и суверенной (независимой);

3) наследственный порядок передачи  власти;

4) бессрочное правление монарха;

5) юридическая безответственность  монарха.

Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархию.

Для абсолютной монархии характерно отсутствие представительных учреждений народа, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, контролирует сбор налогов и расходует их  по своему усмотрению. Карательная функция также находится в его  руках. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман), для которой характерно сосредоточение в руках монарха и государственной и религиозной власти.

Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентскую (конституционную) в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.

В дуалистической монархии существуют два политические учреждения: монарший двор (институт монархии), формирующий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает, как, например, а России до революции 1917 г. Монарх имеет сильное влияние на парламент: может наложит вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а то и распускать парламент.

Парламентарной монархии (ее иногда называют конституционной) свойственно ограничение власти монарха как в законодательной, так и в исполнительной сфере. Несмотря на то, что формально главу правительства и министров назначает монарх, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь фигура скорее символическая, являющаяся своего рода данью традиции, нежели властная. Он царствует, на не правит (Япония, Швеция, Великобритания).

Существует несколько систем наследования престола:

1) кастильная, принятая в странах Скандинавии, не делает различия между мужчиной и женщиной. Решающее значение при наследовании престола имеет не пол наследника, а старшинство. Следовательно, наличие в семье монарха старшей дочери не дает возможности стать королем младшему сыну;

2) салическая, допускающая к престолу  женщин только в том случае, если у короля нет сыновей.  Другими словами, младший брат  исключает возможность для старшей  сестры занять престол;

3) австрийская -  самая жесткая  система, принято в России после  правления Екатерины II, допускающая женщин к престолу только в том случае, если в царством роду вообще не останется мужчин.

Республика (в пер. с лат. - дело общественное) как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире.

Республике присуще следующие  признаки:

1) правление осуществляется коллективно,  т.е. не один лицо, а системой  государственных органов;

2) республиканское правление основано  на принципе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;

Информация о работе Контрольная работа по "Основам права"