Конституция СССР 1936 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

Конституция СССР 1936 года внесла значительные изменения в систему высших органов власти и управления, в избирательную систему. Конституция СССР 1936 г. − весьма противоречивый документ. С одной стороны, она закрепила отказ от многоступенчатых выборов, установила всеобщее избирательное право, прямые и равные выборы при тайном голосовании. С другой стороны, формально подтвердив федеральную природу государства, она фактически закрепила его унитарный характер, предоставив почти беспредельно широкие полномочия общефедеральному "центру".

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2

Государственное строительство и Конституция СССР 1936 года………..4
Система государственных органов…………………………………………10
Государственный аппарат……………………………………………10
Вооруженные силы………………………………………………… ..11
Правоохранительные органы………………………………………...12
Система права………………………………………………………………..15
Гражданское и семейное право……………………………………...15
Трудовое право………………………………………………………..17
Уголовное право………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….22

Список литературы…………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

История Отечественного Государства и права.docx

— 49.05 Кб (Скачать)

    27 июня 1936 г. было принято постановление  ЦИК и СНК СССР «О запрещении  абортов, увеличении материальной  помощи роженицам, установлении  государственной помощи многосемейным,  расширении сети родильных домов,  детских яслей и детских садов,  усилении уголовного наказания  за неплатеж алиментов и о  некоторых изменениях в законодательстве  о разводах». Оно было подкреплено  крупными бюджетными ассигнованиями. Срочные меры по укреплению  семьи потребовались из-за снижения  рождаемости при переходе к  городскому образу жизни. 

    Брак  расторгался при вызове супругов в ЗАГС, где принимались меры к  примирению супругов. При разводе  в паспортах делалась отметка. Повышалась оплата развода. Заявление о взыскании алиментов теперь мог подать не только один из родителей (многие женщины этого стыдились), но и прокурор, профсоюз, органы ЗАГСа, органы охраны материнства и детства. Устанавливались размеры алиментов: 1/4 заработка − на одного ребенка, 1/3−на двух, 1/2 − на трех и более детей. Неплатеж алиментов влек лишение свободы на срок до двух лет.  

    3.2.Трудовое  право

    Конституция 1936г. гарантировала право на труд, на отдых, на материальное обеспечение  в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, закрепив и обязанность трудиться.10

    С октября 1930 г. в связи с ликвидацией  безработицы прекращалась выплата  пособий по безработице. 23 июня 1931 г. был принят закон, поощряющий основные кадры рабочих − членов профсоюза, длительно работавших на одном предприятии. Трудовое право тех лет усиливало поощрение добросовестных работников и ужесточало нажим на лодырей, прогульщиков и разгильдяев. Постановлением СНК СССР от 20 декабря 1938 г. вводились единые трудовые книжки.

    В 1940 г. была повышена обязательная мера труда. Был установлен 8-часовой рабочий  день, за исключением профессий с  вредными условиями труда (был утвержден  список таких профессий, для которых  сохранялся 6- или даже 4-часовой рабочий  день). Предприятия и учреждения были переведены с пятидневной на шестидневную рабочую неделю.

    В условиях нарастания военной опасности 26 июля 1940 г. были запрещены самовольное  увольнение рабочих и служащих с  предприятий и учреждений. Администрация  была обязана передавать дела о прогулах и самовольном оставлении работы в суд.

    После завершения коллективизации прекратился  стихийный приток рабочей силы в  город. Предприятия стали испытывать острый недостаток в кадрах. Так, в 1937 г. промышленность, строительство и  транспорт недополучили свыше 1,2 млн. рабочих, в 1938 г. - 1,3 млн. и в 1939 г. - более 1,5 млн. рабочих. 2 октября 1940 г. был принят Указ «О государственных трудовых резервах»  − о плановой подготовке кадров в ремесленных и железнодорожных училищах и школах ФЗО. Государственные трудовые резервы находились в распоряжении Правительства СССР и не могли использоваться ведомствами без его разрешения.

    Колхозное и земельное право решали задачи введения коллективизации, укрепления колхозов и их правового статуса. В 1935 г. II Всесоюзный съезд колхозников-ударников обсудил и принял новый «Примерный устав». На его основе колхозы должны были выработать, обсудить и утвердить на общем собрании в присутствии не менее 2/3 членов артели свой устав.

    Примерный устав 1935 г. в разделе «О земле» отмечал, что земля − общенародная государственная собственность, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит ни купле-продаже, ни сдаче в аренду. Размеры приусадебного участка устанавливались наркомземами союзных республик. Они колебались от 1/4 до 1/2 га, кое-где доходя до 1 га.

    Раздел  «О средствах производства» определял, что подлежит обобществлению при  вступлении в колхоз, а что остается в личном пользовании колхозного двора. Раздел «О членстве» устанавливал, что в члены артели не принимались кулаки и лица, лишенные избирательных прав − за исключением бывших кулаков, которые в течение трех лет честной работой доказали свою лояльность. Исключение из артели могло быть произведено только по решению общего собрания, на котором присутствовало не меньше 2/3 числа членов артели.

    Устав определял порядок распределения  доходов колхоза. Из произведенных артелью продуктов она была обязана выполнить обязательства перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд, расплатиться с МТС, засыпать семена для посева и страхования от неурожая и бескормицы, создать неприкосновенный семенной и кормовой фонды, а по решению общего собрания - фонды помощи инвалидам, старикам, временно нетрудоспособным, нуждающимся семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и сирот. Остальную часть продуктов артель распределяла между своими членами по трудодням.

    Раздел  «Организация, оплата и дисциплина труда» устанавливал, что все работы в колхозе производятся личным трудом его членов. По найму могли привлекаться только лица, обладавшие специальными знаниями (агрономы, инженеры и т.д.). Оплата была сдельной − правление разрабатывало, а общее собрание утверждало нормы выработки по всем работам и расценки в трудоднях. С 1941 г. велись попытки преодолеть «уравниловку» в оплате труда колхозников введением дополнительных вознаграждений за перевыполнение плана по урожайности или продуктивности.

3.3. Уголовное право

    Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. демократизировали уголовный  процесс, утвердив гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому  права на защиту, участие в составе  суда народных заседателей, ведение  судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т.д. В уголовном законодательстве все большее значение приобретали  общесоюзные нормы. В то же время  характерным было ужесточение мер  наказания.

      В феврале 1931 г. была установлена  уголовная ответственность за  порчу или поломку принадлежавших  колхозам, совхозам и МТС тракторов  и сельхозмашин. Если порча была  вызвана халатным отношением, наказанием  были принудительные работы на  срок до шести месяцев. За  те же неоднократные или повлекшие  крупный ущерб действия - лишение  свободы на срок до трех  лет. 

    7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР  приняли постановление «Об охране  имущества государственных предприятий,  колхозов и кооперации и укреплении  общественной (социалистической) собственности». Оно возвело расхитителей в  ранг врагов народа, приравнивало  хищения к государственным преступлениям,  предполагало суровые репрессии и ограниченный выбор у суда мер наказания. Постановление не содержало градаций размеров похищенного, и его проведение в жизнь сопровождалось произволом (лишь с сентября 1937 г. перекосы стали выправляться).

    В 1934 г. в уголовном праве появилась  статья об измене Родине (действия, совершенные  гражданами СССР в ущерб его военной  мощи, государственной независимости  или неприкосновенности его территории). При смягчающих обстоятельствах  измена Родине каралась лишением свободы  на срок 10 лет с конфискацией имущества, а для военнослужащих высшей мерой  с конфискацией имущества.

    Постановлением  ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. за особо опасные государственные преступления − шпионаж, вредительство, диверсию повышался срок наказания с 10 до 25 лет лишения свободы. В 1940 г. был признан преступлением выпуск недоброкачественной и некомплектной продукции или с нарушением стандартов, и виновные лица (директор, главный инженер, начальник ОТК), наказывались лишением свободы на срок от 5 до 8 лет.

    10 августа вышел Указ «Об уголовной  ответственности за мелкие кражи  на производстве и за хулиганство», по которому мелкие кражи наказывались  лишением свободы сроком на  один год. Устанавливалась уголовная  ответственность с 12-летнего возраста  за тяжкие преступления (убийства, насилия и увечья). За все остальные  преступления уголовная ответственность  наступала с 14 лет (к несовершеннолетним  не применялась высшая мера). В  уголовном порядке преследовались  привлечение несовершеннолетних  к участию в преступлениях,  принуждение их к занятию проституцией, спекуляцией, нищенством.

    В начале 30-х годов в связи с  урбанизацией и ломкой патриархальных норм, с наплывом в города больших  масс насильно выброшенных из деревни  во время раскулачивания озлобленных  людей произошел всплеск уголовной  преступности: убийств, разбоев, грабежей и злостного хулиганства. С этим велась борьба мерами административного  права (паспортный режим) и ужесточением обычного уголовного права. Однако эти меры не достигли цели, и государство пошло на внесудебные репрессии.

    При управлениях милиции на уровне области  были созданы милицейские «тройки», для рассмотрения дел рецидивистов и неработающих лиц, связанных с  преступной средой (в основном скупщиков  краденого и держателей притонов). Дела разбирались в присутствии  обвиняемого и прокурора. «Тройки» рассматривали до трети подобных дел. Применяемые ими репрессии  были в большой мере превентивными − они не столько наказывали индивидуального преступника, сколько разрушали преступную среду. Этими мерами волна преступности была сбита, за один год число грабежей снизилось почти вдвое, квалифицированных краж на треть, конокрадства в три раза. Сильный удар с помощью внесудебных репрессий был нанесен организованной преступности. Жестокие меры 30-х годов надолго парализовали ее, что было особенно важно во время войны.

    Был установлен особый порядок производства по делам о «террористических  организациях» с необычайно кратким  сроком расследования дел − не более 10 суток. Вместо трех суток копия обвинительного заключения вручалась обвиняемому за сутки до слушания дела. Прокурор не участвовал в таких процессах, т.е. был устранен надзор прокуратуры за соблюдением законов. Защитник участвовал только на стадии судебного разбирательства. Отменялось обжалование приговора в кассационном порядке и возможность ходатайства о помиловании. Позже аналогичные нормы стали действовать по отношению к обвиняемым во вредительстве и диверсиях.

 

Заключение

     Принятая в 1936 г. Конституция СССР, завершила большой этап государственного строительства. Главным при выработке проекта было привести Конституцию в соответствие с новой социально-экономической реальностью и перейти к принципу равных политических прав всем гражданам.

    По  своему составу и содержанию, предоставлению прав гражданам СССР – это была самая прогрессивная конституция  того времени.

    Конституция 1936г. гарантировала право на труд, на отдых, на материальное обеспечение  в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, закрепив и обязанность трудиться.

    Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. демократизировали уголовный  процесс, утвердив гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому  права на защиту, участие в составе  суда народных заседателей, ведение  судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т.д.

    Для своего времени Конституция СССР 1936 г. была самой демократической  конституцией в мире. Насколько ее положения были реализованы в  политической практике - другой вопрос. Конституции всегда в той или  иной мере служат декларированным идеалом, ориентиром, и принятие именно тех, а не иных, деклараций, конечно, важно. 

 

Список  литературы

    1. Кара-Мурза С. Политическое строительство  СССР. – М., 2002.

    2. Крамник В.В.  Социально-политический  механизм политической  власти.  - Л., 1991.

    3. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. - М., 2003.

    4. Пугачев В.П.. Соловьев А.И. Введение в Политологию. «Аспект пресс». М.: 2000.

    5. Теория государства и права.  Под ред. В.К. Бабаева. – М., 2004.

    6. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - М., 1995.

    7. Конституция СССР −  1936 г [Текст].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Конституция СССР 1936 года