Конституция СССР 1936 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

Конституция СССР 1936 года внесла значительные изменения в систему высших органов власти и управления, в избирательную систему. Конституция СССР 1936 г. − весьма противоречивый документ. С одной стороны, она закрепила отказ от многоступенчатых выборов, установила всеобщее избирательное право, прямые и равные выборы при тайном голосовании. С другой стороны, формально подтвердив федеральную природу государства, она фактически закрепила его унитарный характер, предоставив почти беспредельно широкие полномочия общефедеральному "центру".

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2

Государственное строительство и Конституция СССР 1936 года………..4
Система государственных органов…………………………………………10
Государственный аппарат……………………………………………10
Вооруженные силы………………………………………………… ..11
Правоохранительные органы………………………………………...12
Система права………………………………………………………………..15
Гражданское и семейное право……………………………………...15
Трудовое право………………………………………………………..17
Уголовное право………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….22

Список литературы…………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

История Отечественного Государства и права.docx

— 49.05 Кб (Скачать)

    В главе X закреплялись основные права и свободы граждан СССР: право на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы. Конституция исходила из равноправия наций и рас, прямое или косвенное ограничение прав или установление преимуществ граждан в зависимости от расовой или национальной принадлежности, всякая проповедь расовой или национальной исключительности или ненависти и пренебрежения карались законом. Были определены социально-экономические условия, которые служили гарантией осуществления главных прав трудящихся.

    Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Впервые был утвержден принцип «один человек − один голос» (не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные с лишением избирательных прав). Изменения Конституции СССР могли быть произведены лишь по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат.

    В Конституции СССР 1936 г. закреплялась руководящая роль ВКП(б) («руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных»).

     Для своего времени Конституция СССР 1936 г. была самой демократической  конституцией в мире.6 Конституция СССР 1936 года провозглашала завершение строительства основ социализма принадлежность власти трудящимся, союз рабочего класса с крестьянством, интеллигенцией и другими слоями народа. В Конституции 1936 г. впервые достаточно полно были урегулированы вопросы общественного, государственного устройства, определена система высших органов власти и управления, суда и прокуратуры. Выделялись главы, посвященные правам и обязанностям граждан, избирательная система.

     Основой общественного строя провозглашалась  социалистическая система хозяйствования и социалистические методы управления экономикой, непосредственная демократия. Вводилось всеобщее восьми классовое  образование, бесплатное медицинское  обслуживание, семичасовой рабочий  день.

     Данная  конституция заложила основы командно-административной системы управления, в значительной степени подняв значение исполнительной власти.

2. Система государственных  органов

2.1. Государственный  аппарат

    За 30-е годы в основном сложилась  та система государственных органов  и учреждений, которая просуществовала  до 1989 г. - вплоть до системы должностей и ученых степеней.7

    Конституция СССР 1936 г. отменила все ограничения  избирательного права, установила равные нормы представительства от сельского  и городского населения. Выборы Верховного Совета СССР состоялись 12 декабря 1937 г. В них участвовали 96,8% избирателей, из них почти 99% отдали голоса «за  кандидатов блока коммунистов и  беспартийных». Ясно, что это были выборы плебисцитарного типа − избиратели, по сути, должны были сказать «да» или «нет», одобрить или не одобрить политику государства, а не выбрать из нескольких кандидатов то или иное лицо.

    Всего в Верховный Совет СССР было избрано 1143 депутата. Рабочих среди депутатов  было 460 (42%), крестьян - 337 (29,5%), из служащих и интеллигенции - 326 (28,5%). Было представлено более 50 народностей Советского Союза. Это был представительный орган  типично соборного, а не парламентского типа. В декабре 1939 г. прошли выборы в местные Советы депутатов трудящихся. В выборах участвовало свыше 99% избирателей, всего в местные Советы депутатов трудящихся было избрано 1,3 млн. человек.

    С форсированием индустриализации резко  возросла роль планирования. План превращался из прогноза в план-директиву. Изменился статус Госплана, в 1931 г. он был наделен правами наркомата. Во втором пятилетнем плане (1933-1937 гг.) были учтены просчеты и ошибки первой пятилетки, и в 1937 г. СССР стал второй экономической державой мира. Крупная промышленность была выведена из под контроля республик и перешла под управление союзных органов − формировался единый общесоюзный народнохозяйственный комплекс. Система упрощалась: сокращалось число трестов и их функции, укреплялись прямые связи наркоматов с предприятиями. Разукрупнялись наркоматы, росло их число. ВСНХ СССР был преобразован в общесоюзный Наркомат тяжелой промышленности (из ВСНХ были выделены Наркоматы легкой и лесной промышленности).

    Наркомат  труда СССР был слит с ВЦСПС, что повысило роль профсоюзов. Им передавались все средства и кадры органов труда и социального страхования, санатории, дома отдыха, научные институты и другие учреждения Наркомата труда. ВЦСПС осуществлял общее руководство социальным страхованием, представлял на утверждение СНК СССР сводный бюджет социального страхования и тарифы страховых взносов. При ЦК профсоюзов и их местных органах создавались отраслевые инспекции труда с правом наложения штрафов за нарушение законодательства о труде. ВЦСПС давал СНК СССР заключения на  вносимые Госпланом планы по труду (численность работников, фонды заработной платы, производительность труда).

    В 1930-1931 гг. была проведена кредитная  реформа, которая повысила роль Госбанка как кредитного, расчетного, кассового  и эмиссионного центра страны. Главный  смысл был в концентрации собираемых с огромным трудом финансовых средств, в предотвращении их распыления и  «проедания».

    Сильно  изменились контрольные органы, сократилась  их автономия и ослаблен партийный  характер. В 1940 г. был создан Наркомат госконтроля СССР, отменялось привлечение  трудящихся к контролю, его осуществляли штатные контролеры-ревизоры. Произошло  «огосударствление» контроля.

2.2.Вооруженные  силы

    В 30-е годы создавалась новая, насыщенная техникой и современными кадрами, соответственно организованная армия. Началось создание сильного флота. Основой для этого  стала форсированная индустриализация и развитие образования. К 1939 г. в  СССР было 14 академий и 6 военных факультетов  при гражданских вузах, в которых  высшее военное образование получали 20 тыс. слушателей. Число военных училищ достигло 107. В 1936 г. была открыта Академия Генерального штаба.

    Расширилась система военкоматов, стал улучшаться учет и призыв в армию. В 1939 г. был  принят новый закон «О всеобщей воинской обязанности», по которому защита СССР с оружием в руках стала  правом и обязанностью не только трудящимися, а всех мужчин без различия национальности, вероисповедания, образования, социального  происхождения и положения. С  января 1939 г. был введен новый текст присяги, теперь она принималась не коллективно с собственноручной подписью военнослужащего.

2.3. Правоохранительные  органы

    В течение 1938-1939 гг. была перестроена  вся судебная система СССР. Она  соответствовала административному  делению страны: народный суд (в районах) рассматривал большую часть уголовных  и гражданских дел; областной, краевой, окружной суд, суд автономной области  и Верховный Суд автономной республики рассматривали уголовные и гражданские  дела, отнесенные к их подсудности, а также кассационные жалобы и  протесты на приговоры и решения  нарсудов. Верховный Суд союзной  республики рассматривал особо важные дела, мог принять к производству любое дело любого суда на территории республики, рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры и  решения областных судов, мог  пересматривать дела в порядке надзора. 8

    Общесоюзными  являлись Верховный Суд СССР и  подчиненные ему специальные  суды. На него возлагался надзор за всеми  судебными органами СССР и союзных  республик. Он имел право отменить приговор или решение любого суда и давать разъяснения по вопросам судебной практики. Специальными судами в рассматриваемый  период являлись военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного  транспорта. Они действовали на тех  же принципах, что и все другие суды СССР.

    В 1934 г. был образован общесоюзный  Наркомат внутренних дел, в него было включено ОГПУ и входящее в него Главное управление милиции. ОГПУ было преобразовано в Главное управление госбезопасности, которое быстро расширялось (в нем было в 3,5 раз больше сотрудников, чем в милиции). На него были возложены функции внешней разведки, контрразведки и госбезопасности, а также руководство особыми отделами в армии. В 1935 г. в НКВД был образован новый вид мест заключения для особо опасных преступников - тюрьмы.

    Функции и структура милиции расширялись, в них входили паспортный режим  и ОВИР, «детские комнаты» и ОБХСС, военный учет и МПВО.

    На  НКВД возлагалось обеспечение порядка  и госбезопасности, охрана общественной собственности, запись актов гражданского состояния, пограничная охрана. В  ведении НКВД были управление шоссейными и грунтовыми дорогами, картография, управление мер и весов, переселенческое  и архивное дело. С созданием ГУЛАГа НКВД стал распорядителем трудовой армии из заключенных колоний и лагерей и из «спецпоселенцев» (до 30-х годов места заключения были в ведении республиканских НКВД). НКВД СССР превратился в крупное хозяйственное и строительное ведомство. Он также отправлял заключенных на стройки и предприятия других ведомств. С 1938 г. в системе НКВД создаются даже закрытые НИИ и КБ, в которых работают заключенные ученые и конструкторы. Но все же утверждать, как это делают некоторые «историки» и публицисты, будто индустриализация в СССР была проведена трудом заключенных, нелепо. Например, в момент наибольшего своего размаха, в 1937 г. НКВД осваивал 6% всех средств на капитальное строительство.

    В первой половине 30-х годов свертывались структуры НКВД, выполнявшие судебные функции, в 1932 г. «тройкам» ОГПУ было запрещено приговаривать к высшей мере. В 1934 г. Судебная коллегия ОГПУ была упразднена, и все дела по окончании  следствия должны были направляться в суд. Однако при наркоме внутренних дел СССР создавалось Особое совещание, которому предоставлялось право  применять в административном порядке  высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет и высылку  за пределы Союза ССР. Таким образом, этот административный орган наделялся судебными полномочиями, однако более ограниченными, чем ранее Судебная коллегия. В состав ОСО был введен Прокурор СССР или его заместитель. Примечательно, что Положение об Особом совещании при НКВД СССР почти дословно повторяет Положение об  Особом совещании при МВД Российской империи 1881 г.  Осенью 1937 г. полномочия ОСО были расширены, оно могло приговаривать к расстрелу, а также проводить разбирательство дел списками. Чрезмерное расширение функций и структуры НКВД делало его трудно управляемым. В феврале 1941 г. он был разделен на два наркомата: НКВД СССР и Наркомат госбезопасности СССР.

3. Система права

    В 30-е годы право было инструментом и в такой же мере продуктом  сплочения советского общества в тоталитарное. Три взаимосвязанные процесса определяли образ государства и права в тот период: коллективизация, индустриализация, подготовка к большой войне. Сопутствующим явлением, круто менявшим весь уклад жизни больших масс населения, была урбанизация − быстрый рост городов.9

    Конституция 1936 г. определила источник права − закон, принимать который мог только Верховный Совет. Все остальные акты были подзаконными (на деле такие новые источники права как Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) приобретали силу закона).

    В ряде областей права вводимые нормы  были близки к чрезвычайным. Они ограничивали важные свободы граждан. Такими нормами было введение паспортов с пропиской и трудовых книжек (отмененных в 1923 г.), запреты на перемену места работы, обязательные нормы труда в колхозах, создание трудовых резервов.

3.1. Гражданское и  семейное право

    Главной была задача укрепления и защиты социалистической собственности, создания условий для  хорошей работы народного хозяйства. Новым был упор на договорные отношения. Направляющая роль народнохозяйственного плана была закреплена в Конституции 1936 г. Развивалась практика поставки некоторых видов продукции без заключения договоров − по нарядам, выданным на основании плана, т.е. усиливались административные формы в ущерб гражданско-правовым. Критической стала проблема качества продукции. В 1939 г. вышла инструкция Госарбитража о «претензиях при поставке товаров ненадлежащего качества», установившая высокие штрафы.

    C февраля 1936 г. формировались постоянно  действующие строительные организации:  тресты и стройконторы, подряды  с частными лицами были запрещены. 

    Нормы семейного права в данный период были направлены на укрепление семьи, защиту интересов детей и здоровья матери. Подчеркивалось закрепленное в Конституции СССР 1936 г. равноправие женщины и мужчины.

    Важное  значение в то время приобрел институт патроната: дети-сироты, а также дети, изъятые по постановлению суда от родителей, могли передаваться в семьи трудящихся на воспитание. Это оформлялось договором, заключенным органами здравоохранения или народного образования, или сельсоветами с лицами, берущими детей на воспитание.

Информация о работе Конституция СССР 1936 года