Конституция СССР 1924 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Цель данного реферата является раскрытие содержания и сущности Соборного уложения 1649 г.
Задачами являются
- Изучение создания Соборного Уложения;
- Раскрытие содержания Соборного Уложения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Соборное уложение 1649 года.
1.1 Правовое положение крестьян, посадских людей и холопов…………….4
1.2. Феодальное землевладение: формы землевладения……………………6
1.3. Система договоров: порядок заключения………………………………8
1.4. Уголовное право: общее понятие и состав преступления, развитие системы преступлений………………………………………………………………..9
1.5. Процессуальное право: основные системы органов, осуществляющих правосудие, основные процессуальные системы…………………………………13
2. Конституция СССР 1924 г.
2.1. Подготовка и принятие Конституции…………………………………..18
2.2. Проблема государственного суверенитета в Конституции……………21
2.3. Структура и компетенции государственных органов…………………23
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

ИОГП Контр.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов. В значительной мере новый текст аналогичен, а то и идентичен с текстом Конституции 1918 г. Но есть и определенные новшества в структуре и содержании. Конституция объявляет, что РСФСР входит в состав СССР и передает ему полномочия, отнесенные к ведению органов Союза, согласно ст. 1 Конституции СССР. Конституция РСФСР 1918 г. не определяла конкретных полномочий Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа, ограничиваясь общими положениями. Поскольку РСФСР стала союзной республикой в составе СССР, понадобилось сказать подробнее о компетенции указанных органов. Поэтому в Конституции 1925 г. появился раздел II "О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета".

 

2.2. Проблема  государственного суверенитета  в Конституции.

Суверенитет — это  неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее  его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим.

Субъекты суверенитета.

Конституция прямо не говорит о суверенитете Союза. Однако его наличие вытекает из всего  содержания закона. Советский Союз осуществляет важнейшие функции  суверенного государства: внешние  сношения, оборону страны, руководство некоторыми другими стратегическими объектами (транспорт, связь и т.п.).

А вот суверенитет  республик всячески подчеркивается. Конституция включает в себя специальную  вторую главу «О суверенных правах союзных республик и о союзном  гражданстве». Здесь подчеркивается право свободного выхода из Союза, неизменяемость территории членов Союза без их согласия, единое союзное гражданство. Характерна сама конструкция соотношения суверенитета Союза и республик. Закон исходит вроде бы из приоритета суверенных прав членов Союза. Статья 3 говорит, что «Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. Союз Советских Социалистических Республик охраняет суверенные права союзных республик». Таким образом, конструкция выглядит так, что Союзу как бы выделяется некий удел, а основной объем суверенитета сохраняется за республиками. В действительности, конечно, получается не совсем так. Т.е. круг компетенции Союза очерчен исчерпывающе, а права республик как бы безграничны, но все дело в том, что компетенция Союза включает в себя громадные правомочия и к тому же по ключевым вопросам. Например, к компетенции Союза было отнесено руководство не только отдельными отраслями народного хозяйства, но и хозяйством вообще. Конституция относила к ведению Союза руководство транспортом и связью. Также к ведению Союза были отнесены организация и руководство вооруженными силами, исторически сложившееся к этому времени. Серьезное внимание в Конституции уделяется компетенции Союза в области финансов. Прежде всего, это касается бюджета, который мыслится как единый, но включает в себя бюджеты союзных республик. В октябре 1924 г. были изданы Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик, другие общесоюзные акты. Важные общесоюзные законы были изданы также в области судоустройства - «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик» 1924 г., «Об изменении основ судоустройства Союза ССР и союзных республик ввиду ликвидации округов» 1930 г. В то же время можно заметить, что права республик были достаточны для того, чтобы они могли иметь необходимую самостоятельность в руководстве своими внутренними делами. Например, наряду с общесоюзными налогами республики были вправе учреждать и свои, правда только с разрешения общесоюзных органов Конституция исходит из того, что все субъекты федеративных отношений, союзные республики - равноправны, вне зависимости от величины их территории, количества населения и пр. Все они находятся в равной связи с Союзом. Законодатель считает необходимым подчеркнуть некоторые суверенные права республик, особенно в силу их чрезвычайной важности. Сюда относится уже упоминавшееся право свободного выхода из Союза. Многие говорили о фиктивности ст. 4 в том смысле, что право выхода только провозглашается, а реально никто не позволит его осуществить. История Советского Союза показала несостоятельность этого утверждения. За 70 лет существования СССР просто никому не приходила в голову необходимость выхода из него, поскольку не было никаких причин к этому. Вот если бы какая-нибудь республика поставила этот вопрос, а ей отказали, тогда действительно право выхода оказалось бы фиктивным. Но таких случаев не было. Таким образом, Конституция, не давая определение понятия суверенитета, практически решает проблему разделения суверенных прав между Союзом и республиками, притом достаточно гармонично. Союз наделяется правами, обеспечивающими его функционирование как могучей единой державы, но республики сохраняют за собой все необходимое для их успешного развития в сторону строительства социализма.

 

 2.3. Структура и компетенции государственных органов.

Всесоюзный съезд Советов.

Высший орган государственной  власти Союза ССР с момента  образования СССР до принятия Конституции  СССР 1936. Составлялся из представителей Советов всех советских республик  по нормам: от городских Советов  — 1 депутат от 25 тыс. избирателей; от губернских и республиканских съездов Советов — 1 депутат от 125 тыс. жителей. Делегаты на Всесоюзный съезд Советов избирались на губернских автономных республиканских съездах Советов, а в союзных республиках, не имевших губернских объединений, — непосредственно на съезде Советов республики. К исключительному ведению Всесоюзный съезд Советов относилось внесение изменений в основные начала Конституции СССР, приём новых республик в состав СССР, установление основ перспективных планов развития народного хозяйства СССР и Государственного бюджета СССР, а также общих начал текущего законодательства. Съезд Советов определял общее направление деятельности всех государственных органов, образовывал Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК СССР), ответственный перед ним и ему подотчётный.

ЦИК Союза.

В период между съездами Советов верховным органом власти СССР являлся Центральный Исполнительный Комитет Союза . ЦИК Союза в  отличие от республиканских центральных  исполнительных комитетов был органом  двухпалатным. Он состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей. Но такая конструкция сложилась не сразу. В Договоре об образовании СССР ЦИК мыслится как однопалатный, там даже нет намека на возможную двухпалатность. Именно таким и был избран Центральный Исполнительный Комитет первого созыва. Этот Комитет, в соответствии с Договором, был избран в составе 371 члена пропорционально населению каждой из союзных республик. То есть он повторял состав съезда Советов в миниатюре. А это означало, что и съезд Советов, и ЦИК по своему составу отражали бы естественное неравенство прав республик. При этом получалось бы, что Россия подавляет все остальные республики своим большинством и, следовательно, всегда может решать любые вопросы так, как захочется ей. Актуальность вопроса о составе ЦИК вытекала из того, что он, будучи более узкой коллегией, чем съезд Советов, собирался чаще, значительно чаще, а значит, вел более активную законодательную и иную работу. Вопрос о реорганизации ЦИК, о превращении его в двухпалатный орган возник в партийных кругах. Таким образом, идея состояла в том, что первая палата должна блюсти общегосударственные интересы, вторая - учитывать все многообразие национального состава страны. Докладчик указывал, что в новом органе следует представить именно не просто 4 члена Союза, но и более мелкие национально-государственные образования. Но первоначально проект положения о ЦИК еще на первой его сессии поручили разработать Президиуму ЦИК. Была создана для этого специальная Комиссия, одна из 6, предназначенных для решения важнейших конституционных вопросов.

Президиум ЦИК.

Конституция упоминает, прежде всего, о том, что Президиум  ЦИК созывает сессии Центрального Исполнительного  Комитета. Закон указывает о различных  основаниях для этого. Прежде всего, речь идет об очередных сессиях ЦИК, которые должны проходить три раза в год. Во-вторых, возможны и чрезвычайные сессии, для чего нужны, однако, определенные в законе основания. Инициаторами созыва сессии ЦИК могут быть и Президиумы его палат, а также требование ЦИК хотя бы одной из союзных республик. В период между сессиями ЦИК его Президиум является высшим органом власти Союза. Он образуется своеобразным путем. Общее число членов Президиума первоначально составляло 21 человек. Оно складывалось из трех семерок. В соответствии со ст. 25 Президиумы палат включали в себя по семь делегатов каждый. Третья семерка избиралась на совместном заседании палат. С увеличением количества союзных республик менялось и количество членов Президиума ЦИК, для чего вносились в Конституцию специальные поправки. Президиум ЦИК мог приостанавливать и отменять постановления отдельных наркоматов Союза, а также Центральных исполнительных комитетов и Совнаркомов союзных республик. По Конституции Президиум ЦИК имел право приостанавливать даже постановления съездов Советов союзных республик. Президиум ЦИК имел право издавать декреты, постановления и распоряжения, рассматривать и утверждать проекты декретов и постановлений, вносимых СНК, отдельными ведомствами Союза, республиканскими ЦИК, их президиумами и другими органами власти. Президиум ЦИК информировал палаты ЦИК СССР о наиболее важных постановлениях, изданных от имени ЦИК в период между сессиями. Часть из них требовала одобрения ЦИК, но основная масса просто доводилась до сведения.

СНК Союза.

Совет народных комиссаров СССР  —  высший исполнительный и распорядительный орган СССР, его правительство (в каждой союзной и автономной республике также был Совет Народных Комиссаров).

Органы власти и управления союзных республик.

Высшим  органом  государственной  власти союзной республики является Верховный Совет союзной республики. Верховный Совет союзной  республики  правомочен  решать  все вопросы,  отнесенные  к  ведению  союзной республики Конституцией СССР и Конституцией союзной республики. Законы союзной   республики  принимаются  Верховным  Советом союзной  республики  или  народным  голосованием  (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета союзной республики. Верховный  Совет  союзной  республики  избирает Президиум  Верховного  Совета  —  постоянно   действующий   орган Верховного  Совета  союзной  республики,  подотчетный ему во всей своей деятельности.  Верховный  Совет  союзной  республики  образует Совет  Министров  союзной  республики  —  Правительство   союзной республики  —  высший  исполнительный  и  распорядительный  орган государственной власти союзной республики. Совет   Министров  союзной  республики  издает постановления  и  распоряжения  на   основе   и   во   исполнение законодательных актов СССР и союзной республики,  постановлений и распоряжений Совета Министров СССР,  организует  и  проверяет  их исполнение. Совет  Министров союзной республики имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений  Советов Министров  автономных республик,  отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов краевых,  областных,  городских Советов народных депутатов,  Советов народных депутатов автономных областей,  а в союзных республиках, не   имеющих   областного  деления,  —  исполнительных  комитетов районных и соответствующих городских Советов народных депутатов.  Республиканские министерства  и   государственные   комитеты руководят  порученными  им  отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление,  подчиняясь  Совету  Министров  союзной республики.

Правоохранительные органы. Верховный суд Союза. 

Верховный Суд СССР — высший судебный орган СССР. Конституцией СССР к компетенции Верховного Суда СССР были отнесены следующие вопросы: дача Верховным Судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства; рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик; дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции; разрешение судебных споров между союзными республиками; рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

Прокуратура Верховного суда.

В соответствии с Конституцией СССР высший надзор за точным и единообразным  исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными  органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагается на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров. Деятельность прокуратуры СССР направлена на всемерное укрепление социалистической законности и правопорядка и имеет задачей охрану от всяких посягательств: закрепленного Конституцией СССР общественного строя СССР, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами; прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений и организаций, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций. Всей своей деятельностью прокуратура способствует воспитанию должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, соблюдения законов и правил социалистического общежития.

ОГПУ – Объединенное государственное политическое управление, было учреждено Конституцией СССР 1924 г. «в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом».

 

Конституция СССР 1924 г. завершила  оформление принципиально нового государства - Союза Советских Социалистических Республик. Она, по существу, заменила собой Союзный договор, принятый I Всесоюзным съездом Советов. Конституция СССР признала за союзными республиками право иметь свои Основные законы (ст. 5), ибо Конституция - необходимый атрибут современного государства, тем более - суверенного. Вместе с тем Основные законы, уже имевшиеся в объединившихся республиках, теперь должны были быть изменены исходя из факта образования СССР, приведены в соответствие с Конституцией Союза. Эта работа и была проведена в ближайшие после образования СССР годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Существующая ранее  в России судебно – правовая практика, опиравшаяся на судебники, указы, думские  приговоры и т.д., носила разрозненный и часто противоречивый характер. С принятием Соборного Уложения в 1649 году впервые в истории российской государственности была сделана попытка создать единый свод всех действующих правовых норм, охватить им все стороны общественно – политической и экономической жизни России, а не отдельные группы общественных отношений. И хотя основная цель не была достигнута, да и не могла быть достигнута в тех условиях, Соборное Уложение укрепило судебно – правовую систему России и явилось фундаментом, на котором в последующем она развивалась и дополнялась как свод законов феодально – крепостнической России. Российское государство готовится вступить в высшую и последнюю стадию феодализма — абсолютизм.

 

 

По своему содержанию Конституция СССР 1924  г.  весьма  своеобразна  и

непохожа  на  другие  советские  конституции.  В  ней   нет   характеристики общественного  устройства,   глав   о   правах   и   обязанностей   граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления.  Все  эти  вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция  СССР 1924 г. уделила факту окончательного  юридического  оформления  образования СССР, прав Союза ССР и союзных  республик,  системе  высших  государственных органов Союза ССР и союзных республик.

      Главный  смысл Конституции СССР 1924 г. –   конституционное  закрепление образования СССР и разделение прав Союза ССР и союзных республик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература  и источники:

Информация о работе Конституция СССР 1924 г