Конституция Российской Федерации 1993 года. История создания

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является характеристика основных положений Конституции Российской Федерации 1993 года. В рамках поставленной цели необходимо раскрыть две ключевые проблемы: Во-первых, особенно важным представляется рассмотрение процесса принятия Конституции РФ в сложившихся исторических и политических условиях, а также тех предпосылок, которые послужили основной причиной ее принятия Во-вторых, необходимо рассмотреть характерные особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном этапе. В силу чего данная курсовая работа разделена на две части, каждая из которых призвана изучить соответствующую проблему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Исторические условия принятия Конституции Российской Федерации 1993 года…………………………………………….5
1.1. Предпосылки создания Конституции РФ…………………………..5
1.2. Особенности разработки Конституции Российской Федерации 1993 года…………………………………………………………………………...7
1.3. Принятие Конституции Российской Федерации
1993 года………………………………………………………………..12
Глава 2. Характерные особенности Конституции РФ 1993 года...21
2.1. Основные черты Конституции РФ………………………………..21
2.2. Юридические свойства Конституции РФ………………………..22
2.2. Изменение и пересмотр Конституции РФ……………………….26
Заключение.……………………………….……………………………30
Библиографический список…………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Конституция РФ 1993 г. история создания.docx

— 64.60 Кб (Скачать)

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

Конституция как ядро правовой системы своими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она — основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права.

К числу  юридических свойств конституции  относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

"Выступая  в качестве юридической базы  для развития всех отраслей  российского права, конституция  регулирует и закрепляет процесс  создания правовых норм и актов,  которыми обеспечивается проведение  политических, культурных и социально-экономических  преобразований в обществе. Насколько  стабильным и эволюционным будет  развитие самой конституции, настолько  реформирование государственной  и общественной сфер жизнедеятельности  приобретет завершенный характер".

Также Конституция  во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан  гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов  и должностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается  не акт в форме закона, а вся  гамма правовых норм, необходимых  для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: "Право частной  собственности охраняется законом". Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а  любые правовые средства, лишь бы они  служили защите данного права.

Програмvность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

К юридическим  свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

 

2.3. Изменение и пересмотр Конституции РФ.

 

Конституция - акт долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность. Юридической гарантией  стабильности российской Конституции  служит особый порядок ее  пересмотра и принятия конституционных поправок, предусмотренный гл. 9 Конституции  РФ. Предложения о поправках и  пересмотре положений Конституции  РФ, согласно ст. 134 Конституции РФ, могут  вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство  РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, группа численностью не менее одной пятой  членов Совета Федерации или депутатов  Государственной Думы. Таким образом, круг субъектов, наделенных правом выступать  с инициативой внесения изменений  в действующую Конституцию или  принятия новой Конституции, предусмотренный  ст. 134 Конституции РФ, не совпадает (ограничен) с кругом субъектов права  законодательной инициативы, предусмотренным  ст. 104 Конституции РФ.

В Конституции  РФ установлен различный порядок  пересмотра гл. 1, 2, 9 и 3-8. Положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и  гражданина», гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут  быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание . Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке  принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» детально урегулировал вопросы, касающиеся порядка и условий внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к гл. 3-8 Конституции РФ. Под поправкой к Конституции  РФ в Федеральном законе понимается любое изменение текста гл. 3-8 Конституции  РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных  глав Конституции РФ. Изменения в  ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию  и образовании в ее составе  нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового  статуса субъекта Российской Федерации. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного  округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению  в ст. 65 Конституции РФ. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции  РФ решение субъекта Федерации об изменении своего наименования включается в ст. 65 Конституции РФ в упрощенном порядке - указом Президента РФ. Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле ч. 2 ст. 137 Конституции РФ и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

Гарантией стабильности российской Конституции  служит особый порядок её принятия, изменения и дополнения. В действующей  Конституции, в отличие от предшествующих, отсутствует положение о том, что право принятия  Конституции относится к компетенции какого-либо органа государственной власти. Устанавливается, что принятие и изменение Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Федерации (ст. 71). Тем самым была принята концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной, законодательной властью. Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменение или принятия новой Конституции. Это Президент РФ. Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы (ст.134 Конституции). Установлено, что положения глав 1,2, и 9 – «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотры Конституции» - не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав Конституции поддержано 3/5 голосов от общего числа членов каждой из палат, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на конституционный референдум.

Поправки  к главам 3-8 Конституции РФ (“Федеративное  устройство”, “Президент РФ”, “Федеральное Собрание”, Правительство РФ”. “Судебная власть”, “Местное самоуправление”), принимаются Федеральным Собранием  по процедуре, установленной для федерального конституционного закона. Поправка должна быть одобрена большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (300 голосов) и не менее трех четвертей голосов членов Совета Федерации (103) голоса. Принятая таким образом поправка вступает в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (58 субъектов). Эти законы не подлежат “отлагательному” вето Президента РФ. Изменения в ст.65 вносятся в упрощенном порядке (состав федерации - на основе федерального конституционного закона о принятии или образовании нового субъекта РФ, изменение статуса вводятся Указом Президента).

 

 

Заключение.

 

Как мы видим, путь к принятию новой Конституции  Российской Федерации, оказался долог  и тернист. В основном, процесс  ее реформирования пошел по пути внесения многочисленных поправок в действующую  Конституцию РСФСР 1978 года. Конституция  приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы  противоречили другим. Эта несогласованность  являлась правовой основой ожесточенного  противостояния и противоборства законодательной  и исполнительной властей, высшей точкой явились события в октябре 1993 года, разрешившиеся роспуском Съезда и Верховного Совета. Налицо был  не только политический, но и конституционный  кризис в России.

В этих условиях принятие новой конституции должно было явиться той основой, которая  могла бы способствовать установлению необходимой стабильности в обществе.

С принятием  конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый  этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении  демократических преобразований в  России.

Конституция РФ 1993 года - первая в истории страны полноценная конституция, признающая неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер. Главная проблема - реализовать этот потенциал, обеспечив эффективное применение Конституции в контексте развития России, ее государственной и общественной жизни.

Российская  Конституция — это документ своего времени. Она рассчитана, по меньшей  мере, на переходный период развития России, о продолжительности которого еще  идут жаркие споры. Одна из важнейших  исходных задач при разработке проекта  Конституции состояла как раз  в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь.

Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором, базой для систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации - бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это соглашение между всеми социальными группами о всеобщих правилах жизни общества. Она явилась необходимым этапом в развитии правовой системы РФ.

Таким образом мы можем сделать следующие выводы:

а) реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, со циальными, политическими и другими факторами.

б) Конституция обладает высшей юридической силой;

в) Конституция — ядро правовой системы, база для действующего законодательства;

г) Особая правовая охрана Конституции, особый порядок пересмотра конституции, внесения в нее поправок обеспечивают её стабильность.

 

Библиографический список.

Правовые источники:

1. Конституция  Российской Федерации. – М.: Новая  Волна, 1996.

2. Собрание  законодательства Российской Федерации. 1995.№ 49.ст.4868

3. Собрание  законодательства Российской Федерации. 1998.№ 10.ст. 1146

Учебники и монографии:

4. Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002.-415 с.

5.  Казанцев Ю.Д., Стрекозов В.Г.  Конституционное право России. -  М.: Новый Юрист, 2000.-255 с.

6. Катков  Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 1999.-320 с.

7. Коваленко  А.И., Конституционное право России. - М.: Закон и правопорядок, 2001. -  208 с.

8. Козлова  Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2002. – 477 с.

9. Комарова  С.А., Основы государства и права. - М.: Манускрипт, Русь-90, 1999. – 356 с.

10. Комментарий  к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окунькова Л.А. - М.: Издательство БЕК, 1999. 511 с.

11. Кутафин О.Е., Государственное право Российской Федерации. - М.: Юрид литература , 2002. 455 с.

12.  Лекции по конституционному праву РФ. – М.: Изд-во Московской Государственной Юридической Академии, 1997. - 521 с.

13. Сравнительное  конституционное право. - М., 1996. – 211 с.

14.  Топорин Б.Н., Конституция РФ. Научно-практический комментарий. - М.: Юристъ, 1997. - 457 с.

15. Чиркин  В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003. – 354 с.

16. Эбзеев Б.С., Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. - М.: Закон и Право, 1997. – 345 с.

Статьи в периодических изданиях:

17. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1998. - № 1. с. 23 – 37.

18. Гукасова Н.Ю. Государство и собственность: конституционная защита человека. // Вестник Московскиского университета. Серия 12. Политические науки. - 1998. - № 2. с. – 37-46.

19. Зиновьев  А.В. Концепция первоочередных  поправок в Конституцию России. // Правоведение. - 2000. - № 4. с. - 33-54.

20. Зиновьев  А.В. Конституционность как барометр  правовой культуры и основа  правового государства. // Правоведение. - 1999. - № 2. с. - 56-64.

21. Лысенко  В.Н. Развитие Федерации и Конституция  России (Конституционные изменения  как назревшая потребность развития  федеративных отношений) // Государство  и право. - 1997. - № 8. с. - 27-44.

Информация о работе Конституция Российской Федерации 1993 года. История создания