Конституция Российской Федерации 1993 года. История создания

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является характеристика основных положений Конституции Российской Федерации 1993 года. В рамках поставленной цели необходимо раскрыть две ключевые проблемы: Во-первых, особенно важным представляется рассмотрение процесса принятия Конституции РФ в сложившихся исторических и политических условиях, а также тех предпосылок, которые послужили основной причиной ее принятия Во-вторых, необходимо рассмотреть характерные особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном этапе. В силу чего данная курсовая работа разделена на две части, каждая из которых призвана изучить соответствующую проблему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Исторические условия принятия Конституции Российской Федерации 1993 года…………………………………………….5
1.1. Предпосылки создания Конституции РФ…………………………..5
1.2. Особенности разработки Конституции Российской Федерации 1993 года…………………………………………………………………………...7
1.3. Принятие Конституции Российской Федерации
1993 года………………………………………………………………..12
Глава 2. Характерные особенности Конституции РФ 1993 года...21
2.1. Основные черты Конституции РФ………………………………..21
2.2. Юридические свойства Конституции РФ………………………..22
2.2. Изменение и пересмотр Конституции РФ……………………….26
Заключение.……………………………….……………………………30
Библиографический список…………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Конституция РФ 1993 г. история создания.docx

— 64.60 Кб (Скачать)

Переговоры  сторон, к сожалению, не привели к  мирному исходу. 3 октября блокада  Дома Советов была прорвана демонстрантами, пробившимися через кордоны. Тут  же они взяли штурмом здание мэрии  г. Москвы, находящееся рядом с  Домом Советов, исходя из информации о том, что здание использовалось для дислокации военных, оружия и  снайперов. Возмущенные потоком  неправдивой информации о событиях, демонстранты двинулись в Останкино, чтобы получить телеэфир и рассказать правду. До сих пор нет ясности  в том, хотели ли они ограничиться мирным получением телеэфира или  взять телецентр штурмом. Во всяком случае очевиден исход: вечером 3 октября спецподразделения применили против них оружие. А 4 октября в силовом конфликте Б.Н. Ельцин поставил точку. Здание Дома Советов было обстреляно из танков и захвачено силами спецподразделений. Р.И. Хасбулатову, А.В. Руцкому и ряду других лиц была уготована участь узников Лефортовской тюрьмы. В г. Москве на некоторое время вводится чрезвычайное положение

Вскоре  Б.Н. Ельцин концентрирует в своих  руках всю полноту власти в  государстве и прекращает деятельность многих органов в центре и на местах, правда, подчеркивая в своих актах  необходимость либо реформирования соответствующих органов, либо создания вместо них новых структур.

Указом  от 7 октября 1993 г. "О правовом регулировании  в период поэтапной конституционной  реформы в Российской Федерации" на период до начала работы Федерального Собрания Президент принял на себя все полномочия по правовому регулированию  вопросов финансов, бюджета, собственности  и др., принадлежавшие ранее Съезду и Верховному Совету РФ.

Другим  Указом от 7 октября "О Конституционном  суде Российской Федерации" Президент  обвинил КС в том, что тот "дважды в течение 1993 г. своими поспешными действиями и решениями ставил страну на грань  гражданской войны. Над Конституционным  судом нависла угроза ликвидации.

Ряд указов Президента был направлен на прекращение  деятельности представительных органов  власти субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления

Указом  от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», прекращена деятельность также районных и городских Советов.

Таким образом, в истории конституционного развития России есть и такие печальные  и трагические страницы. Можно  с уверенностью сказать, что события сентября-октября 1993 г. отнюдь не были столкновением сил, желавших разной социально-экономической системы для России. Наоборот, и те, и другие были противниками социалистической модели устройства страны, сторонниками политического плюрализма и многопартийности, рыночной экономики, частной собственности, предпринимательства и т.д. Это нельзя назвать столкновением сторонников социалистической и, так сказать, демократической конституций. По сути это была борьба за конституционную модель с более сильным президентом или за модель с неслабым президентом, но в сочетании с достаточно влиятельным парламентом.

В итоге  вариант конституции Б.Н. Ельцина  был принят. Конституцию нужно  было выносить на референдум. Работа над  проектом Конституции возобновляется. Доработка проекта Конституции  велась узким кругом лиц из президентского окружения и отдельными учеными-экспертами. По спорным вопросам решения принимал сам Президент, некоторые окончательные положения вошли в текст в его формулировках. 15 октября 1993 г. появляется Указ "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации" (Голосование по проекту назначается на тот же день 12 декабря, когда должны быть и выборы депутатов федерального парламента.

Однако  многие конституционные начала новой  организации власти вводились уже  актами Президента. Согласно Положению  от 21 сентября 1993 г. о федеральных  органах власти, на переходный период, законодательным и представительным органом РФ становилось Федеральное  Собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Первоначально в Положении был  определен лишь срок полномочий ГД - 4 года, поскольку для СФ предусматривалось  не избрание, а формирование по должностному принципу. Затем Б.Н. Ельцин установил, что и СФ избирается. 11 октября 1993 г. в Положение внесено изменение: СФ и ГД избираются сроком на 4 года.

Б.Н. Ельцин отказался от формирования СФ как  палаты Федерального Собрания по должностному принципу и назначил выборы.

Ориентация  была взята на конституционную модель верхней палаты, состоящей из лиц, обладающих законодательной и исполнительной властью в субъектах РФ, более  склонных к сотрудничеству с Президентом  и Правительством РФ.

Конституционный суд был сохранен, только его полномочия существенно скорректированы.

В конечном итоге, проект Конституции РФ был  разработан Конституционным совещанием и предложен Президентом РФ для  всенародного голосования, а не вынесен  на референдум.

Проект  Конституции не был рассмотрен и  принят Съездом народных депутатов, не был направлен Президентом  РФ субъектам РФ для обсуждения и  одобрения.

Проект Конституции, выносимый  на всенародное голосование, был  готов в начале ноября 1993 г. В Указе  Б.Н. Ельцина "О проекте Конституции  Российской Федерации, представляемом на всенародное голосование говорилось: установить, что текст проекта  Конституции, выносимый на всенародное  голосование, представляется Президентом  РФ 9 ноября 1993 г. для официального опубликования  в газетах "Российские вести" и "Российская газета", в ИТАР, а  также для издания массовым тиражом издательством "Юридическая литература". Одновременно подписанный Президентом проект направляется в ЦИК РФ. Проект был опубликован 10 ноября 1993 г.

В голосовании приняли участие 58187755 зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32937630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, против - 23431333 человека, или 41,6%. В постановлении  от 20 декабря 1993 г. "О результатах  всенародного голосования по проекту  Конституции Российской Федерации" ЦИК записала: признать всенародное  голосование по проекту Конституции состоявшимся; признать, что Конституция РФ принята всенародным голосованием. Это постановление ЦИК, так же как и текст принятой Конституции, опубликованы в "Российской газете" 25 декабря 1993 г. Следовательно, 25 декабря 1993 г. - официальная дата вступления в силу Конституции 1993 г., как это предусмотрено Указом от 15 октября 1993 г. о проведении референдума. Напомним также, что, согласно п. 1 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ, она вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования, а день этого голосования (12 декабря 1993 г.) считается днем принятия Конституции РФ. Указом от 19 сентября 1994 г. Президент объявил 12 декабря (день принятия Конституции) государственным праздником - Днем Конституции Российской Федерации.

 

Глава 2. Характерные особенности Конституции РФ 1993 года.

2.1. Основные черты Конституции РФ.

 

Относясь  к числу правовых актов Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами.

Основные  черты характеризуют конституцию как специфический документ, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь обобщенным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее отражение складывающихся в обществе общественных отношений. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, что  достигнуто и отстаивается многонациональным  народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода  экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание  прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии  народов, самостоятельный статус местною  самоуправления, принцип разделения властей и т.д.

К характерной  черте Конституции РФ 1993 г. относится  наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения  и служащие правовой основой для  текущего законодательства. Поэтому  по своему содержанию они обобщены, ибо имеют своей целью закрепление  самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В  соответствии с этим конституционные  нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации  характерны незыблемость и обеспечение  прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция  провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст.2). При этом особо подчеркивается, что "человек, его права и свободы  являются высшей ценностью". В Конституции  закрепляются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права (статья 17).

2.2. Юридические свойства Конституции РФ.

 

Юридические свойства конституции - это правовые признаки ее как основного закона государства.

К юридическим  свойствам Конституции относятся:

  • учредительный характер,
  • легитимность,
  • верховенство,
  • стабильность,
  • прямое действие,
  • база текущего законодательства,
  • реальность,
  • программность.

Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

В Конституции  Российской Федерации 1993 года впервые  в истории страны получил закрепление принцип верховенства Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Верховенство  Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного  государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют  свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и  принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной  Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., "Конституция  Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации". Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции  характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих  в российской Федерации.

Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний складывающимся в действительности общественным отношениям. Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах.

Информация о работе Конституция Российской Федерации 1993 года. История создания