Согласованный проект основных
положений, выносимых на референдум,
так и не появился. Свой вариант
подготовила Конституционная комиссия.
Постановлением Президиума Верховного
Совета РФ от 29 января 1993 г. проект "Основных
положений новой Конституции
Российской Федерации, выносимых на
всероссийский референдум 11 апреля
1993 года" был им направлен в
постоянные комиссии палат и комитеты
Верховного Совета для рассмотрения,
а также Президенту и Конституционному
Суду РФ. В качестве альтернативы референдум
для достижения согласия Президент
23 февраля 1993 г. предложил текст согласительного
документа под названием "Соглашение
федеральных органов законодательной
и исполнительной власти Российской
Федерации по стабилизации конституционного
строя на период до принятия новой
Конституции Российской Федерации".
В итоге референдум не
мог примирить две ветви власти.
Основная масса основ конституционного
строя уже была включена в Конституцию.
А новые формулировки, которые
отражали бы баланс властей и устраивали
бы их, так и не были найдены.
В постановлении от 13 марта
1993 г. "О всероссийском референдуме"
Съезд", постановил "считать в
настоящее время нецелесообразным
проведение всероссийского референдума".
Ответный шаг Президента
РФ последовал 20 марта 1993 г. В телевизионном
обращении к народу в этот день
в 20-00 он объявил о введении особого
порядка управления страной, назначил
на 25 апреля 1993 г. голосование о доверии
Президенту и вице-президенту, а одновременно
- голосование по проекту новой Конституции
и проекту закона о выборах федерального
парламента. Причем голосование за доверие
Президенту и вице-президенту считалось
одновременно голосованием за выносимые
акты. На период особого порядка управления
акты Президента и его деятельность по
управлению страной приобретали приоритетный
характер, попытки их отменить объявлялись
не имеющими юридической силы, но уже в
тот же вечер в телевизионном выступлении
ряда высших должностных лиц страны была
дана негативная оценка этого шага Президента.
Конституционный Суд дал
свое заключение 23 марта 1993 г. В нем
констатировалось, что Конституцией
и законодательством РФ не предусмотрена
возможность введения особого порядка
управления. И что Обращение Президента
к гражданам России от 20 марта 1993
г., в котором он обнародовал свои
действия и решения по введению особого
порядка управления до преодоления
кризиса власти, в ряде своих положений
не соответствует Конституции РФ
и Федеративному договору.
Президент назначил своим
Указом референдум на 25 апреля 1993 г. - о
доверии Президенту РФ (вице-президент
не упоминался), а одновременно по проектам
Конституции и Закона о выборах
в федеральный парламент. Между
тем по действовавшей Конституции
он не имел права назначать референдум,
это была компетенция Съезда и
Верховного Совета.
Многие депутаты были недовольны
действиями не только Президента РФ Б.Н.
Ельцина, но и Председателя Верховного
Совета РФ Р.И.Хасбулатова. Было решено
провести голосования по вопросам об отрешении
от должности Президента РФ и об отзыве
Председателя ВС. Оба голосования не дали
требуемого большинства. IX Съезд принял
29 марта 1993 г. постановление "О всероссийском
референдуме 25 апреля 1993 года, порядке
подведения его итогов и механизме реализации
результатов референдума".
Предложения о досрочном
прекращении полномочий Президента
и депутатов не прошли. Президент
по результатам референдума мог
продолжать свою политику. Однако это
не означало, что он уже вправе был
не считаться с иными конституционными
органами, которые в рамках своих
полномочий могли участвовать в
формировании государственной политики
и ее осуществлении.
Президент пришел к выводу,
что он вправе предложить народу свой
вариант Конституции, в котором
были бы усилены позиции Президента
как главы государства, его определяющая
роль по большинству ключевых вопросов
государственной жизни. О намерении
Президента в кулуарах говорили еще
в ходе подготовки к референдуму,
а сразу после оглашения его
результатов это уже и официально
стало известно. Верховный Совет
РФ исходил из другой позиции: поскольку
избиратели в своем большинстве
решили - пусть Президент и Съезд
работают дальше, надо, следовательно,
завершить подготовку Конституции
и прийти к согласованному варианту
текста. В оперативно принятом постановлении
от 29 апреля 1993 г. "О завершении работы
над проектом Конституции Российской
Федерации." Верховный Совет предложил
Конституционной комиссии совместно с
палатами завершить до 20 мая 1993 г. доработку
и согласование с Президентом основных
положений новой Конституции РФ и направить
их на согласование субъектам РФ.
Но Президент решил представить
свой проект Конституции. Он был опубликован
5-6 мая в большинстве газет. В
проекте отражены позиции сильного
Президента РФ. Согласно ст. 70 он является
главой государства. Президент - гарант
Конституции, прав и свобод граждан.
Он принимает меры по охране суверенитета
РФ, ее независимости и государственной
целостности, обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие
всех государственных органов.
С момента опубликования президентского
проекта по существу пошла параллельная
работа над двумя проектами - президентским
и проектом Конституционной комиссии.
В мае-начале сентября 1993 г.
1.3. Принятие Конституции
Российской Федерации 1993 года.
конституция проект государственный
устройство
Постановлением
Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. "Об
участии официального представителя
Верховного Совета Российской Федерации
в работе Конституционного совещания
таким официальным представителем
был избран Председатель Верховного
Совета РФ Р.И. Хасбулатов. А 4 июня 1993 г.
принимается постановление Верховного
Совета РФ "О порядке согласования
и принятия проекта Конституции
Российской Федерации, которым подтверждается
необходимость соблюдения конституционного
порядка принятия новой Конституции.
Учитывая наличие проекта Конституционной
комиссии, проекта, подготовленного
по инициативе Президента, а также
других проектов Конституции, подготовленных
в порядке законодательной инициативы,
Верховный Совет предложил Конституционной
комиссии согласовать с Президентом
не позднее 30 июня 1993 г. основные положения
проекта новой Конституции. При
этом учесть предложения: полномочных
представителей органов государственной
власти РФ и ее субъектов, органов
местного самоуправления, партий и
иных общественных объединений, религиозных
конфессий, товаропроизводителей и
предпринимателей, научных центров,
поступающие в Конституционную
комиссию; участников совещания представителей
субъектов РФ, проходившего в Верховном
Совете РФ с 25 мая по 3 июня 1993 г.; Конституционного
совещания, а также предложения
иных совещательных органов. В постановлении
Верховного Совета от 4 июня предусматривалось:
проект Конституции опубликовывается
Верховным Советом и выносится
на всенародное обсуждение сроком на
3 месяца; соответствующие предложения
граждан РФ учитываются Конституционной
комиссией в едином проекте Конституции
РФ; в месячный срок после всенародного
обсуждения проект согласовывается между
Президентом, Конституционной комиссией,
Верховным Советом, субъектами РФ; окончательно
согласованный проект публикуется для
всеобщего ознакомления и на основании
ст. 110 Конституции выносится на Съезд
народных депутатов, "созываемый 17 ноября
1993 года для принятия этого проекта в первом
чтении" (п. 7). Конституционное совещание
открылось 5 июня 1993 г. С докладом выступил
Президент РФ Б.Н. Ельцин*(206). Он отметил,
что с принятием Конституции завершится
учреждение подлинной демократической
республики в России. Судьбе было угодно,
чтобы этот процесс растянулся на многие
десятилетия. Республика в нашей стране
была провозглашена 1 сентября 1917 г. декретом
Временного правительства. Ее становление
сразу было прервано Октябрьской революцией,
которая провозгласила республику Советов.
Сейчас рождается новая республика - федеративное
демократическое государство народов
России.
Но по мнению
Президента, конструкция власти в России
по своей сути не изменилась, осталась
прежней. В нее были встроены лишь отдельные,
хотя и важные, элементы. И, в конце концов,
стало очевидно, что "советский тип
власти не поддается реформированию. Советы
и демократия несовместимы", потому
и пришлось созвать Конституционное совещание,
что действующими институтами власти
для завершения работы над проектом Конституции
нельзя воспользоваться - "представительная
власть, оставленная нам советским строем,
не способна найти так необходимое сегодня
согласие. Она без него не может предложить
Конституцию, которая внесет в общество
стабильность и обеспечит его динамичное
продвижение вперед". Б.Н. Ельцин обвинил
представительные учреждения не только
в том, что они "направляют свои разрушительные
усилия на исполнительную власть и Президента".
По его мнению, "в противоборстве находятся
не разные ветви власти, а по существу
две самостоятельные политические системы".
Во второй
части доклада Президент говорил
о достоинствах своего проекта Конституции,
которая, по его мнению, обеспечивала
сохранение целостности Российского
государства и преодоление слабости
государственной власти.
По ряду
вопросов этот проект Конституционного
совещания содержит новые решения,
отличные от президентского проекта. ,
Постановлением от 25 июня 1993 г. "О работе
над проектом новой Конституции Российской
Федерации" Верховный Совет констатировал,
что основные положения проекта доработаны
Конституционной комиссией с учетом проекта,
представленного Президентом, предложений
субъектов РФ.
Одобренный
Конституционным совещанием проект
Конституции был направлен в
субъекты РФ; планировалось Президентом,
что до конца августа - начала
сентября он будет обсужден или одобрен,
но этого не произошло.
21 сентября
1993 г. появляются Указ N 1400 "О
поэтапной конституционной реформе
в Российской Федерации" и
"Обращение к гражданам России".
В них высказано множество
упреков в адрес Съезда народных
депутатов и Верховного Совета
РФ: они противодействуют осуществлению
социально-экономических реформ, устроили
обструкцию Президенту, предпринимают
систематические усилия узурпировать
не только исполнительную, но даже и судебную
функции. Есть немало недостатков в парламентской
деятельности Верховного Совета, чем дискредитируется
сам принцип парламентаризма.
Никому
не было позволено на то время давать
официальную оценку актам Президента.
Для этого Президент пошел на такую крайнюю
меру, как "предложение" Конституционному
Суду РФ не созывать заседания до начала
работы Федерального Собрания. Конституционный
Суд не согласился с этой "рекомендацией".
На своем заседании 21 сентября 1993 г. он
сформулировал заключение о том, что Указ
1400 и "Обращение Президента к гражданам
России" от 21 сентября 1993 г. не соответствуют
многим статьям Конституции РФ и служат
основанием для отрешения Президента
от должности или приведения в действие
иных специальных механизмов его ответственности
в соответствии со ст. 121.10 или 121.6 Конституции
РФ. В последующем Председатель КС В.Д.Зорькин
прилагал немало личных усилий к тому,
чтобы преодолеть возникший кризис, чтобы
Президент действовал в рамках Конституции
и появились зачатки взаимопонимания
между законодательной и исполнительной
властями. Однако все оказалось безрезультатным.
Ход событий
в конце сентября - начале октября
1993 г. известен. Народные депутаты РФ в
своем большинстве отказались подчиниться
Указу N 1400. 21 сентября 1993 г. Президиум
Верховного Совета РФ постановил на основании
ст. 121.6 Конституции считать полномочия
Президента Б.Н. Ельцина прекращенными
с момента подписания названного
Указа. В постановлении Президиума говорится:
признать, что, согласно ст. 121.11 Конституции,
вице-президент А.В. Руцкой приступил к
исполнению полномочий Президента. 22 сентября
на своем заседании Верховный Совет РФ
принял постановление "О прекращении
полномочий Президента Российской Федерации
Ельцина Б.Н.", в котором говорится, что
в соответствии со ст. 121-6 его полномочия
прекращаются с 20 часов 00 минут. 21 сентября
1993 г. Другим постановлением от 22 сентября
"Об исполнении полномочий Президента
Российской Федерации вице-президентом
Российской Федерации Руцким А.В." Верховный
Совет РФ определил, что А.В. Руцкой исполняет
обязанности Президента с 20 часов 00 минут
21 сентября 1993 г. Днем 22 сентября датирован
Указ исполняющего обязанности РФ А.В.
Руцкого о том, что в соответствии со ст.
121.6 и 121.11 он приступил к исполнению обязанностей
Президента.
В постановлении
Верховного Совета от 22 сентября "Об
Указе Президента Российской Федерации
N 1400 от 21 сентября 1993 года "О поэтапной
конституционной реформе в Российской
Федерации" записано: оценить действия
Президента РФ Ельцина Б.Н. как государственный
переворот. Верховный Совет направил Указ
в КС РФ, давший заключение об акте, о котором
ранее уже шла речь. Собравшийся незамедлительно
Х Съезд народных депутатов РФ в постановлении
от 24 сентября 1993 г. "О политическом
положении в Российской Федерации в связи
с государственным переворотом" оценил
действия Б.Н. Ельцина как государственный
переворот, одобрил действия, предпринятые
Верховным Советом РФ и исполняющим обязанности
Президента РФ А.В. Руцким и также подтвердил,
что полномочия Б.Н. Ельцина прекратились.
Возложение
полномочий Президента на А.В. Руцкого,
своим Указом от 22 сентября Б.Н. Ельцин,
охарактеризовал как "присвоение"
полномочий Президента А.В. Руцким, назвал
это "незаконным" и "недействительным"
Народные депутаты отказались покинуть
Дом Советов - резиденцию Съезда и
Верховного Совета. Тогда здание было
окружено милицией и военными, плотным
заграждением из автомашин, а затем
и колючей проволокой. Периодически
(а можно сказать и систематически)
отключались энергоснабжение, водоснабжение,
не было нормального питания. Регулярно
через громкоговорители депутатам
и сотрудникам предлагали покинуть
здание, обрушивая в остальное
время на людей, находившихся на пределе
нервных сил, веселую популярную
музыку.