Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:06, реферат
В современной науке конституционного права термин «конституция» употребляется в двух основных значениях: конституция фактическая и конституция юридическая. Фактическая конституция - это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране. Конституция юридическая - это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый объект.
Введение 3
Глава 1. Основы Конституционного строя и статус человека и гражданина по конституции Пакистана 4
1.1. Основы Конституционного строя Пакистана 6
1.2. Статус человека и гражданина Пакистана 11
Глава 2. Высшие органы Государственной власти Пакистана 15
2.1. Глава Государства и исполнительная власть Пакистана 15
2.2. Законодательная и судебная власть Пакистана 19
Глава 3. Политика территориального устройства и местного самоуправления 25
3.1. Политика территориального устройства Пакистана 25
3.2. Местное самоуправления 25
Вывод 27
Список использованной литературы 28
Приложение 29
Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным собранием. Президент увольняет министров по совету главы правительства. Он имеет право уволить и Премьер-министра, если убежден, что тот не располагает доверием большинства членов Национального собрания. Для установления этого Президент созывает сессию нижней палаты, где решается вопрос о доверии Премьер-министру. Национальное собрание может сместить главу правительства. Подобное предложение должно быть поддержано пятой частью депутатов собрания, после чего вопрос выносится на сессию палаты.
Премьер-министр обязан предоставлять Президенту информацию о деятельности правительства, о его решениях и предполагаемых законодательных инициативах. По требованию Президента на обсуждение Кабинета министров должно быть поставлено любое решение его главы или какого-нибудь министра, если это решение не рассматривалось Кабинетом.
Премьер-министр по должности возглавляет ряд важных государственных учреждений, например Национальный экономический совет высший экономический орган страны, вырабатывающий планы хозяйственного развития. Помимо Премьер-министра правительство состоит из федеральных министерств, государственных министров (статус первых - выше, они образуют ядро правительства - Кабинет министров), советников, специальных помощников Премьер-министра в ранге федеральных министров и помощников в ранге государственных министров. Кроме того, в состав правительства входит генеральный атторней (адвокат), также назначаемый Президентом. Главная обязанность этого должностного лица - давать рекомендации правительству относительно правовой стороны его деятельности.
Законодательная власть. Двухпалатный парламент (Majlis-e-Shoora) состоит из сената (100 членов, избираемых непрямым голосованием ассамблеями провинций на 4г. и национальной ассамблеи (342 члена, 60 мест отведено женщинам, 10 – меньшинствам; члены избираются всеобщим голосованием на 4г.
Парламент работает на сессионной основе. 1/4 общего числа членов палаты составляет необходимый для заседания кворум. Любой законопроект, кроме финансового, вносится в одну из палат парламента. После обсуждения и принятия его большинством голосов присутствующих закон передается в другую палату. Если он будет отвергнут последней, то вопрос выносится на совместное заседание обеих палат и решается простым большинством присутствующих. Законопроект по финансовым вопросам вносится только в Национальное собрание и после принятия этой палатой направляется на подпись Президенту.
Все принятые парламентом
законопроекты нуждаются в
Законодательная власть на уровне федерации принадлежит одновременно парламенту и Президенту, а на уровне провинций законодательным собраниям и губернаторам. В период между сессиями Национального собрания Президент может издавать указы (ордонансы), имеющие силу закона и действующие в течение 4 месяцев; если парламент одобрит такой указ, он становится законом. Аналогичные полномочия принадлежат губернатору в период между сессиями провинциальных собраний.
Шестое приложение к Конституции содержит перечень важных законов, не подлежащих изменению, дополнению или отмене без предварительной санкции президента; в седьмом приложении перечислены 9 президентских указов периода военного режима, ставших законами, причем такими, для исправления которых необходима процедура, применяемая в отношении конституционных поправок.
В период диктатур пакистанские
президенты осуществляют законодательные
полномочия в полном объеме. В соответствии
с восьмой поправкой к
Совершенно автономные правовые системы существуют в Полосе пуштунских племен и районах племен Белуджистана и Северо-Западной Пограничной провинции. На Полосу племен не распространяется законодательная власть парламента (Президент может специальным указом ввести в действие какой-либо закон) и юрисдикция Верховного суда (если нет специального решения высшего законодательного органа). Районы племен двух указанных провинций также управляются только по линии исполнительной власти; здесь не действуют законы парламента и провинциального законодательного собрания, эти районы не включены в сферу деятельности Верховного суда и высшего суда провинции.
Пуштунские племена до наших дней являются своеобразной социально-экономической и административной системой, в которой сохранились такие важные элементы традиционной племенной организации, как джирга- совет старейшин или глав семей, решающих на основе обычного права пуштунов ("Пуштунвали" - Кодекса чести пуштунов) все важнейшие дела племени, клана или рода. На Полосу пуштунских племен официально не распространяется действие пакистанского Уголовного кодекса. Сохранились ополчение боеспособных мужчин (лашкар), трудовая взаимопомощь (ашар) и обычаи кровной мести (бадал). Обычное право также широко применяется у племен, проживающих в Белуджистане
Судебная система Пакистана включает несколько различных видов судов с нередко пересекающейся юрисдикцией: общие гражданские, военные, административные, чрезвычайные и шариатские.
Во главе судебной
системы Пакистана стоит
Верховный суд выступает в качестве суда первой инстанции по спорам между центральным и провинциальными правительствами, а также между провинциальными правительствами. В качестве апелляционной инстанции он рассматривает решения высших судов в тех случаях, когда дело затрагивает существенный вопрос права, связанный с толкованием конституции, когда речь идет о смертном приговоре или приговоре к пожизненному заключению, и в ряде других случаев. Верховный суд может передать любое дело из одного высшего суда в другой. Осуществляет он и консультативные функции: дает заключения по вопросам права, представленным на его рассмотрение Президентом. Важнейшая функция Верховного суда - контроль над соблюдением основных прав граждан (п.3 ст.184 Конституции).
Как и в других странах, воспринявших английское общее право, в Пакистане Верховный суд выполняет функцию конституционного контроля, принимая решения о конституционности тех или иных действий государственных органов, а иногда и о легитимности государственного переворота (например, в 1977 г. им была признана правомерность переворота, совершенного генералом Зия-уль-Хаком).
Во главе судебных органов провинций стоят высшие суды. Главный судья (председатель) и члены высшего суда назначаются Президентом: главный судья - после консультации с Главным судьей Пакистана и губернатором провинции; члены высшего суда - с учетом мнения главного судьи данного Суда. Члены высших судов должны покинуть свои посты по достижении 62 лет. Они могут быть смещены досрочно в том же порядке, что и члены Верховного суда.
Высший суд руководит деятельностью всех нижестоящих судебных органов провинции и контролирует их. Он рассматривает их решения и заслушивает апелляции, в обязательном порядке проверяет все смертные приговоры нижестоящих судов. Кроме того, высший суд контролирует деятельность административных органов, следит за соблюдением ими конституционных прав граждан и принимает меры по принудительному осуществлению этих прав.
Суды низших инстанций организованы по округам и делятся на уголовные и гражданские. В каждой из этих категорий судов имеется несколько инстанций: от низших, занимающихся небольшими делами, до окружных. Так, уголовные преступления в зависимости от их тяжести рассматриваются в магистратах различного класса, а также в сессионных судах - высших судебных органах по уголовным делам в округах (они имеют право выносить любой приговор, включая смертный). Судебные органы по гражданским делам возглавляются окружными судами. Сессионный и окружной суды - высшая судебная инстанция в округе, а также высший апелляционный орган. Они назначаются губернатором после консультации с главным судьей провинции.
Самостоятельную систему образуют постоянные военные суды. Армия имеет четырехзвенную, а воздушные и морские силы - трехзвенную систему судов. Эта система включает на верхних уровнях генеральные военные суды и окружные военные суды, на нижнем - полевые генеральные военные суды (на флоте - суммарные генеральные военные суды). В армии четвертый, низший уровень составляют суммарные военные суды.
В законодательном порядке могут быть учреждены административные суды или трибуналы, в основном для разбора дел государственных служащих (ст.212 Конституции). В Пакистане имеется также значительное число специальных судов для рассмотрения отдельных категорий дел (коммерческих, таможенных, налоговых, банковских, автотранспортных, экологических, трудовых и т.д.). Апелляционной инстанцией для этих судов являются высшие суды провинций, за исключением трудовых и автотранспортных судов, которые имеют собственные апелляционные органы.
В 1970-1990-е гг. в Пакистане неоднократно принимались законы и указы о создании чрезвычайных судов под разными названиями.
Пакистан имеет сложную систему мусульманского контроля и правосудия, представленную как самостоятельными органами, так и специальными подразделениями гражданских судов. В стране существуют два органа, осуществляющие религиозный контроль за нормативными актами. Правовой основой для их создания служит ст.277 Конституции 1973 г., согласно которой "все существующие законы должны быть приведены в соответствие с предписаниями ислама, как они установлены в священном Коране и сунне... и ни один закон не может быть принят, если он противоречит таким предписаниям".
Первый из этих органов, Совет по исламской идеологии, или Исламский совет состоит из 8-15 членов, назначаемых сроком на 3 года Президентом из лиц, обладающих "знанием принципов и философии ислама, как они сформулированы в священном Коране и сунне, и разбирающихся в экономических, политических, правовых или административных проблемах Пакистана". Исламский совет наделен консультативными функциями: он дает парламенту и провинциальным собраниям, Президенту и губернаторам провинций заключения по вопросу о соответствии законопроектов предписаниям ислама, рекомендации по вопросу о мерах, направленных на приведение существующих законов в соответствие с предписаниями ислама.
Вторым органом религиозного контроля является Федеральный шариатский суд. Он был образован в 1980 г. как отдельное судебное учреждение, действующее параллельно с системой общих судов. Федеральный шариатский суд состоит из председателя, 4 членов, имеющих статус судей высших судов, и 3 мусульманских богословов (улемов). Члены этого судебного органа назначаются Президентом сроком на 3 года.
Как орган религиозного контроля Федеральный шариатский суд рассматривает дела по искам граждан, федерального и провинциальных правительств о "несоответствии положений закона предписаниям ислама, изложенным в Коране и сунне". Как суд первой инстанции Федеральный шариатский суд выносит смертные приговоры за половые преступления и убийство в процессе ограбления и определяет способ их исполнения (в соответствии с мусульманским правом). В то же время этот суд является апелляционной инстанцией по некоторым приговорам, вынесенным уголовными судами по преступлениям категории худуд. Решение Федерального шариатского суда в свою очередь может быть обжаловано в Верховный суд, где создано специальное апелляционное отделение, состоящее из мусульманских судей - членов Верховного суда.
Помощь центральному и провинциальным правительствам в юридических вопросах оказывают соответственно Генеральный атторней Пакистана и Генеральный адвокат провинции, назначаемый губернатором.
Конституцией Пакистана с 1983 г. предусмотрен институт, аналогичный омбудсману - служба Wafaqi Mohtasib. Мохтасиб назначается Президентом на единственный 4-летний срок. Он осуществляет контроль за деятельностью федеральной администрации, в том числе расследует (по жалобам граждан) случаи злоупотреблений и нарушений в сфере государственного управления. Мохтасиб уполномочен предоставлять компенсацию лицу, пострадавшему в результате "плохого управления". Из ведения пакистанского омбудсмана исключены административные нарушения в сфере иностранных дел, государственной безопасности и обороны3.
Несмотря на закрепление пакистанской Конституцией принципа независимости судебной власти, последняя на практике находится под сильным влиянием Президента и правительства.
С 1948 начало развиваться
движение за реорганизацию административно-