Конституционный Суд

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение законодательной базы, регулирующей деятельность Конституционного Суда РФ, а также судебной практики.
Для достижения цели работы, передо мной ставятся следующие задачи:
* Изучить историю формирования конституционного судопроизводства в России;
* Рассмотреть процесс образования Конституционного Суда Российской Федерации: процедуру избрания членов Суда, их полномочий и обязанностей;
* Провести анализ организации деятельности Конституционного Суда;
* Определить полномочия Конституционного Суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля.
* Исследовать основные виды решений, принимаемых Конституционным Судом, понятия правовой позиции Конституционного Суда.

Содержание

Введение. 3
I. История формирования Конституционного Судопроизводства в России. 5
II. Основы деятельности Конституционного Суда. 7
2.1 Состав и порядок образования Конституционного Суда. 7
2.2 Структура и организация деятельности Конституционного Суда. 8
2.3 Принципы деятельности Конституционного Суда. 12
2.4 Полномочия Конституционного Суда. 15
III. Решения Конституционного Суда. 17
Заключение. 22
Библиографический список. 24

Работа содержит 1 файл

Курсовик по КПРФ) - копия.docx

— 54.78 Кб (Скачать)

    4) дает толкование Конституции  Российской Федерации;

    5) дает заключение о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения Президента Российской  Федерации в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления;

    6) выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения;

    7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые  ему Конституцией Российской  Федерации, Федеративным договором  и федеральными конституционными  законами; может также пользоваться  правами, предоставляемыми ему  заключенными в соответствии  со статьей 11 Конституции Российской  Федерации договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  если эти права не противоречат  его юридической природе и  предназначению в качестве судебного  органа конституционного контроля.

    Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как  путем внесения изменений в настоящий  Федеральный конституционный закон.6

    Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

 

    1. Решения Конституционного Суда. 

    Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда Российской Федерации, является решением Конституционного Суда Российской Федерации.

    Итоговое  решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, именуется  постановлением. Постановления выносятся  именем Российской Федерации.

    Итоговое  решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления именуется заключением.

    Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые  в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

    В заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также  решения по вопросам организации  его деятельности.

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации  принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации  считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство  участвовавших в голосовании  судей.

    В случае, если при принятии решения  по делу о проверке конституционности  нормативного акта, договора между  органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается  принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

    Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа  судей. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

    Согласно  статье 73 ФКЗ « О Конституционном Суде Российской Федерации» в случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание.

    Решения Конституционного Суда Российской Федерации  должны основываться на материалах, исследованных  Конституционным Судом Российской Федерации.

    Конституционный Суд Российской Федерации принимает  постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части  акта или компетенции органа, конституционность  которых подвергается сомнению в  обращении. Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации  излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов  их принятия.

    Определения Конституционного Суда Российской Федерации  оглашаются в заседании и заносятся  в протокол, если иное не установлено  настоящим Федеральным конституционным  законом или решением Конституционного Суда Российской Федерации.

    В решении Конституционного Суда Российской Федерации, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера  рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения:

    1) наименование решения, дата и  место его принятия;

    2) персональный состав Конституционного  Суда Российской Федерации, принявший  решение;

    3) необходимые данные о сторонах;

    4) формулировка рассматриваемого  вопроса, поводы и основания  к его рассмотрению;

    5) нормы Конституции Российской  Федерации и настоящего Федерального  конституционного закона, согласно  которым Конституционный Суд  Российской Федерации вправе  рассматривать данный вопрос;

    6) требования, содержащиеся в обращении;

    7) фактические и иные обстоятельства, установленные Конституционным  Судом Российской Федерации;

    8) нормы Конституции Российской  Федерации и настоящего Федерального  конституционного закона, которыми  руководствовался Конституционный  Суд Российской Федерации при  принятии решения;

    9) доводы в пользу принятого  Конституционным Судом Российской  Федерации решения, а при необходимости  также доводы, опровергающие утверждения  сторон;

    10) формулировка решения;

    11) указание на окончательность  и обязательность решения;

    12) порядок вступления решения в  силу, а также порядок, сроки  и особенности его исполнения  и опубликования.7

    Итоговое  решение Конституционного Суда Российской Федерации подписывается всеми  судьями, участвовавшими в голосовании.

    Судья Конституционного Суда Российской Федерации, не согласный с решением Конституционного Суда Российской Федерации, вправе письменно  изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации" вместе с решением Конституционного Суда Российской Федерации.

    Судья Конституционного Суда Российской Федерации, голосовавший за принятое постановление  или заключение по существу рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации вопроса, но оставшийся в  меньшинстве при голосовании  по какому-либо другому вопросу или  по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к  материалам дела и подлежит опубликованию  в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации  провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда Российской Федерации немедленно после его подписания.

    Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации не позднее  чем в двухнедельный срок со дня  их подписания направляются: судьям Конституционного Суда Российской Федерации; сторонам; Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека; Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, министру юстиции Российской Федерации.

    Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации подлежат незамедлительному  опубликованию в официальных  изданиях органов государственной  власти Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, которых касается принятое решение.

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации  окончательно, не подлежит обжалованию  и вступает в силу немедленно после  его провозглашения.

    Руководствуясь  статьей 81 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом.

 

Заключение.

     Подводя итог рассматриваемого вопроса, хотелось бы отметить высокую роль Конституционного Суда РФ, как самостоятельного судебного  органа в системе государственной  власти. Необходимость конституционного контроля обусловлена наличием Конституции, федеральных законов, других нормативно-правовых актов, которые подлежат выполнению на всей территории Российской Федерации.

     Конституционный Суд является важным органом конституционного контроля, созданным в целях обеспечения  законности в стране. Конституционный  Суд сумел утвердить свое положение  в государстве и стал очень  важным, эффективным фактором развития права, государства и всего российского  общества. И добился этого в  очень сложных, трудных и далеко не стабильных, часто противоречивых жизненных обстоятельствах. Несмотря на то, что многие вопросы, по которым  обращаются в Конституционный суд  имеют политическую подоплеку, Конституционный  суд решает исключительно вопросы  права, т.е. он стоит вне политики, не является и не может быть ни участником политических процессов, ни арбитром в  политических спорах. В каждом деле Конституционный Суд выделяет только правовую составляющую, дает оценку лишь нормам права.

     Конституционный Суд РФ обеспечивает конституционную  законность в стране, заботится, чтобы  все принимаемые законы полностью  соответствовали Основному закону российского государства, чтобы  Конституция могла толковаться  только одним органом и на основании  судебных процедур. И чтобы граждане РФ имели прямой доступ к Конституционному Суду Российской Федерации, который  им гарантирован Конституцией Российской Федерации 1993 года. Одним из важнейших  моментов, связанных с деятельностью  Конституционного Суда РФ, является то обстоятельство, что решения Конституционного Суда в последнее время являются значимыми для развития конституционного права, причем не только как отрасли  права, но и для науки. Несмотря на то, что некоторые ученые-юристы отрицают роль постановлений суда в качестве источника права, заявляя о том, что судебный прецедент в России источником права не является, отрицать значимость таких судебных решений было бы нецелесообразным: так как данные решения должны вытекать из смысла самой Конституции и являются своеобразным её толкованием.

     Главная задача конституционного контроля –  обеспечение верховенства и стабильности Конституции, сохранение конституционного разделения властей и гарантирование защиты основных прав и свобод человека.

           Таким образом, опираясь на вышесказанное, можно суверенностью  сказать, что Конституционный Суд  РФ является важным звеном в правовом государстве и перспектива развития этого судебного органа очевидна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Библиографический список.

      Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации

о поправках  к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009.N 4. Ст. 445.;

  1. Федеральный Конституционный Закон « О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ. (в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 N 1-ФКЗ, от 15.12.2001 N 4-ФКЗ, от 07.06.2004 N 3-ФКЗ, от 05.04.2005 N 2-ФКЗ, от 05.02.2007 N 2-ФКЗ, от 02.06.2009 N 2-ФКЗ);
  2. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»// Российская газета. 23.07.1994.  ст. 4.;
  3. Закон РСФСР от 15.12.1990 N 423-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», ч.3 п.12 ст.104;
  4. Закон РСФСР от 12.07.1991 г. «О Конституционном суде РСФСР» //  Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 25.07.1991г., N 30, ст.1017.

Информация о работе Конституционный Суд