Конституционный Суд

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение законодательной базы, регулирующей деятельность Конституционного Суда РФ, а также судебной практики.
Для достижения цели работы, передо мной ставятся следующие задачи:
* Изучить историю формирования конституционного судопроизводства в России;
* Рассмотреть процесс образования Конституционного Суда Российской Федерации: процедуру избрания членов Суда, их полномочий и обязанностей;
* Провести анализ организации деятельности Конституционного Суда;
* Определить полномочия Конституционного Суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля.
* Исследовать основные виды решений, принимаемых Конституционным Судом, понятия правовой позиции Конституционного Суда.

Содержание

Введение. 3
I. История формирования Конституционного Судопроизводства в России. 5
II. Основы деятельности Конституционного Суда. 7
2.1 Состав и порядок образования Конституционного Суда. 7
2.2 Структура и организация деятельности Конституционного Суда. 8
2.3 Принципы деятельности Конституционного Суда. 12
2.4 Полномочия Конституционного Суда. 15
III. Решения Конституционного Суда. 17
Заключение. 22
Библиографический список. 24

Работа содержит 1 файл

Курсовик по КПРФ) - копия.docx

— 54.78 Кб (Скачать)

    Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассмотреть в пленарном заседании  любой вопрос, входящий в компетенцию  Конституционного Суда Российской Федерации.

    Конституционный Суд Российской Федерации исключительно  в пленарных заседаниях: разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации; дает толкование Конституции Российской Федерации; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

    Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях палат разрешает дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда Российской Федерации и не подлежащие рассмотрению согласно настоящему Федеральному конституционному закону исключительно  в пленарных заседаниях.

    Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях палат:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; и т.д.

2) разрешает  споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по  жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного  или подлежащего применению в  конкретном деле.

    Председатель  Конституционного Суда Российской Федерации  назначается на должность Советом  Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть  лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

    Председатель  Конституционного Суда Российской Федерации  имеет двух заместителей, которые  назначаются на должность Советом  Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть  лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

    Председатель  и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении  срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок, а также могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.

    По  истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

    Председатель  Конституционного Суда Российской Федерации:

    1) руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;

    2) вносит на обсуждение Конституционного Суда Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

    3) представляет Конституционный Суд  Российской Федерации в отношениях  с государственными органами  и организациями, общественными  объединениями, по уполномочию  Конституционного Суда Российской  Федерации выступает с заявлениями  от его имени;

    4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда Российской Федерации кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и структуру аппарата;

    5) осуществляет другие полномочия  в соответствии с настоящим  Федеральным конституционным законом  и Регламентом Конституционного  Суда Российской Федерации.4

    Председатель  Конституционного Суда Российской Федерации  издает приказы и распоряжения.

    Во  всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда Российской Федерации не в состоянии  исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации  по уполномочию Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

    В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя одним из заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации временное исполнение этих обязанностей переходит последовательно  к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а при  равном стаже - к старейшему по возрасту судье Конституционного Суда Российской Федерации.

    Заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации осуществляют по уполномочию  Председателя Конституционного Суда Российской Федерации его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем  Конституционного Суда Российской Федерации.

2.3 Принципы деятельности Конституционного Суда. 

   Принципами  конституционного судопроизводства являются как общие конституционные принципы осуществления правосудия в России. К их числу относятся независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного  заседания, состязательность и равноправие  сторон.

  • Независимость. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

    В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают  в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных  или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных  образований, наций, социальных групп.

    Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую  Конституции Российской Федерации  правовую позицию судей, свободную  от политических пристрастий.

    Судьи Конституционного Суда Российской Федерации  принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие  на свободу их волеизъявления. Они  не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным  Судом Российской Федерации.

    Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации  не допускается и влечет за собой  предусмотренную законом ответственность.

  • Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

    Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных  заседаниях при наличии не менее  двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты - при наличии  не менее трех четвертей ее состава.

    При определении кворума не принимаются  в расчет судьи, отстраненные от участия  в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

  • Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
  • Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

    В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании  по данному делу.

  1. Язык конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке.

Участникам  процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

  1. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

    Конституционный Суд Российской Федерации до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может  рассматривать в пленарном заседании  другие дела.

    Палата  Конституционного Суда Российской Федерации  до принятия решения по рассматриваемому делу или до отложения его слушания не может рассматривать другие дела, отнесенные настоящим Федеральным  конституционным законом к компетенции  палаты.

    До  принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.

  1. Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.5

2.4 Полномочия Конституционного Суда.

В целях  защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и  гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный  Суд Российской Федерации:

    1) разрешает дела о соответствии  Конституции Российской Федерации:

    а) федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации;

    б) конституций республик, уставов, а  также законов и иных нормативных  актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти Российской Федерации и совместному  ведению органов государственной  власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации;

    в) договоров между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, договоров между  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

    г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации;

    2) разрешает споры о компетенции:

    а) между федеральными органами государственной  власти;

    б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

    в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

    3) по жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного  или подлежащего применению в  конкретном деле;

Информация о работе Конституционный Суд