Конституционный Суд

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение законодательной базы, регулирующей деятельность Конституционного Суда РФ, а также судебной практики.
Для достижения цели работы, передо мной ставятся следующие задачи:
* Изучить историю формирования конституционного судопроизводства в России;
* Рассмотреть процесс образования Конституционного Суда Российской Федерации: процедуру избрания членов Суда, их полномочий и обязанностей;
* Провести анализ организации деятельности Конституционного Суда;
* Определить полномочия Конституционного Суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля.
* Исследовать основные виды решений, принимаемых Конституционным Судом, понятия правовой позиции Конституционного Суда.

Содержание

Введение. 3
I. История формирования Конституционного Судопроизводства в России. 5
II. Основы деятельности Конституционного Суда. 7
2.1 Состав и порядок образования Конституционного Суда. 7
2.2 Структура и организация деятельности Конституционного Суда. 8
2.3 Принципы деятельности Конституционного Суда. 12
2.4 Полномочия Конституционного Суда. 15
III. Решения Конституционного Суда. 17
Заключение. 22
Библиографический список. 24

Работа содержит 1 файл

Курсовик по КПРФ) - копия.docx

— 54.78 Кб (Скачать)

    План 

Введение. 3

I. История формирования Конституционного Судопроизводства  в России. 5

II. Основы деятельности Конституционного Суда. 7

2.1 Состав и порядок образования Конституционного Суда. 7

2.2 Структура и организация деятельности Конституционного Суда. 8

2.3 Принципы деятельности Конституционного Суда. 12

2.4 Полномочия Конституционного Суда. 15

III. Решения Конституционного Суда. 17

Заключение. 22

Библиографический список. 24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  Одним из правовых элементов государства, стремящегося к созданию прочного общественно-политического строя, системы законности и защиты интересов граждан должен быть конституционный контроль.

  Конституционный контроль как специальный вид  государственной деятельности призван  обеспечивать правильность применения Конституции и обусловленных  ею законов, охранять политические, экономические, социальные и моральные ценности общества, основываясь на Конституции.

  Государство создает для этих целей специальные  органы – органы конституционного контроля. В нашей стране это Конституционный  Суд Российской Федерации.

  Создание  Конституционного Суда России и появление  конституционного судопроизводства, как  формы конституционного контроля –  одно из важных достижений судебно-правовой реформы в России. Именно это обстоятельство дало толчок к формированию независимой  судебной власти, занимающей самостоятельное  место в системе ветвей государственной  власти РФ.

  Впервые в истории России, богатой «традициями» беззакония и несправедливости, создан орган, призванный защищать права человека от произвола власти. Это самый совершенный современный институт, осуществляющий конституционное правосудие. Его наличие – одно из условий формирования правового государства, где господствует Закон, равный для всех граждан.

    Тема  данной работы является очень актуальной, так как важное отличие Конституционного Суда РФ от судов общей юрисдикции и арбитражных судов состоит в том, что Конституционный Суд РФ - это не только судебный орган, но и такой конституционный орган, которому предоставлено право в установленных Конституцией и законом форме осуществлять контроль над органами законодательной и исполнительной власти. А в опосредованном виде - и над иными судебными органами, в данном смысле он сам представляет высшую государственную власть. Этим качеством обусловлена роль Конституционного Суда как гаранта политического мира в обществе и государстве и хранителя долгосрочных конституционных ценностей. 

    Объектом  данной работы служит – Конституционный Суд Российской Федерации.

   Предметом является – понятие, история формирования, структура Конституционного Суда, его полномочия и принципы деятельности в Российской Федерации.

    Цель  работы: рассмотрение законодательной базы, регулирующей деятельность Конституционного Суда РФ, а также судебной практики.

   Для достижения цели работы, передо мной ставятся следующие задачи:

  • Изучить историю формирования конституционного судопроизводства в России;
  • Рассмотреть процесс образования Конституционного Суда Российской Федерации: процедуру избрания членов Суда, их полномочий и обязанностей;
  • Провести анализ организации деятельности Конституционного Суда;
  • Определить полномочия Конституционного Суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля.
  • Исследовать основные виды решений, принимаемых Конституционным Судом, понятия правовой позиции Конституционного  Суда.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, и научного аппарата, включающего в себя – список используемых источников и литературы.

 

    1. История формирования Конституционного Судопроизводства в России.

   Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

   Конституционный Суд в Российской Федерации впервые  был учрежден в 1991 году. Правовой базой организации и деятельности Конституционного Суда РФ послужило небольшое конституционное положение (принятое в виде поправки к Конституции от 15 декабря 1990 г.)1 и достаточно подробный (89 статей) Закон «О Конституционном Суде РСФСР»2, принятый 12 июля 1991 года на V внеочередном Съезде народных депутатов РСФСР.

   Фактически  Суд начал действовать в январе 1992 года. С этого времени и до сентября 1993 года им было рассмотрено 27 дел, из них 19 – по ходатайствам о  проверке Конституционности проектов и 8 – по индивидуальным жалобам  граждан. Конституционным Судом  были признаны не соответствующими Конституции  Российской Федерации полностью  или частично два постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации, шесть законов и постановлений Верховного Совета Российской Федерации, два постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации, восемь указов Президента Российской Федерации, четыре акта высших органов государственной власти республик в составе Российской Федерации.

    В своих решениях Конституционный  Суд последовательно отстаивал  принцип разделения власти как основы Конституционной организации государства, согласно которому каждая ветвь власти имеет определенные полномочия и не вторгается в компетенцию других ветвей. Следуя данному положению Конституционный Суд тщательно следил за тем, чтобы органы законодательной и исполнительной власти не вторгались в компетенцию друг друга, а также в компетенцию органов власти.

    В деятельности Конституционного Суда нашел  свое отражение и важнейший  конституционный  принцип – уважение прав и свобод человека и гражданина. Это относилось как к делам по проверке Конституционности  различных правовых актов, так и  делам по индивидуальным жалобам  граждан.

    События сентября-октября 1993 года прервали относительно плавное течение политического  процесса в стране. Указом Президента от 21 сентября 1993 г. деятельность Конституционного Суда была приостановлена, что, однако, не означало отказа российского конституционного права от института судебного контроля за конституционностью законов, равно как и соответствия всех иных нормативных актов Конституции и законам.

    В результате референдума 12 декабря 1993 года был одобрен проект новой Конституции  Российской Федерации, который подтвердил за Конституционным Судом право  на самостоятельное существование, хотя его компетенция, порядок формирования и состав были значительно изменены.

    А еще через 7 месяцев 21 июля 1994 года вступил  в силу Закон «О Конституционном  Суде Российской Федерации» ставший  точкой отсчета нового этапа существования  данного органа государственной  власти.

    Тем самым было положено начало реальному  функционированию модели Конституционного строя России, базирующегося на принципе народовластия, как основе государства, федерализме государственном суверенитете, правах и свободах человека, как высшей ценности, верховенстве права, политическом плюрализме, разделении властей, многообразии форм экономической деятельности, полноправном участии России в мировом сообществе.

    1. Основы  деятельности Конституционного Суда

2.1 Состав и порядок  образования Конституционного  Суда.

    Согласно  действующему законодательству Конституционный  Суд Российской Федерации состоит  из девятнадцати судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации.

    Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при  наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. 3

    Судьей  Конституционного Суда Российской Федерации  может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной  репутацией, имеющий высшее юридическое  образование и стаж работы по юридической  профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией  в области права.

    Предложения о кандидатах на должности судей  Конституционного Суда Российской Федерации  могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной  Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и  федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

    Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи  Конституционного Суда Российской Федерации  в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления  Президента Российской Федерации. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.

    Судья Конституционного Суда Российской Федерации  не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной  Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой  другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме  преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

    Согласно  ст.12 ФКЗ от 05.04.2005 № 2-ФКЗ, полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

2.2 Структура и организация деятельности Конституционного Суда. 

    Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает  и разрешает дела в пленарных  заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации.

    Конституционный Суд Российской Федерации состоит  из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

    В пленарных заседаниях участвуют  все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей  палаты.

    Председатель  и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не могут  входить в состав одной и той  же палаты.

    Персональный  состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.

Информация о работе Конституционный Суд