Конституционные основы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:16, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление составляет одну из основ Конституционного строя РФ (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее – Закон1).
Местное самоуправление неотъемлемо связано с демократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации определяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, которое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-бытовым и иным условиям форму публичной власти. Местное самоуправление есть первичное звено федеративных отношений. И до этого уровня местного самоуправления необходимо довести принцип разграничения предметов ведения и полномочий, тем более что Конституция предусматривает возможность делегирования властных полномочий органам местного самоуправления (ст. 132), что и реализуется в Законе.

Содержание

Введение
1. Понятие местного самоуправления в России
2. Система местного самоуправления в России
3. Понятие правовой основы местного самоуправления
4. Конституция РФ, законы и правовые акты Российской Федерации о местном самоуправлении
5. Заключение

Работа содержит 1 файл

контрольная конституционные основы.docx

— 43.71 Кб (Скачать)

В последнее  время все чаще говорится о  делегировании части полномочий государственной власти и ресурсов для их реализации органам местного самоуправления. Это ведет к возврату к тому принципу федерализма, который  наши правоведы-концептуалисты не довели до уровня местных сообществ. Местное  самоуправление, представляя важную форму народовластия, гарантированную  Конституцией Российской Федерации, призвано на данной конкретной территории осуществлять публичную власть. Эта власть имеет  следующие характеристики: наличие  органов и аппарата управления; осуществление  власти на определенной территории и  по отношению ко всему населению, проживающему на ней на основе законов  и нормативных актов; возможность  установления своих сборов и налогов  для самостоятельного формирования бюджета и осуществления местных  социальных программ.

Местное самоуправление – это подзаконная власть, в отличие от суверенной верховной власти. В современной интерпретации муниципальная власть является одной из разновидностей самоуправления.

Местное самоуправление представляет один из базовых элементов  выстраивания целостной трехуровневой  системы власти в едином федеративном государстве. Но в этой системе существуют три проблемы:

первая – это не до конца проведенное разделение полномочий между всеми уровнями публичной власти; вторая – определение внутренней структуры модели местного самоуправления. В России есть все модели, что и делает затруднительным их определение. Наконец, последняя проблема – территориальное устройство местного самоуправления. Помимо этого, в регионах отсутствует четкое законодательство, которое связывало бы все эти уровни в работающую систему.

 

 

Заключение

Местное управление означает, что власть на местах осуществляют представители центральной (федеральной) власти и, таким образом, создаются  и действуют местные органы государственной  власти. Таковыми были, например, Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты в городах, районах, селах, поселках СССР и его союзных республик, в том числе и в РСФСР.

Местное самоуправление означает, что публичная власть на местах осуществляется выборными от местного населения органами, которые  называются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своей компетенции, не подчиняются иерархически органам  государственной власти и не входят в систему органов государственной  власти.

Тем не менее  между органами государственной  власти и органами местного самоуправления существует известное единство – и те, и другие осуществляют властные полномочия и являются органами публичной власти, т. е. власти, отдельной от общества, осуществляемой выборными представителями общества и специальным аппаратом чиновников, состоящих на государственной службе (в органах государственной власти) или на муниципальной службе (в органах местного самоуправления).

Осуществление публичной власти органами местного самоуправления связано с таким  принципом правового государства, как свободное и автономное функционирование гражданского общества. Местное самоуправление – это институт гражданского общества наряду с общественными объединениями граждан, коммерческими организациями и т. д. Тем не менее органы местного самоуправления наиболее близко из остальных институтов гражданского общества стоят к государству и его органам, являясь связующим звеном между гражданским обществом и государством. С другой стороны, органы местного самоуправления наиболее близко среди других органов публичной власти стоят к населению, к гражданскому обществу. Признание местного самоуправления государством есть необходимый признак правового государства и демократического политического режима. Отсутствие местного самоуправления свидетельствует, как правило, об антидемократическом политическом режиме.

Признание и  осуществление местного самоуправления тесно связано с принципом  разделения властей по вертикали  и служит по существу продолжением этого принципа, составляет вместе с принципом разделения государственной  власти – разделение публичной власти и также направлено на предотвращение чрезмерной концентрации власти в одних руках.

Обязательным  условием функционирования и развития любого демократического государства  является существование в его  рамках местного самоуправления.

Практика  применения Федерального закона от 6 октября 2003 г.           № 131-ФЗ выявила ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления, в числе которых:

нечеткость  в определении компетенции муниципальных  образований;

неопределенность  территориальной организации местного самоуправления;

возможность формирования структуры органов  местного самоуправления, не соответствующей  решаемым задачам;

несоответствие  ресурсов исполняемым обязанностям;

удаленность органов местного самоуправления от населения;

непроработанность механизмов взаимодействия органов  государственной власти и органов  местного самоуправления.

Основным  условием развития местного самоуправления, проявления его настоящей сущности является действующий механизм реализации полномочий органами местного самоуправления в целях удовлетворения основных жизненных потребностей населения  на территории конкретного муниципального образования. Нормальное функционирование местного самоуправления зависит, прежде всего, от эффективно работающих органов местного самоуправления и достаточной финансово-материальной базы местного самоуправления. Задача государства - проявить должный интерес и политическую волю в развитии и укреплении местного самоуправления. Вопросы местного самоуправления неотделимы от государственного интереса. Но влияние государства на муниципальную власть - категория относительная, и в соответствии с общепризнанными конституционными принципами построения демократического и правового государства недопустимо императивное, руководящее влияние государственных органов на органы местного самоуправления. Эффективным и правомерным представляется влияние в форме координации и стимулирования, что требует установления четкого правового механизма взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, как на федеральном уровне, так и уровне субъекта Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 21.07.2007 №5-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 11.04.1998 №55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ, 13.04.1998, №15, ст. 1695.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
  5. Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1999 №1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, №42, ст. 5011.
  6. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. В.И. Шкатуллы. - М.: Гелеос, 2006. - 520с.
  7. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2007.
  8. Курочкин А.А. Правовые основы местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление, 2007, №9.
  9. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М.: Статут, 2007.
  10. Баранчиков, В.А. Муниципальное право: учебник / В. А Баранчиков - М.: ЮНИТИ, 2005. - 445с.
  11. Бондарь, Н.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / В.И. Авсеенко, С.Н. Бочаров. - М.: Просвещение, 2005. - 559с.
  12. Кокотова, А.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред.А. Н Кокотова, А.С. Саломаткина. - М.: АСТ-Пресс, 2005. - 384с.
  13. Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебник / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - М.: Дело, 2004. - 559с.
  14. Новиченко, О.В. Местное самоуправление в системе публичной власти в Российской Федерации / Новиченко О.В., // Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - № 12. - С.71.

1 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29 ноября 2010 г.)

Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №  15, ст. 1695). Хартия вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года.

3 Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. М., 2005. С. 222.

4 Постановление КС РФ от 24 января 1997 г. N 1-П // Вестник КС РФ. 1997. N 1; Постановление КС РФ от 2 апреля 2002 г. N 7-П // Вестник КС РФ. 2002. N 3; Постановление КС РФ от 15 января 1998 г. N 3-П // Вестник КС РФ. 1998. N 2.


Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления