Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:16, контрольная работа
Местное самоуправление составляет одну из основ Конституционного строя РФ (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее – Закон1).
Местное самоуправление неотъемлемо связано с демократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации определяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, которое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-бытовым и иным условиям форму публичной власти. Местное самоуправление есть первичное звено федеративных отношений. И до этого уровня местного самоуправления необходимо довести принцип разграничения предметов ведения и полномочий, тем более что Конституция предусматривает возможность делегирования властных полномочий органам местного самоуправления (ст. 132), что и реализуется в Законе.
Введение
1. Понятие местного самоуправления в России
2. Система местного самоуправления в России
3. Понятие правовой основы местного самоуправления
4. Конституция РФ, законы и правовые акты Российской Федерации о местном самоуправлении
5. Заключение
В последнее
время все чаще говорится о
делегировании части полномочий
государственной власти и ресурсов
для их реализации органам местного
самоуправления. Это ведет к возврату
к тому принципу федерализма, который
наши правоведы-концептуалисты не довели
до уровня местных сообществ. Местное
самоуправление, представляя важную
форму народовластия, гарантированную
Конституцией Российской Федерации, призвано
на данной конкретной территории осуществлять
публичную власть. Эта власть имеет
следующие характеристики: наличие
органов и аппарата управления; осуществление
власти на определенной территории и
по отношению ко всему населению,
проживающему на ней на основе законов
и нормативных актов; возможность
установления своих сборов и налогов
для самостоятельного формирования
бюджета и осуществления
Местное самоуправление – это подзаконная власть, в отличие от суверенной верховной власти. В современной интерпретации муниципальная власть является одной из разновидностей самоуправления.
Местное самоуправление представляет один из базовых элементов выстраивания целостной трехуровневой системы власти в едином федеративном государстве. Но в этой системе существуют три проблемы:
первая – это не до конца проведенное разделение полномочий между всеми уровнями публичной власти; вторая – определение внутренней структуры модели местного самоуправления. В России есть все модели, что и делает затруднительным их определение. Наконец, последняя проблема – территориальное устройство местного самоуправления. Помимо этого, в регионах отсутствует четкое законодательство, которое связывало бы все эти уровни в работающую систему.
Заключение
Местное управление означает, что власть на местах осуществляют представители центральной (федеральной) власти и, таким образом, создаются и действуют местные органы государственной власти. Таковыми были, например, Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты в городах, районах, селах, поселках СССР и его союзных республик, в том числе и в РСФСР.
Местное самоуправление
означает, что публичная власть на
местах осуществляется выборными от
местного населения органами, которые
называются органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельны
в пределах своей компетенции, не
подчиняются иерархически органам
государственной власти и не входят
в систему органов
Тем не менее между органами государственной власти и органами местного самоуправления существует известное единство – и те, и другие осуществляют властные полномочия и являются органами публичной власти, т. е. власти, отдельной от общества, осуществляемой выборными представителями общества и специальным аппаратом чиновников, состоящих на государственной службе (в органах государственной власти) или на муниципальной службе (в органах местного самоуправления).
Осуществление
публичной власти органами местного
самоуправления связано с таким
принципом правового
Признание и осуществление местного самоуправления тесно связано с принципом разделения властей по вертикали и служит по существу продолжением этого принципа, составляет вместе с принципом разделения государственной власти – разделение публичной власти и также направлено на предотвращение чрезмерной концентрации власти в одних руках.
Обязательным условием функционирования и развития любого демократического государства является существование в его рамках местного самоуправления.
Практика применения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ выявила ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления, в числе которых:
нечеткость
в определении компетенции
неопределенность
территориальной организации
возможность формирования структуры органов местного самоуправления, не соответствующей решаемым задачам;
несоответствие ресурсов исполняемым обязанностям;
удаленность органов местного самоуправления от населения;
непроработанность механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Основным условием развития местного самоуправления, проявления его настоящей сущности является действующий механизм реализации полномочий органами местного самоуправления в целях удовлетворения основных жизненных потребностей населения на территории конкретного муниципального образования. Нормальное функционирование местного самоуправления зависит, прежде всего, от эффективно работающих органов местного самоуправления и достаточной финансово-материальной базы местного самоуправления. Задача государства - проявить должный интерес и политическую волю в развитии и укреплении местного самоуправления. Вопросы местного самоуправления неотделимы от государственного интереса. Но влияние государства на муниципальную власть - категория относительная, и в соответствии с общепризнанными конституционными принципами построения демократического и правового государства недопустимо императивное, руководящее влияние государственных органов на органы местного самоуправления. Эффективным и правомерным представляется влияние в форме координации и стимулирования, что требует установления четкого правового механизма взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, как на федеральном уровне, так и уровне субъекта Российской Федерации.
Литература
1 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29 ноября 2010 г.)
2 Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 15, ст. 1695). Хартия вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года.
3 Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. М., 2005. С. 222.
4 Постановление КС РФ от 24 января 1997 г. N 1-П // Вестник КС РФ. 1997. N 1; Постановление КС РФ от 2 апреля 2002 г. N 7-П // Вестник КС РФ. 2002. N 3; Постановление КС РФ от 15 января 1998 г. N 3-П // Вестник КС РФ. 1998. N 2.
Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления