Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:16, контрольная работа
Местное самоуправление составляет одну из основ Конституционного строя РФ (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее – Закон1).
Местное самоуправление неотъемлемо связано с демократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации определяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, которое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-бытовым и иным условиям форму публичной власти. Местное самоуправление есть первичное звено федеративных отношений. И до этого уровня местного самоуправления необходимо довести принцип разграничения предметов ведения и полномочий, тем более что Конституция предусматривает возможность делегирования властных полномочий органам местного самоуправления (ст. 132), что и реализуется в Законе.
Введение
1. Понятие местного самоуправления в России
2. Система местного самоуправления в России
3. Понятие правовой основы местного самоуправления
4. Конституция РФ, законы и правовые акты Российской Федерации о местном самоуправлении
5. Заключение
Содержание
Введение
1. Понятие местного самоуправления в России
2. Система местного самоуправления в России
3. Понятие правовой основы местного самоуправления
4. Конституция РФ, законы и правовые акты Российской Федерации о местном самоуправлении
5. Заключение
Введение
Местное самоуправление составляет одну из основ Конституционного строя РФ (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее – Закон1).
Местное самоуправление
неотъемлемо связано с
Нынешний этап развития Российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы страны и отражает всю противоречивость и неопределенность многих процессов и решений.
Развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности.
Закон разработан с учетом необходимости решения проблем правового регулирования, выявившихся в правоприменительной практике. Закон направлен на приведение существующей системы местного самоуправления в соответствие с Конституцией РФ, создание условий эффективного функционирования муниципальных образований, обеспечение гарантированного и качественного оказания органами местного самоуправления услуг населению. Закон направлен на решение проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления в Российской Федерации, ее развитию.
В Законе введены новые принципы
территориальной организации
1. Понятие местного самоуправления в России
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает п. 1 ст. 130 Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».
В соответствии с п.2 ст.1 Закона местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Наличие местных органов власти обусловливается тем, что центральная (и региональная) власть не в состоянии эффективно решать разноуровневые проблемы. Единообразный централизованный подход в управлении не может учесть всех особенностей большого количества местных сообществ, поэтому общепринятым в настоящее время является предоставление местным сообществам определенной автономии в решении «местных дел». Согласно ст. 3 Европейской хартии о местном самоуправлении2 под ним понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Приведенные выше формулировки позволяют сделать вывод о том, что основная цель организации местного самоуправления – широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению вопросов местного значения, преодоление сложившейся в годы Советской власти традиции решения всех без исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация фактического отчуждения народных масс от повседневного осуществления своей воли и интересов.
Для современной России необходима система органов местного самоуправления, самостоятельных в области экономики, и если это произойдет, то тогда они смогут оказать помощь государству в проведении экономических преобразований и выполнить возложенные на них социальные функции.
Одним из главных признаков новой модели местного самоуправления является ответственность представительных органов, глав местного самоуправления, в первую очередь, перед населением.
Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением призван обеспечить:
1. Эффективность обеспечения местных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований.
2. Учет и защиту интересов населения муниципальных образований в деятельности органов местного самоуправления.
3. Тесную связь с органами и должностными лицами местного самоуправления.
Еще одним
признаком самостоятельности
Развитое
местное самоуправление повышает эффективность
государственной власти, поскольку
освобождает ее от необходимости
концентрироваться на решении незначительных
(в общегосударственном
Во многих
странах местное самоуправление
в экономическом смысле полностью
зависит от государства. На содержание
местного самоуправления и решение
им вопросов местного значения многие
страны выделяют большие средства.
Очевидно, что текущие потребности
людей, такие как свет, дороги, тепло
и прочее, требуют государственного
финансирования, независимо от того, существует
на данной территории местное самоуправление
или нет. Преимущество же органов
местного самоуправления заключается
в том, что они формируются
самим населением муниципальных
образований из своего состава. Они
досконально знают все местные
проблемы, принимают на себя обязательства
по их решению и несут
Эффективность работы органов местного самоуправления зависит от следующих факторов:
1) выбранной структуры управления местными делами;
2) профессионализма
и человеческих качеств
3) профессионализма
глав администраций, их умения
организовывать труд служащих, степени
владения ими методиками
4) достаточного финансирования для выполнения своих функций;
5) разумного
разделения труда среди
6) ответственности служащих перед населением;
7) качества федерального законодательства и законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении;
8) качества
муниципальных правовых актов
- решений по вопросам местного
значения или по вопросам
9) правовой
культурой населения и
10) развитости
форм непосредственного
11) активности
населения, осуществляющего
В основе местного самоуправления лежит потребность населения в свободе, равенстве прав, справедливости и добре.
2. Система местного самоуправления в России
Федеральный
закон № 131-ФЗ в ч. 1
ст. 34 структуру органов
местного самоуправления
обозначил как «перечень»
этих органов. Таким
образом, «под структурой
органов местного самоуправления,
по сути дела, понимается
система имеющих самостоятельный
статус органов, осуществляющих
на территории муниципального
образования функции
и полномочия местного
самоуправления. Именно
самих органов, а не
их внутренних подразделений3».
В структуру органов
местного самоуправления
согласно Закону входят
представительный орган
муниципального образования,
глава муниципального
образования, местная
администрация (исполнительно-
Структура органов местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования. В нее могут входить органы, которые должны быть обязательно образованы, а также иные органы и выборные должностные лица.
Отметим, что в соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, несмотря на то, что органы местного самоуправления выведены из системы органов государственной власти, они остаются в системе государственно-властных отношений. Местная власть имеет публичный характер, что неоднократно было выражено в решениях Конституционного Суда РФ, в которых подтверждалось, что местное самоуправление как одна из основ конституционного строя является выражением власти народа, служит для самостоятельного решения населением в пределах своих полномочий вопросов местного значения4.
В своем Постановлении от 30 ноября 2000 г. № 15-П Конституционный Суд РФ указал, что никакой орган не вправе вмешиваться в решение вопросов субъектами местного самоуправления. Не органы государственной власти, а органы местного самоуправления или население непосредственно должны решать вопросы местного значения. На органы государственной власти возлагается обязанность создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и другие условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
Заметим, что несмотря на принцип невхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, органы власти субъектов РФ принимают участие в механизме формирования и в вопросах прекращения полномочий органов местного самоуправления. В Законе прописаны случаи участия органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления.
3. Понятие правовой основы местного самоуправления
В соответствии со ст. 4 Закона правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Правовая основа местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения, как института, в общей системе управления.
Система нормативных правовых актов и норм о местном самоуправлении имеет следующую внутреннюю структуру.
Во-первых, нормативные правовые акты и правовые нормы подразделены на три группы.
Первую группу составляют нормативные правовые акты федерального значения. На федеральном уровне закрепляются общие принципы правового регулирования местного самоуправления. К нормативно-правовым актам этого уровня относятся Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и другие федеральные законы, затрагивающие вопросы местного самоуправления. Указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации также регулируют отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Вторую группу составляют нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации.
Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления