Конституционные основы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:16, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление составляет одну из основ Конституционного строя РФ (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее – Закон1).
Местное самоуправление неотъемлемо связано с демократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации определяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, которое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-бытовым и иным условиям форму публичной власти. Местное самоуправление есть первичное звено федеративных отношений. И до этого уровня местного самоуправления необходимо довести принцип разграничения предметов ведения и полномочий, тем более что Конституция предусматривает возможность делегирования властных полномочий органам местного самоуправления (ст. 132), что и реализуется в Законе.

Содержание

Введение
1. Понятие местного самоуправления в России
2. Система местного самоуправления в России
3. Понятие правовой основы местного самоуправления
4. Конституция РФ, законы и правовые акты Российской Федерации о местном самоуправлении
5. Заключение

Работа содержит 1 файл

контрольная конституционные основы.docx

— 43.71 Кб (Скачать)

Третью группу составляют нормативные  правовые акты, принимаемые в системе  местного самоуправления. К ним относятся  решения, принятые на местном референдуме, сходе граждан, решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления, должностных лиц  местного самоуправления. Например, уставы муниципальных образований, положения  о бюджетном устройстве и бюджетном  процессе, положения о структуре  органов местного самоуправления, о  порядке управления муниципальной  собственностью являются нормативными правовыми актами, составляющими  правовую основу местного самоуправления.

Во-вторых, нормативные правовые акты подразделяются по юридической силе на законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой  по отношению к подзаконным актам. Подзаконные акты не должны вступать в противоречие с законами. Если подзаконный нормативный акт  противоречит закону, то он не действует  в части противоречащей закону и  должен быть приведен в соответствие с законом.

Законы издаются Федеральным собранием  Российской Федерации, законодательными органами субъектов Российской Федерации. Главное место в системе законов  занимает Конституция Российской Федерации, на основе которой принимаются федеральные  законы, законы субъектов Российской Федерации, а также подзаконные  акты всех уровней органов государственной  власти и местного самоуправления. Это означает, что нормативные  правовые и иные акты, принимаемые  Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами должны соответствовать Конституции Российской Федерации и действующим Федеральным  законам. Такое же соотношение закона и подзаконного акта должно соблюдаться  и в субъектах Российской Федерации. Кроме того, все законы и подзаконные  акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным законам, а также нормативным правовым актам, принимаемым Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Безусловно, что при этом акты Президента и Правительства не входят в противоречие с Конституцией Российской Федерации и Федеральными Законами. Соблюдение принципа соподчинения нормативных правовых актов, регулирующих отношения в системе местного самоуправления является одним из главных условий, обеспечивающих нормальное управление процессом становления и развития института местного самоуправления. Нормативные акты о местном самоуправлении должны составлять единый согласованный механизм, слаженно действующий в масштабе всего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Конституция РФ, законы и правовые акты Российской Федерации о местном самоуправлении

 

Конституцией РФ в отношении  местного самоуправления установлено  следующее. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст.3 К. РФ).

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти (ст.12).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные  лица, граждане и их объединения  обязаны соблюдать Конституцию  РФ и законы (п.2 ст.15).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и  применение законов, деятельность законодательной  и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы, если иное не предусмотрено  законом (п.2 ст.24).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия  для осуществления права на жилище (п.2 ст.40).

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст.130).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также  решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст.132).

В соответствии с федеральным законодательством  к полномочиям федеральных органов  государственной власти в области  местного самоуправления относятся:

определение общих принципов организации  местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых Федеральным  законом;

правовое регулирование по предметам  ведения Российской Федерации и  в пределах полномочий Российской Федерации  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных  органов государственной власти и их должностных лиц, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и их должностных  лиц в области местного самоуправления;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления по решению  вопросов местного значения;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления при осуществлении  отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном Федеральным законом  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в  отношении муниципальных образований  и органов местного самоуправления допускается только в случаях  и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными законами.

В случае противоречия федеральных  законов и (или) иных нормативных  правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» применяются Конституция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление в Российской Федерации, исходя из его  значимости для оперативного решения  всех вопросов местного значения, подлежит особой правовой охране со стороны  государства. В соответствии со ст. 133 Конституции Российской Федерации  ему гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений, принятых органами государственной власти; запрещается  ограничение кем бы то ни было прав местного самоуправления, установленных  Конституцией Российской Федерации  и федеральным законом. Федеральный  закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» дополняет указанный перечень обязательностью решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц на территории соответствующего муниципального образования, а также обязательностью рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления государственными органами и их должностными лицами.

Важнейшей правовой гарантией местного самоуправления является судебная защита прав местного самоуправления. Субъектами обращения  в суд могут быть как сами органы местного самоуправления и их должностные  лица, так и граждане, проживающие  на территории муниципального образования. Предметом обращения в суды общей  компетенции или арбитражные  суды могут быть, по общему правилу, решения (акты) органов государственной  власти и государственных должностных  лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также  общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления. Кроме  рассмотрения исков о признании  таких решений (актов) недействительными, суды обязаны рассматривать жалобы органов местного самоуправления на отказ соответствующего органа государственной власти зарегистрировать устав муниципального образования. И, наконец, суды рассматривают споры о том, является ли какое-либо действие (акт) органа государственной власти вмешательством в дела местного самоуправления.

Компенсация дополнительных расходов, возникших  в результате необоснованных решений, принятых органами государственной  власти, возмещается местному самоуправлению также по постановлению судебных органов. При этом следует иметь  в виду, что право органа местного самоуправления на обращение в суд  с исковым заявлением о возмещении причиненного ущерба (расходов) не зависит  от того, был ли такой ущерб причинен решениями, принятыми в рамках закона или с его нарушениями, а также  реальными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц.

Сущность  запрета на ограничение прав местного самоуправления состоит в том, что  ни один государственный орган не имеет права вмешиваться в  деятельность органов и должностных  лиц местного самоуправления как  путем принятия решений вместо них, так и путем наложения запрета  на осуществление ими своих полномочий.

Решения, принятые прямым волеизъявлением граждан, а  также решения органов и должностных  лиц местного самоуправления обязательны  для исполнения всеми расположенными на территории соответствующего муниципального образования предприятиями, учреждениями и их организациями (независимо от их подчиненности и организационно-правовых форм) и гражданами.

Следует отметить, что решения органов и должностных  лиц местного самоуправления могут  быть отменены либо ими самими, либо признаны недействительными решением суда. Дополнительной гарантией обязательности решений органов и должностных  лиц местного самоуправления является указание Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 3 ст. 44) на ответственность за исполнение или ненадлежащее исполнение таких решений.

В качестве гарантии местного самоуправления выступает  и особый порядок рассмотрения обращений  органов и должностных лиц  местного самоуправления. В соответствии с нормами Федерального закона (ст. 45) такие обращения подлежат обязательному  рассмотрению органами государственной  власти, их должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями к  которым эти обращения направлены. Представительные органы местного самоуправления наделены правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

К гарантиям  местного самоуправления следует отнести установленную Федеральным законом ответственность его органов и должностных лиц. Такую ответственность указанные субъекты несут перед: населением муниципального образования; государством; физическими лицами (гражданами); юридическими лицами.

При этом основания  ответственности могут быть различными. Так, ответственность органов местного самоуправления перед населением наступает  в результате утраты доверия населения. Условия и порядок такой ответственности  определяются уставами соответствующих  муниципальных образований.

Основаниями ответственности местного самоуправления перед государством является нарушение  Конституции России, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, федеральных  законов, законов субъекта Федерации, а также устава муниципального образования.

Такое нарушение  должно быть установлено решением суда. В случае, если суд определил деятельность органа местного самоуправления или  его должностного лица несоответствующей  Конституции России и другим правовым актам, то решение суда является основанием для рассмотрения органами государственной власти вопроса о прекращении их полномочий.

Органы местного самоуправления и их должностные  лица могут нести ответственность  перед государством за осуществление  отдельных, переданных им государством, полномочий, но только в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной  власти материальными и финансовыми  средствами.

Основания и  порядок привлечения органов  местного самоуправления и их должностных  лиц к ответственности перед  физическими и юридическими лицами устанавливается соответствующими федеральными законами (кодексами) законами субъектов Российской Федерации, а  также уставами муниципальных образований.

Определенной  гарантией соблюдения органами местного самоуправления и их должностными лицами законодательства служит осуществление  прокурорского надзора за исполнением  ими Конституции России, федеральных  законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных  образований.

Один из основных принципов местного самоуправления – это принцип разграничения полномочий вплоть до каждого гражданина и местного самоуправления. Игнорирование этого принципа вызывает целый ряд трудностей и создает противоречия в ходе организации и развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Организационные основы местного самоуправления. Современное  понимание государства уходит от имперско-царско-ханских традиций управления всем и вся из одного центра и  одним человеком. Россия как сложносоставное  государство имеет десятки специфических  сфер, в которые государственная  власть как организатор и гарант защиты интересов людей может  не проникать. И здесь особую роль играет местное самоуправление.

Организационную структуру местного самоуправления в соответствии с законодательством  определяет население, реализуя свои права  на самоуправление, осуществляя последнее как через орган местного самоуправления, так и путем прямого волеизъявления на референдумах и сходах.

Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления