Конституционные основы местного самоуправления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Институт местного самоуправления - одна из ключевых демократических форм организации публичной власти и формирования гражданского общества. На современном этапе роль местного самоуправления неуклонно возрастает. Муниципальные власти сегодня не только решают наиболее насущные жизненные проблемы, но и имеют общегосударственное значение.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 41.84 Кб (Скачать)

    Эффективное функционирование системы  местного самоуправления определяется  в основном уровнем развития его правовой основы. А это значит, что совершенствование местного самоуправления невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Несомненно, что для решения вопросов местного значения необходима детальная правовая регламентация общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления. И эта регламентация осуществляется с помощью муниципальных норм.

    В Российском законодательстве  существует отдельная отрасль  права – Муниципальное право  Российской Федерации, которое  представляет собой совокупность  правовых норм, закрепляющих и  регулирующих общественные отношения,  возникающие в процессе организации  местного самоуправления. Посредством  данных норм и на основе  Конституции РФ, Федеральных законов  и иных нормативных актов реализуются  важнейшие вопросы местного самоуправления.

    Отношения, возникающие в процессе  организации и действия местных органов управления, призвано регулировать муниципальное право.

    В России правовую основу местного  самоуправления составляют нормативно-правовые  акты, которые условно можно разделить  на четыре основные группы: Международные,  Федеральные, региональные и местные.  Но, несмотря на то, что общие  принципы организации и деятельности  местного самоуправления установлены  Конституцией РФ и имеют прямое  действие, они не реализованы  в полной мере.

    До сих пор мы нередко наблюдаем  несоответствия Конституции РФ, Законов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, правовых актов органов государственной  власти субъектов РФ.

    Рассмотрим лишь некоторые проблемы местного самоуправления.

Например, в законодательстве до сих пор не решен вопрос  местных бюджетов. Необходимо разграничение бюджетов и источников их наполнения на основе четкого разграничения функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления; создание региональных фондов поддержки Субъектов Федерации; обеспечение уровня местных бюджетов до 70% их доходной части, как это следует из Федерального закона «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления». Также необходима полная компенсация органам местного самоуправления дополнительных расходов, связанных с установлением органами государственной власти более высоких нормативов и повышением цен и тарифов, разработка и внедрение механизма возмещения ущерба, нанесенного местному самоуправлению решениями органов государственной власти.

    В Современной России на лицо  финансовая слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на него обязанностями и их ресурсным обеспечением. Нередко невозможность, с финансовой стороны, выполнять свои обязательства перед населением приводит к подрыву авторитета местной власти, дестабилизируя обстановку на местах. Тем не менее, в настоящее время имеются предпосылки для формирования финансово-экономической основы местного самоуправления. Как рассматривалось выше, Конституция РФ предусматривает местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя России, определяет его экономическую основу, закрепив в ее качестве особую, отдаленную от государственной форму собственности – муниципальную собственность и формулирует положение о праве муниципальных образований иметь свой собственный бюджет. Но не стоит отрицать, что реальными возможностями формирования своих бюджетов за счет собственных источников доходов муниципальные образования не располагают и основная масса поступлений, формирующих доходы местных бюджетов, является финансовой помощью из бюджетов вышестоящего территориального уровня. Именно из-за недостаточного финансирования органы власти на местах часто не справляются с выполнением своих социальных обязательств.

    Это далеко не полный список  проблем, стоящих сегодня перед  местным самоуправлением.

    На основе изученных материалов можно сделать вывод, что, учитывая многообразие в России субъектов правового регулирования и то, что новые законы вынуждены работать в непростой обстановке (низкая активность населения, несформированность правового регулирования, отсутствие достаточной финансово-экономической основы и т.д) целесообразно в этом направлении двигаться поэтапно.

    Таким образом, следует отметить, что пока не удается в полной мере обеспечить подлинную самостоятельность местного самоуправления. Главным вопросом остается законодательное регулирование местного самоуправления, совершенствование действующего законодательства.

    

      
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Таким образом, местное самоуправление означает, что публичная власть на местах осуществляется выборными от местного населения органами, которые называются органами местного самоуправления. Эти органы самостоятельны в пределах своей компетенции, не подчиняются иерархически органам государственной власти и не входят в систему органов государственной власти.

    Признание местного самоуправления  является необходимым признаком  правового государства и демократического  политического режима и тесно  связано с принципом разделения  властей по вертикали и служит  его продолжением, направлено на  предотвращение чрезмерной концентрации власти в одних руках.

    В ходе работы решались поставленные ранее задачи:

- в первой части были раскрыты понятие и сущность российского местного самоуправления, выявлены его характерные черты и особенности;

- во  второй части рассмотрены на  основе различных источников  конституционные основы местного  самоуправления в Российской  Федерации;

- в третьей  части сделана попытка отразить  некоторые проблемы организации  местного самоуправления.

    Процесс становления местного  самоуправления является очень  важным при формировании правового  государства и гражданского общества  в России. Поэтому необходимо  искать пути, юридические и организационные  формы для того, чтобы данный  процесс развивался и упрочил  систему демократической власти.

Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления в РФ