Конституционные основы местного самоуправления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Институт местного самоуправления - одна из ключевых демократических форм организации публичной власти и формирования гражданского общества. На современном этапе роль местного самоуправления неуклонно возрастает. Муниципальные власти сегодня не только решают наиболее насущные жизненные проблемы, но и имеют общегосударственное значение.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 41.84 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

    Институт местного самоуправления - одна из ключевых демократических форм организации публичной власти и формирования гражданского общества. На современном этапе роль местного самоуправления неуклонно возрастает. Муниципальные власти сегодня не только решают наиболее насущные жизненные проблемы, но и имеют общегосударственное значение.

    Конституция Российской Федерации  во многом определяет сущность  и гарантии местного самоуправления, его роль в федеративных отношениях. Конституция предусматривает возможность  делегирования властных полномочий  органам местного самоуправления, что и реализуется в новом  варианте закона о местном  самоуправлении 2003 года.

    О необходимости совершенствования правового регулирования в сфере местного самоуправления как одном из актуальных направлений государственной политики говорится в Указе Президента РФ "Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" от 15 октября 1999 года N 1370. В нем отмечается несогласованность и несистематизированность законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении, неполное и непоследовательное законодательное регулирование многих вопросов организации и деятельности местного самоуправления. Президент России Д.А. Медведев назвал работу по развитию местного самоуправления одной из приоритетных задач государства: «Местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху».

    Цель данной работы: опираясь  на законы и другие источники  выявить конституционные основы местного самоуправления в Российской федерации.

    Для достижения поставленной  цели были поставлены следующие  задачи:

- раскрыть понятие и сущность российского местного самоуправления, выявить его характерные черты и особенности;

- познакомиться  с конституционными основами  местного самоуправления в Российской  Федерации;

- выявит  проблемы, стоящие в области формирования  и развития местного самоуправления  в настоящее время и возможные  пути их решения.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Понятие и сущность местного самоуправления

1.1 Краткая история становления местного самоуправления в России

    Местное самоуправление в России  существовало с древнейших времен  и сопровождало всю историю  нашей страны. Зародившись еще  в средние века и угасшее  во времена правления Ивана  Грозного, оно снова возродилось в XVI столетии. Не раз местное самоуправление подвергалось реформированию (времена Ивана Грозного, Екатерины Великой, Александра II и т.д.).

    К 1917 году в России сформировалась  довольно развитая система местного  самоуправления, которая состояла  из самоуправления общин крестьян  и волостей, самоуправления земств, городов и уездов, самоуправления  дворянского и мещанского сословий. Но, как отмечают исследователи,  у российского общественного  строя наблюдался очень существенный  недостаток – изолированность,  обособленность самоуправляющих  обществ, которые делали их  беззащитными перед центральной  властью. Данные особенности и  привели к разрушению местного  самоуправления после событий  1917 года.

    С первых лет существования  Советского государства создается  единая система Советов – сверху  донизу. Низовые звенья выполняли  функции местных органов государственной  власти и местных органов государственного  управления. Это весьма способствовало  согласованности и быстроте действий  всех звеньев, но, в то же время, существенно ограничивало самостоятельность местных органов.

    Формирование самого местного  самоуправления  началось лишь  в 90-е годы после «силового»  упразднения Верховного Совета  России в октябре 1993 года. Советская власть на местах была упразднена и, для ее замены, появилось местное самоуправление1.

     Чуть ранее были приняты правовые  основы становления местного  самоуправления в России: в 1190 г. Верховным Советом был принят  Закон «Об общих началах местного  самоуправления и местного хозяйства  в СССР»; в 1991 г. в РСФСР  был утвержден Закон о местном  самоуправлении2;  в 1993 г. были закреплены принципиальные положения о местном самоуправлении в Конституции Российской Федерации.

   Идет масштабное развитие идей и институтов местного самоуправления. Повсеместно начинают создаваться самоуправленческие органы (в областях, городах, районах). Этот процесс протекал быстро, но болезненно. Подготовка Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была длительной и противоречивой – обсуждались различные концепции, проводились парламентские слушания и семинары, изучался многообразный местный и международный опыт3.

    Следует отметить, что низкая  гражданская активность россиян  позволила местным элитам, сориентированным  на сохранении прежней административно-командной  вертикали, провести на референдумах  решения, по которым муниципальным  образованием становился район,  а районы сохранили зависимость  от государственной власти субъекта  Федерации. Главы сельских и поселковых администраций по-прежнему назначались сверху и не подчинялись жителям. Местная власть отдалилась от народа4.

    Основной закон страны – Конституция  закрепляет положение о современной России, как о правовом государстве. Но констатировать становление правового государства можно лишь в том случае, если создана законодательная база, гарантирующая беспрепятственное осуществление прав человека и гражданина, механизм ее реализации. Это касается и осуществления прав на территориальное местное самоуправление.

    Эксперты отмечают, что создание  качественной и эффективной системы  законодательства о местном самоуправлении  на практике оказалось очень  сложным. Большинство ранее принятых  Федеральных законов и законов  субъектов РФ не соответствуют данным критериям. В Указе президента РФ «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» от 15 октября 1999 г. №1370 говорилось о необходимости совершенствования правового регулирования в сфере местного самоуправления как одном из актуальных направлений государственной политики. Отмечалась несогласованность и несистематизированность законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении, непоследовательное и неполное законодательное регулирование многих вопросов организации и деятельности местного самоуправления.

 1.2 Понятие местного самоуправления в РФ

     Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года) в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления. Закон устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и  определяет местное самоуправление как «признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

    Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью5.

    Местное самоуправление осуществляется  в соответствии с Конституцией  Российской Федерации, Федеральным  Законом “Об общих принципах организации местного  самоуправления в  Российской Федерации”, другими Федеральными Законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, Законами субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с Конституцией  народ вправе осуществлять свою  власть не только через органы  государственной власти, но и  через органы местного самоуправления.

    Учитывая вышесказанное, можно  сделать вывод, что основной  целью организации местного самоуправления  является широкое привлечение  местного населения к самостоятельному  решению вопросов местного значения, преодоления традиции со времен  Советской власти решения всех  вопросов исключительно государственными  структурами.

    Механизм местного самоуправления, представляющий собой организационные формы и методы его реализации, четко определен законодательством. Конституция России установила, что «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления»6.

     Данные методы и формы конкретизированы  в Федеральном Законе ««Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательных актах субъектов РФ, а также в уставах соответствующих муниципальных образований. Их анализ позволяет сделать вывод о механизме местного самоуправления, как:

- об органах и должностных лицах местного самоуправления;

- о формах  прямого волеизъявления граждан;

- о территориальном  общественном волеизъявлении;

- о территориальном  общественном самоуправлении.

     Местное самоуправление включает  в себя:

а) выборные органы:

- представительные  органы, состоящие из депутатов,  избираемых на основе всеобщего,  равного и прямого избирательного  права при тайном голосовании;

- выборные  главы муниципального образования;

- другие  избираемые населением должностные  лица.

б) иные органы и должностные лица местного самоуправления, учреждаемые уставами муниципальных образований (порядок  их образования, сроки полномочий определяются в каждом конкретном случае уставами муниципальных образований).

     При решении вопросов местного  значения прямое волеизъявление  граждан может осуществляться  через проведение местных референдумов, муниципальных выборов, различных  собраний граждан, а также путем  народной правотворческой инициативы  и обращений граждан в органы  местного самоуправления. Причем  законодательством субъектов РФ  установлены соответствующие правила:  решения местных референдумов  и собраний (сходов), принятые большинством  голосов, являются обязательными  на территории соответствующего  муниципального образования; проекты правовых актов местного значения и обращения граждан обязательны к рассмотрению и по ним должны быть приняты соответствующие решения.                                                                              

    Именно территориальное общественное самоуправление предоставляет гражданам реальную возможность самоорганизации по месту их жительства на части территории муниципального образования (микрорайонов  городов, улиц, домов и т.п). С учетом исторических и национальных традиций, местных особенностей могут формироваться такие формы общественного самоуправления, как родительские комитеты в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, различные общественные советы и т.д.

    Существуют определенные принципы  в механизме местного самоуправления:

- обособленность  местного самоуправления от органов  государственной власти;

- формирование  органов местного самоуправления  непосредственно населением соответствующего муниципального образования;

- многообразие  организационных норм местного  самоуправления;

- самостоятельность  местного самоуправления в рамках  решения вопросов местного значения;

- возможность  взаимодействия с органами государственной  власти при решении сложных  вопросов жизнедеятельности муниципального  образования;

Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления в РФ