Конституционные основы местного самоуправления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Институт местного самоуправления - одна из ключевых демократических форм организации публичной власти и формирования гражданского общества. На современном этапе роль местного самоуправления неуклонно возрастает. Муниципальные власти сегодня не только решают наиболее насущные жизненные проблемы, но и имеют общегосударственное значение.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 41.84 Кб (Скачать)

- обеспечение  государством правовых и организационных  гарантий местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Законодательство РФ о местном самоуправлении

2.1 Конституционные  основы местного самоуправления  в Российской Федерации

    Местное самоуправление является одной из форм осуществления власти народом и одной из основ конституционного строя. Впервые в России местное самоуправление было признано и гарантировано Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г. В ней утверждалось, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления», тем самым отнеся органы местного самоуправления к институтам власти7.

    Реальное и эффективное местное самоуправление является возможным лишь при наличии определенных условий и предпосылок, составляющих в совокупности основы местного самоуправления: правовых, финансово-экономических, территориальных и организационных.

   Правовая основа.

    Следует отметить, что местное  самоуправление – это совокупность  нормативно-правовых актов и отдельных  правовых норм, регулирующих вопросы  местного самоуправления.

1. Европейская Хартия местного самоуправления 1985г., ратифицированная Россией в 1998г. является важнейшим из актов международного права и содержит такие положения как: признание МСУ одной из важнейших основ демократического общества; запрет на ограничение компетенции органов местного самоуправления  не иначе как на основе закона; изменение территориальных границ только на основе консультации с населением или путем референдума; право на судебную защиту местного самоуправления; право органов местного самоуправления объединяться с другими органами МСУ и вступать в Международную ассоциацию органов местного самоуправления.

2. Конституция  РФ и основные законы субъектов  Федерации.

3. Федеральные  законы (об общих принципах организации  МСУ)

    Данные законы издаются в развитие  конституционных положений и  регулируют отдельные стороны  деятельности МСУ на федеральном  уровне (например, «О финансовых  основах местного самоуправления»  1997г., «Об основах муниципальной  службы» 1998г. и др.), относящиеся  к другим областям государственного регулирования (например, законы об образовании и др.).

4. Указы  Президента России.

5. Постановления Правительства РФ.

6. Законы  субъектов Федерации о местном  самоуправлении.

7. Уставы  и другие правовые акты конкретных  муниципальных образований.

     Особое место в правовой основе  местного самоуправления принадлежит  Конституции России, что подтверждается  следующими факторами:

- Конституция  признает и гарантирует местное  самоуправление как особый уровень  власти в государстве, специфическую  форму осуществления народовластия  и относит его к основам  конституционного строя России (ст.3, ст. 12 и др.);

- определяет  пределы правового регулирования  организации местного самоуправления  для федеральных органов государственной  власти;                      - в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления  закрепляет важнейшие начала организации местного самоуправления, составляющие правовой фундамент муниципального развития России;

- устанавливает  важнейшие гарантии прав местного  самоуправления (о них речь пойдет  отдельно).

    Все принимаемые субъектами Федерации  законодательные и иные правовые  акты не должны противоречить  Европейской Хартии, Конституции  РФ и Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления».

     Следует отметить, что на процесс  формирования правовой системы  местного самоуправления определенное  влияние оказывают Постановления  Конституционного суда РФ, затрагивающие  вопросы местного самоуправления. Правовая позиция Конституционного  суда Российской Федерации способствует  утверждению конституционных принципов  местного самоуправления в практике  правового регулирования.

    К таким правовым основам относятся  нормативно-правовые акты муниципальных  образований (решения, принятые  путем прямого волеизъявления  граждан и решения органов  и должностных лиц местного  самоуправления). Правовой основой  среди них являются Уставы  муниципальных образований.

    Устав – это учредительный  документ муниципального образования, имеющий всеобъемлющий характер для конкретного образования и являющийся основой муниципального нормотворчества, характеризующийся особым порядком принятия и изменения. Устав разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается или представительным выборным органом (около 70%),на местном референдуме (около 2%) или на сходе граждан (более 8%). Уставы муниципальных образований подлежат государственной регистрации органами субъектов РФ.

    В Уставе должны быть отражены  следующие аспекты: границы и состав территории; вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; порядок участия местного населения в решении этих вопросов; структура и порядок формирования органов МСУ и его должностных лиц; наименование выборных органов и должностных лиц; срок их полномочий выборных органов и должностных лиц; виды, порядок принятия и вступление в силу нормативно-правовых актов органов местного самоуправления; гарантии прав, основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; вопросы муниципальной службы; порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; особенности организации МСУ в районах с компактным проживанием этнических групп, казачества и др. с учетом исторических и иных традиций.

    Кроме Уставов на муниципальном уровне принимаются и другие нормативно-правовые акты, которые регламентируют вопросы организации и деятельности местного самоуправления, его органов по различным вопросам муниципальной жизни.

   Также  в состав правовой основы конкретных муниципальных образований входят правовые акты, которые принимаются органами и должностными лицами местного самоуправления: регламенты работы местного представительного органа власти; решения представительных органов МСУ (об установлении местных налогов и сборов); Положения о муниципальной службе, территориальном общественном самоуправлении внутри муниципальных образований и многие другие.

   2.2 Конституционные гарантии местного самоуправления

    Важнейшим и необходимым условием  для эффективного осуществления  задач и функций местного самоуправления является гарантированность его прав. Местное самоуправление в России подлежит особой правовой охране государства, т.к. имеет большую значимость для оперативного решения вопросов местного значения. В соответствии со ст. 133 Конституции Российской Федерации местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту; на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений, принятыми органами государственной власти; запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией России и Федеральным законом.

     Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления» дополняет данный перечень обязательностью решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц на территории соответствующего муниципального образования, а также обязательностью рассмотрения обращений вышеназванных государственными органами и их должностными лицами.

  1. Судебная защита.

    Важнейшей правовой гарантией  местного самоуправления является  судебная защита местного самоуправления. Субъектами обращения в суд  могут быть как сами органы  местного самоуправления и их  должностные лица, так и граждане, проживающие на территории муниципального  образования. Предметом обращения  могут быть:

- решения (акты) органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления;

- жалобы  органов местного самоуправления  на отказ соответствующих органов  местного самоуправления на отказ  соответствующего органа государственной  власти зарегистрировать Устав  муниципального образования;

- споры  о том, является ли какое-либо  действие (акт) органа государственной  власти вмешательством в дела  местного самоуправления.

2. Компенсация дополнительных расходов.

    Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных  решений, принятых органами государственной  власти, возмещается местному самоуправлению  по постановлению судебных органов.  При этом право органа местного  самоуправления на обращение  в суд с исковым заявлением  о возмещении причиненного ущерба (расходов) не зависит от того, был ли такой ущерб причинен решениями, принятыми в рамках закона или с нарушениями его, а также реальными действиями или же бездействием государственных органов и их должностных лиц.

3.Запрет на ограничение прав местного самоуправления.

    Сущность данного запрета состоит  в том, что ни один государственный  орган не имеет права вмешиваться  в деятельность органов местного  самоуправления и его должностных  лиц как путем принятия вместо  них решений, так и путем  наложения запрета на осуществление  ими своих полномочий.

    Решения органов и должностных  лиц местного самоуправления  могут быть отменены или ими самими, или признаны недействительными решением суда. Дополнительная гарантия обязательности решений органов и должностных лиц местного самоуправления – указание Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.3 ст.44) на ответственность за исполнение либо ненадлежащее исполнение этих решений.

4.Особый порядок рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления.

    В соответствии с нормами Федерального  закона (ст.45) такие обращения подлежат  обязательному рассмотрению органами  государственной власти, их должностными  лицами, предприятиями, учреждениями  и организациями, к которым  отправлены обращения. Представительные  органы местного самоуправления  наделены правом законодательной  инициативы в законодательном  органе субъекта РФ.

5.Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

    Такую ответственность указанные  субъекты несут перед: населением муниципального образования; государством; физическими лицами (гражданами).

    Основания для ответственности  могут быть различными. Например, ответственность органов местного  самоуправления перед населением  наступает в результате утраты  доверия населения. Условия и  порядок такого вида ответственности  определяются Уставами соответствующих  муниципальных образований. Также основаниями ответственности местного самоуправления перед государством является нарушение Конституции России, Конституции (Устава) субъекта РФ, Федеральных законов, Законов субъекта Федерации, Устава муниципального образования.

    Нарушение должно быть установлено  решением суда. Такое решение  является основанием (в случае, если  суд определил деятельность органа  или должностного лица несоответствующей  Конституции России и др. правовым  актам) для рассмотрения органами  госвласти вопроса о прекращении  их полномочий.

    Основания и порядок привлечения органов местного самоуправления и их должностных лиц к ответственности перед физическими и юридическими лицами устанавливается соответствующими федеральными законами (кодексами) законами субъектов Российской Федерации, а также Уставами муниципальных образований.

    Определенной гарантией соблюдения органами местного самоуправления и их должностными лицами законодательства служит осуществление прокурорского надзора за исполнением ими Конституции России, Федеральных Законов, Законов субъектов Российской Федерации и Уставов муниципальных образований.

III Проблемы становления местного самоуправления В России

Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления в РФ