Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:41, курсовая работа
Образовавшаяся в результате победы Октябрьской революции Российская Советская республика являлась унитарным государством. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права нации на самоопределение активизировали тенденцию, к распаду России возникшую еще до Октября, когда усилилось национально - освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 года.
Введение 3
I. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1. Общая характеристика правового статуса субъектов Российской Федерации 5
2. Правосубъектность Российской Федерации: современное положение и проблемы 12
II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
1. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации 17
2. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения 20
3. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов 26
Заключение 31
Библиографический список 32
Законопроекты
по предметам совместного ведения
направляются краям, областям, городам
Москве и Санкт-Петербургу для обсуждения
и представления своих
Все
полномочия, не относящиеся к ведению
федеральных органов
В
их число, например, по Государственному
Уставу Краснодарского края20 входят:
принятие, изменение и дополнение Государственного
Устава, законов и иных правовых актов
края, контроль за их соблюдением; становление
системы органов законодательной и исполнительной
власти края, определение порядка формирования,
организации и деятельности этих органов,
исходя из общих принципов, закрепленных
законодательством Российской Федерации;
разработка и исполнение социально-экономических,
научно-технических, экологических программ
края; распоряжение природными ресурсами,
имуществом и финансовыми ресурсами края;
решение вопросов административно-
Определёнными особенностями характеризуется статус такого субъекта РФ, как Москва, являющегося столицей России. 15 апреля 1993 г. был принят Закон РФ «О статусе столицы РФ»21.
Органы государственной власти города Москвы в связи с осуществлением функций столицы: предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти РФ, представительствам республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в РФ земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилой фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги; обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий; участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы; участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы; согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти РФ.
Затраты Москвы, связанные с осуществлением ею функций столицы, полностью компенсируются за счёт субвенций из республиканского бюджета РФ, за счёт платежей за предоставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краёв, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в РФ.
Земельные
участки, находящиеся в собственности
города Москвы, предоставляются его
органами государственной власти для
размещения зданий, строений и сооружений,
необходимых для выполнения полномочий
федеральными органами государственной
власти РФ, в соответствии с перечнем,
формируемым Правительством РФ. Эти
земельные участки в
В
состав РФ входит одна автономная область
(Еврейская) и 4 автономных округа, из которых
один (Чукотский) входит непосредственно
в РФ, а три остальных входят
в РФ через посредство краев и
областей (Ненецкий, Ханты-Мансийский,
Ямало-Ненецкий). Автономная область
и автономные округа расположены
на Севере и Востоке страны. Они
невелики по численности населения,
хотя некоторые из них имеют значительную
территорию. В отличие от большинства
областей и краев — это национально-
Еврейская
автономная область по размерам своей
территории (36,3 тыс. кв. км) впятеро меньше
самого небольшого автономного округа.
Ранее она входила в состав Хабаровского
края, но законом РСФСР 1990 г. была выведена
из него и непосредственно включена в
Российскую Федерацию. Устав Еврейской
автономной области в принципиальных
положениях (основы конституционного
строя, основы правового положения личности
и др.) с соответствующими изменениями
применительно к автономной области дублирует
положения Конституции РФ. Он закрепляет
исключительные полномочия области (ст.
13). К их числу относятся: принятие и изменение
Устава и законов области, административно-
Постановления
и распоряжения губернатора и
правительства области
Автономные округа, расположенные на севере и северо-востоке страны, имеют огромную территорию при небольшой численности населения. Автономные округа — национально-государственные образования, хотя в каждом из них проживают, как правило, несколько народностей, относящихся к коренным малочисленным народам РФ (Единый перечень коренных малочисленных народов утвержден постановлением Правительства РФ 24 марта 2000 г., их насчитывается 45). В Ханты-Мансийском автономном округе живут ханты, манси, коми и ненцы, в Чукотском — чукчи, эскимосы, эвены, коряки, юкагиры и т.д. Кроме того, значительную, а нередко преобладающую часть составляет русскоязычное население.
Положение
автономных округов неодинаково. Законом
1990 г. им было предоставлено право
самостоятельно решить вопрос, остаться
в крае, области или непосредственно
войти в состав Федерации в
качестве субъекта. Этим правом в 1992 г.
воспользовался Чукотский автономный
округ, выделившийся из Магаданской
области. Остальные автономные округа
теперь воспользоваться этим правом
в одностороннем порядке не могут,
поскольку Конституция РФ 1993 г. устанавливает,
что границы между субъектами
РФ изменяются только с их взаимного
согласия (ч. 3 ст. 67). Поэтому попытка
Ненецкого автономного округа в
1994 г. выйти из состава Архангельской
области (была назначена даже дата референдума
по этому вопросу) не осуществилась.
Будучи по Конституции РФ равноправными
с другими субъектами, автономные
округа в своем подавляющем
Статус
автономного округа, входящего в
край, область, может быть изменен
другим путем: по взаимному согласию
округа и области (края) в соответствии
с федеральным конституционным
законом. Это вытекает из общих положений
Конституции о порядке
Отношения
автономных округов, находящихся в
составе края, области, могут регулироваться
федеральным законом и
Есть также другие различия, касающиеся автономных округов, входящих в края и области.
В отличие от других субъектов их отношения с краем, областью могут регулироваться, во-первых, федеральным законом (ч. 4 ст. 66). Речь идет, видимо, о законе общего, а не индивидуального характера. Такой федеральный закон также не принят.
Во-вторых, отношения автономных округов, входящих в края, области, могут регулироваться договорами между органами государственной власти автономного округа и того края, области, в состав которого автономный округ входит. Это договоры конституционно-правового характера. Такие соглашения общего характера (договоры о взаимоотношениях органов государственной власти края или области с органами государственной власти) заключены в 1996 г. в Иркутской области в 1997 г. в Красноярском крае (с одним из автономных округов, второй от этого отказывается), в Тюменской области в 1997 г. заключено соглашение частного характера о числе представителей одного из автономных округов в областной Думе. По постановлению Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. выборы в автономных округах должны проводиться не только в свой законодательный орган, но и в орган края, области, куда входит автономный округ22.
Наконец,
взаимоотношения автономных округов
с областями, краями, определяются уставами
округов и областей (краев), в состав
которых они входят. В некоторых
уставах имеются детальные
Автономный округ имеет свои символы, в том числе иногда предусмотрен свой гимн (Корякский автономный округ).
Юридически
Конституция Российской Федерации,
принятая 12 декабря 1993 года, закрепила
федеративное устройство России в составе
89 субъектов, но в связи с изменениями,
внесенными Указами Президента РФ в
настоящее время число
В настоящее время республики, автономную область и автономные округа по-прежнему отличают особенности национального состава населения, быта и культуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболее рельефно, наделяются некоторыми специфическими правами. Вместе с тем независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединены одним понятием - "субъект Российской Федерации"; они равноправны в этом качестве (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ), а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ).
Названия
субъектов федерации в
Информация о работе Конституционно-правовой статус субъекта РФ