Конституционно-правовой статус субъекта РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Образовавшаяся в результате победы Октябрьской революции Российская Советская республика являлась унитарным государством. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права нации на самоопределение активизировали тенденцию, к распаду России возникшую еще до Октября, когда усилилось национально - освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 года.

Содержание

Введение 3
I. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1. Общая характеристика правового статуса субъектов Российской Федерации 5
2. Правосубъектность Российской Федерации: современное положение и проблемы 12
II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
1. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации 17
2. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения 20
3. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов 26
Заключение 31
Библиографический список 32

Работа содержит 1 файл

!!!К-правовой правовой статус субъекта РФ.docx

— 58.96 Кб (Скачать)

       Законопроекты по предметам совместного ведения  направляются краям, областям, городам  Москве и Санкт-Петербургу для обсуждения и представления своих предложений.

       Все полномочия, не относящиеся к ведению  федеральных органов государственной  власти и к совместному ведению  федеральных органов государственной  власти и органов государственной  власти краев, областей и городов  федерального значения, осуществляются органами государственной власти последних  самостоятельно в соответствии с  Конституцией РФ.

       В их число, например, по Государственному Уставу Краснодарского края20 входят: принятие, изменение и дополнение Государственного Устава, законов и иных правовых актов края, контроль за их соблюдением; становление системы органов законодательной и исполнительной власти края, определение порядка формирования, организации и деятельности этих органов, исходя из общих принципов, закрепленных законодательством Российской Федерации; разработка и исполнение социально-экономических, научно-технических, экологических программ края; распоряжение природными ресурсами, имуществом и финансовыми ресурсами края; решение вопросов административно-территориального деления края; организация и развитие местного самоуправления; учреждение и присвоение почетных званий и премий края; иные полномочия.

       Определёнными особенностями характеризуется  статус такого субъекта РФ, как Москва, являющегося столицей России. 15 апреля 1993 г. был принят Закон РФ «О статусе  столицы РФ»21.

       Органы  государственной власти города Москвы в связи с осуществлением функций  столицы: предоставляют в установленном  законом порядке федеральным  органам государственной власти РФ, представительствам республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в РФ земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилой фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги; обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий; участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы; участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы; согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти РФ.

       Затраты Москвы, связанные с осуществлением ею функций столицы, полностью компенсируются за счёт субвенций из республиканского бюджета РФ, за счёт платежей за предоставляемые  городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами  республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краёв, областей, города Санкт-Петербурга, а также  дипломатическими представительствами  иностранных государств в РФ.

       Земельные участки, находящиеся в собственности  города Москвы, предоставляются его  органами государственной власти для  размещения зданий, строений и сооружений, необходимых для выполнения полномочий федеральными органами государственной  власти РФ, в соответствии с перечнем, формируемым Правительством РФ. Эти  земельные участки в установленном  законом порядке приобретаются  федеральными органами государственной  власти в федеральную собственность  или предоставляются им в аренду в соответствии с Генеральным  планом развития города Москвы и программами  развития отдельных городских территорий.

 

  1. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов
 

       В состав РФ входит одна автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа, из которых  один (Чукотский) входит непосредственно  в РФ, а три остальных входят в РФ через посредство краев и  областей (Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий). Автономная область  и автономные округа расположены  на Севере и Востоке страны. Они  невелики по численности населения, хотя некоторые из них имеют значительную территорию. В отличие от большинства  областей и краев — это национально-территориальные образования. В отличие от русскоязычных краев и областей они созданы с учетом национального состава населения.

       Еврейская автономная область по размерам своей территории (36,3 тыс. кв. км) впятеро меньше самого небольшого автономного округа. Ранее она входила в состав Хабаровского края, но законом РСФСР 1990 г. была выведена из него и непосредственно включена в Российскую Федерацию. Устав Еврейской автономной области в принципиальных положениях (основы конституционного строя, основы правового положения личности и др.) с соответствующими изменениями применительно к автономной области дублирует положения Конституции РФ. Он закрепляет исключительные полномочия области (ст. 13). К их числу относятся: принятие и изменение Устава и законов области, административно-территориальное устройство области, установление органов государственной власти области в соответствии с основами конституционного строя РФ и принципами организации представительных и исполнительных органов РФ, установленными федеральным законом, государственная собственность области, областной бюджет, проведение областной государственной политики цен в соответствии с основами ценовой политики РФ, областные программы экономического, экологического, социального, культурного развития области, системы жизнеобеспечения (транспорт, информация, связь области), награды и почетные звания области, иные полномочия, находящиеся вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и области. Устав автономной области устанавливает систему органов государственной власти (законодательное собрание, губернатор, правительство), взаимоотношения между ними. Законодательное собрание 2/3 голосов может принять решение об отрешении от должности губернатора области, избираемого гражданами, за установленные судом нарушения Конституции РФ и Устава области. Постановления законодательного собрания направляются губернатору, который может в трехдневный срок обратиться в Законодательное собрание с предложением о приостановлении их действия, об их отмене, о внесении в них изменений, а также обжаловать в судебном порядке. Проекты законов области после каждого чтения представляются губернатору, поправки и заключения которого рассматриваются Собранием в обязательном порядке. Губернатор возглавляет правительство. Его члены назначаются губернатором, за исключением руководителя комитета по управлению государственным имуществом области, назначение и освобождение которого от должности подлежит утверждению Законодательного собрания. Члены правительства несут ответственность перед губернатором.

       Постановления и распоряжения губернатора и  правительства области направляются в Законодательное собрание, которое  в трехдневный срок может обратиться к губернатору с предложением об изменении, дополнении или отмене этих актов, а в случае отказа обжаловать их в судебном порядке. Споры между  законодательным собранием и  губернатором по вопросам осуществления  их полномочий решаются путем создания паритетных комиссий на срок не более  одного месяца. По истечении срока  рассмотрение спора может быть передано в Конституционный Суд РФ и  уставный суд области. Устав автономной области предусматривает свою символику (герб, флаг), но свои гимн и столица  не предусмотрены.

         Автономные округа, расположенные на севере и северо-востоке страны, имеют огромную территорию при небольшой численности населения. Автономные округа — национально-государственные образования, хотя в каждом из них проживают, как правило, несколько народностей, относящихся к коренным малочисленным народам РФ (Единый перечень коренных малочисленных народов утвержден постановлением Правительства РФ 24 марта 2000 г., их насчитывается 45). В Ханты-Мансийском автономном округе живут ханты, манси, коми и ненцы, в Чукотском — чукчи, эскимосы, эвены, коряки, юкагиры и т.д. Кроме того, значительную, а нередко преобладающую часть составляет русскоязычное население.

       Положение автономных округов неодинаково. Законом 1990 г. им было предоставлено право  самостоятельно решить вопрос, остаться в крае, области или непосредственно  войти в состав Федерации в  качестве субъекта. Этим правом в 1992 г. воспользовался Чукотский автономный округ, выделившийся из Магаданской  области. Остальные автономные округа теперь воспользоваться этим правом в одностороннем порядке не могут, поскольку Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что границы между субъектами РФ изменяются только с их взаимного  согласия (ч. 3 ст. 67). Поэтому попытка  Ненецкого автономного округа в 1994 г. выйти из состава Архангельской  области (была назначена даже дата референдума  по этому вопросу) не осуществилась. Будучи по Конституции РФ равноправными  с другими субъектами, автономные округа в своем подавляющем большинстве  входят в другой субъект РФ. Такая  ситуация создает, во-первых, определенное неравенство между автономными  округами, а, во-вторых, конституционное  положение (ч. 4 ст. 66) о «вхождении»  автономных округов в состав края, области ставит вопрос о его точности.

       Статус  автономного округа, входящего в  край, область, может быть изменен  другим путем: по взаимному согласию округа и области (края) в соответствии с федеральным конституционным  законом. Это вытекает из общих положений  Конституции о порядке изменения  статуса любого субъекта Федерации. Ситуация, однако, такова, что края (области) вряд ли дадут согласие на выход автономных округов из их состава и непосредственное вхождение в РФ. Обычно в автономных округах с их малочисленным населением имеются богатые природные ресурсы (в частности, нефть, газ). Значительную долю поступлений в краевой, областной бюджет края и области получают за счет эксплуатации природных ресурсов (газа, нефти, металлов) в автономных округах. Округа же не желают делиться с краем, областью финансами, которые они получают за счет природных ресурсов. Есть и другие причины неэкономического характера, в том числе нежелание подчиняться краю, области, стремление демонстрировать свою самостоятельность как равноправного (по Конституции) субъекта.

       Отношения автономных округов, находящихся в  составе края, области, могут регулироваться федеральным законом и договором  между органами государственной  власти автономного округа и соответствующего края, области. Очевидно, такой закон (законы), если он (они) будет принят, должен иметь индивидуальный характер, поскольку он принимается «по  представлению автономной области, автономного округа» (ч. 3 ст. 66). Если такого представления не будет, закон  не принимается. Кроме того, в Конституции  говорится, что такой закон может  быть, а не обязательно должен быть принят. Таких законов в настоящее  время нет.

       Есть  также другие различия, касающиеся автономных округов, входящих в края и области.

       В отличие от других субъектов их отношения  с краем, областью могут регулироваться, во-первых, федеральным законом (ч. 4 ст. 66). Речь идет, видимо, о законе общего, а не индивидуального характера. Такой федеральный закон также  не принят.

       Во-вторых, отношения автономных округов, входящих в края, области, могут регулироваться договорами между органами государственной  власти автономного округа и того края, области, в состав которого автономный округ входит. Это договоры конституционно-правового характера. Такие соглашения общего характера (договоры о взаимоотношениях органов государственной власти края или области с органами государственной власти) заключены в 1996 г. в Иркутской области в 1997 г. в Красноярском крае (с одним из автономных округов, второй от этого отказывается), в Тюменской области в 1997 г. заключено соглашение частного характера о числе представителей одного из автономных округов в областной Думе. По постановлению Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. выборы в автономных округах должны проводиться не только в свой законодательный орган, но и в орган края, области, куда входит автономный округ22.

       Наконец, взаимоотношения автономных округов  с областями, краями, определяются уставами округов и областей (краев), в состав которых они входят. В некоторых  уставах имеются детальные главы  об отношениях автономного округа и  области, края, в состав которых входят округа. Население округа может участвовать  в выборах органов государственной  власти края (области), но порядок выборов  должен согласовываться с органами власти округа и регулируется как  законом края (области), так и законом  округа. Важные положения связаны  с действием правовых актов, принятых краем (областью) на территории входящего  в них округа. Наконец, некоторые  уставы избегают упоминания о вхождении  округа в край, область, а говорят, что округ входит в состав РФ.

       Автономный  округ имеет свои символы, в том  числе иногда предусмотрен свой гимн (Корякский автономный округ).

 

Заключение

       Юридически  Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила  федеративное устройство России в составе 89 субъектов, но в связи с изменениями, внесенными Указами Президента РФ в  настоящее время число субъектов  насчитывает 83. Но политически, как  отметил Владимир Владимирович Путин  в своем послании Федеральному Собранию РФ, федеративные отношения недостроены, «у нас еще нет полноценного федеративного  государства…, создано децентрализованное государство»23.

       В настоящее время республики, автономную область и автономные округа по-прежнему отличают особенности национального  состава населения, быта и культуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболее рельефно, наделяются некоторыми специфическими правами. Вместе с тем независимо от государственно-правовой формы все  члены Российской Федерации объединены одним понятием - "субъект Российской Федерации"; они равноправны в  этом качестве (ч. 1 ст. 5 Конституции  РФ), а также равноправны между  собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ).

       Названия  субъектов федерации в Конституции  РФ даны в том варианте, который  определен (или подтвержден) ими. Они  отражают исторические и иные особенности  местности, а названия республик, автономной области и автономных округов - имя  титульных наций и народов. В  Уставе Ханты-Мансийского автономного  округа прямо записано, что данный округ "является исконным местом проживания коренных малочисленных народов  ханты и манси и носит соответствующее  этим народам наименование" (ч. 2 ст. 1).

 

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2009. – 32 с.
  2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 17.12.2009) // СЗ РФ – 1999. – N 42.
  3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // СЗ РФ – 2003. – N 50.
  4. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) // СЗ РФ – 2001. – N 52.
  5. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 N 6-ФКЗ // СЗ РФ – 2005. – N 42.
  6. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа: Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 N 1-ФКЗ (ред. от 12.04.2006) // Рос. газ. – 2004. – N 62.
  7. Балгай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Балгай. – М.: Изд-во НОРМА – ИНФРА, 1998. – 752 с.
  8. Габригидзе, Б.Н. Конституционное право России / Б. Н. Габригидзе, А. Г. Черневский. – М.: Издательско-торговая корпорация «Доликов и К», 2005.
  9. Глигич-Золотарева, М.В. Субъектный состав РФ: эпоха перемен уже наступила // Государство и  право. – 2006 – N 10.
  10. Козлова, Е.И. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 1995. – 480 с.
  11. Уткин, Р.В. Правовая система субъектов РФ: направление реформы // Закон и право. –  2005 – N 7.
  12. Чиркин, В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник / В. Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2001. – 480 с.

Информация о работе Конституционно-правовой статус субъекта РФ