Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:41, курсовая работа
Образовавшаяся в результате победы Октябрьской революции Российская Советская республика являлась унитарным государством. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права нации на самоопределение активизировали тенденцию, к распаду России возникшую еще до Октября, когда усилилось национально - освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 года.
Введение 3
I. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1. Общая характеристика правового статуса субъектов Российской Федерации 5
2. Правосубъектность Российской Федерации: современное положение и проблемы 12
II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
1. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации 17
2. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения 20
3. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов 26
Заключение 31
Библиографический список 32
Оглавление
Введение 3
I. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1. Общая характеристика правового статуса субъектов Российской Федерации 5
2. Правосубъектность Российской Федерации: современное положение и проблемы 12
II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
1. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации 17
2. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения 20
3. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов 26
Заключение 31
Библиографический
список 32
Образовавшаяся в результате победы Октябрьской революции Российская Советская республика являлась унитарным государством. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права нации на самоопределение активизировали тенденцию, к распаду России возникшую еще до Октября, когда усилилось национально - освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 года.
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятия III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 года, провозгласила Россию Федерацией.
Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительств ее составных частей.
Принятая
в июле 1917 года Конституция Российской
Социалистической Федеральной Советской
Республики закрепила федеративный
принцип организации
Новая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, а в настоящее время 83, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в ст. 5 Конституции, между собой равно правы во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года Федеративным договором от 31марта 1992 года.
Таким
образом, Российская Федерация состоит
из субъектов. Субъекты Российской Федерации
– государственно–правовые
Однако в государственно-правовом статусе субъектов РФ разных видов имеются определенные различия, установленные Конституцией РФ, Федеративным Договором, а также специальными договорами между Российской Федерации и ее отдельными субъектами.
Процесс развития Федерации: объединение субъектов РФ в настоящее время продолжается быть активно, но не без проблем.
Используя источники, учебную и научную литературу, периодические издания необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятия и общую характеристику правового статуса субъектов РФ;
2) охарактеризовать современные положения субъектного состава РФ;
3) показать особенности правового статуса субъектов РФ;
Исходя из решения задач, курсовая работа включает в себя: введение, главы I и II, заключение и список библиографической литературы.
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправные этих субъектов Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституция РФ).
Конституционно-правовой
Этот
статус в решающей степени гарантируется
Конституцией РФ, изменение глав 3-8,
которой, в конечном счете, возможны
только с одобрения органов
Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ достаточно просты:2
Последние
должны устанавливать права, обязанность
и ответственность органов
В
соответствии с принципом верховенство
Конституции РФ федеральные конституционные
законы и федеральные законы, а
также конституции, уставы, законы и
иные нормативные правовые акты субъектов
РФ, договоры, соглашения не могут передавать,
исключать или иным образом перераспределять
установленные Конституцией РФ предметы
ведения РФ, предметы совместного
ведения, а также предметы ведения
субъектов РФ. Не могут быть приняты
федеральные законы, а также конституции,
уставы, законы и иные нормативные
правовые акты субъектов РФ, заключены
договоры, соглашения, если принятие указанных
актов ведет к изменению
Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежат включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим точным перечислением наименований всех субъектов РФ в Конституции РФ подчеркивается добровольностью вхождения каждого субъекта в Российской Федерации и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.
Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного Совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.
Однако
правовой статус субъектов все же
не во всем одинаков. Так республики
объявляют государствами, а все
другие субъекты такого статуса не
имеют и могут рассматриваться
только как государственные
Равноправие субъектов РФ проявляется, в общем, для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71,72,73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе – всех субъектов Федераций. Последние представлены в Федеральном Собрании, а, следовательно, участвуют в решение вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения.
Такое
решение разграничение
В
соответствии с Конституцией РФ (ст.
11) Федеральный закон закрепляет
принципы и порядок заключение договоров
о разграничение полномочий. Заключение
таких договоров допускается
только в случае, если это обусловлено
экономическими, географическими и
иными особенностями субъекта РФ,
и в той мере, в которой указанными
особенностями определенно
При
заключении соглашения между федеральными
органами исполнительной власти и исполнительными
органами субъектов РФ о передачи
им части федеральных полномочий
с передачей необходимым
Субъекты
Федерации имеют свою правовую систему,
в которую входят конституция (в
республиках), уставы (в других субъектах
РФ), законы, подзаконные акты. Правовая
система субъектов РФ как бы образуют
собственное конституционное
Информация о работе Конституционно-правовой статус субъекта РФ