Конституционно-правовой статус субъекта РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Образовавшаяся в результате победы Октябрьской революции Российская Советская республика являлась унитарным государством. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права нации на самоопределение активизировали тенденцию, к распаду России возникшую еще до Октября, когда усилилось национально - освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 года.

Содержание

Введение 3
I. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1. Общая характеристика правового статуса субъектов Российской Федерации 5
2. Правосубъектность Российской Федерации: современное положение и проблемы 12
II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
1. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации 17
2. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения 20
3. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов 26
Заключение 31
Библиографический список 32

Работа содержит 1 файл

!!!К-правовой правовой статус субъекта РФ.docx

— 58.96 Кб (Скачать)

       Согласно  Конституции РФ (ст. 66), статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, то есть власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единства системы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющиеся частью Российской Федерации. Изменить этот статус можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.

       Конституция РФ не закрепляет право выхода республики из состава Федерации, чего не делят  и ни одна другая федерация. Основания  для этого носят не только юридический, но и этический характер. Экономика республик была создана на средства всего многонационального народа России, она может функционировать только как составная часть всей экономики страны. С национальной точки зрения население республик давно носят смешанный характер, вследствие чего выделение той или иной республики в самостоятельное государство неизбежно породило бы дискриминацию и межнациональные конфликты. Отделение от России привело бы также к культурному отставанию народов, ни о какой подлинной независимости в этом случае не могло бы быть и речи. Сепаратизм, следовательно, противоречит коренным интересам, как народам республик, так и их титульной нации.

       Республики, как и другие субъекты, равноправны  только между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной  власти, они не равноправны с самой  Федерацией13. В договорах, которые республики, как края и области заключают с Федерацией, речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий, а не разделе суверенитета или территории Российской Федерации. Конституции республик должны соответствовать Конституции РФ, составлять единое конституционное государство, основанное на общих принципах. Отступление от федеральной Конституции особенно недопустимы, когда они ведут к вторжению в предмет ведения и полномочий Федеральных органов, нарушают принцип равноправие граждан России независимо от национальности и места проживания, принцип разделение властей.

       С пониманием государственной природы  республик тесно связан вопрос о  правовом статусе их территорий. Каждая республики обеспечивает свою территориальную  ценность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административных границ, не могут  быть изменены без ее согласия. Гарантией  территориального статус-кво является сама Российская Федерация, что, однако не всегда обеспечивает быстрое и  эффективное разрешение территориальных  споров.

       Ошибочное представление о суверенитете, по мнению М.В. Балгая14, подталкивает некоторые республики к провозглашению своей собственности на землю, недра и природные богатства, для чего нет правовых оснований. Вопросы ведения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

       Произвольно определенные в советское время  границы некоторых республик  ныне рассматриваются в республиках  как якобы сложившиеся исторически. Между тем происходившая в  то время частая перекройка границ носила чисто административное значение, в результате чего, например, в территорию нынешней Чеченской Республики были включены районы из соседнего Ставропольского края. Территорию республик, следовательно, можно рассматривать только во взаимосвязи с их пребыванием в составе Российской Федерации. Вместе с тем должно быть, безусловно, признано, что закрепленная за ними территория является пространственным пределом их власти. На эту территорию не может распространяться власть других субъектов Федерации (ст. 73).

       Республики  самостоятельны в своих государственных  языках (ст.68). В органах государственной  власти, органах местного самоуправления, государственных учреждения республик  эти языки употребляются наряду с государственным языком. Российской Федерации, то есть русским языком. В республиках, в которых титульная  нация составляет большинство населения (таковых 6 из 21), законодательство закрепляет двуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном Дагестане. Двуязычие принято и в некоторых  республиках, где титульная нация  не составляет большинства (Татарстан, Калмыкия). Практически все республики признают и гарантируют права  всех наций на пользование своим  языком и на его развитие.

       Республики  самостоятельно утверждают свою государственную  символику – герб, флаг, гимн определяют столицу. Государственная символика  отражает национально-историческую символику  народа. Республики вправе учреждать  свои почетные звания и государственные  народы.

       Республики  в составе Российской Федерации  обладают международной правосубъектностью. Однако международная Правосубъектность  республик ограничена. Она не может  противоречить Конституции и  законам РФ, федеральному договору. Международная деятельность республик  координируется федеральными органами власти совместно с республиками.15

 

  1. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения

       После 1992 года Российская Федерация была преобразована таким образом, что  бывшие административно-территориальные  единицы — области и края смогли уравнять свой статус со статусом бывших автономных образований в составе  Российской Федерации.

       Сейчас  в качестве субъектов Федерации  в состав Российской Федерации входят, 9 краев (Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский), 46 областей и 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Они  являются государственно-территориальными образованиями, которым в соответствии с Конституцией (ст. 5, 65) придан статус субъектов Российской Федерации.

       Статус  краев, областей и приравненных к  ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ16, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов федерального значения; другими федеральными актами.

       Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной  властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные  правовые акты.

       Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление  и организацию местного самоуправления. Так, в Государственном Уставе Краснодарского края содержатся: преамбула; разделы  об основных принципах; о Краснодарском  крае в составе РФ; об организации  государственной власти; о законодательстве; о собственности и хозяйстве; о финансах и бюджетном устройстве; об административно-территориальном делении и местном самоуправлении; заключительные положения.

       Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Так, согласно Уставу Иркутской области17, область имеет свои герб и флаг, утверждаемые Собранием области. Порядок использования официальной символики области определяется её законом.

       Края, области, города Москва и Санкт-Петербург  являются самостоятельными участниками  международных и внешнеэкономических  связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции  и законам РФ. Координация международных  и внешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти РФ совместно  с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

       Статус  края, области, города федерального значения может быть изменён только по взаимному  согласию РФ и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону. В некоторых уставах краев  и областей устанавливается порядок  изменения их статуса. Так, по Государственному Уставу Краснодарского края (ст. 16) лишение  его статуса субъекта Российской Федерации или придание ему статуса  иного субъекта РФ возможно только на основе Конституции РФ и Федеративного  договора при условии одобрения  соответствующего решения на краевом  референдуме.

       Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для этого от краев, областей и  городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя  в Совет Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности.

       Края  и области имеют свои административные центры.

       Конституция РФ, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения  краев, областей и городов федерального значения. Они подразделяются на предметы совместного ведения Федерации  и краев, областей и городов федерального значения и предметы, находящиеся  в исключительном ведении последних18.

       Согласно  Конституции РФ и Федеративному  договору, в совместном ведении Федерации  и краев, областей и городов федерального значения в сфере государственного строительства находятся обеспечение  соответствия уставов, законов и  иных нормативных правовых актов  края, области, города федерального значения Конституции РФ и федеральным  законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон.

       В совместное ведение РФ и краев, областей и городов федерального значения входит широкий круг вопросов законодательного регулирования, включающий административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

       К совместному ведению Российской Федерации и краев, областей и  городов федерального значения отнесены также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат, установление общих принципов организации  системы органов государственной  власти и местного самоуправления.

       В сфере экономического и социально-культурного  строительства к совместному  ведению относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

       Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и  другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства РФ и правовыми  актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По взаимной договоренности федеральных органов государственной  власти и органов государственной  власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природных ресурсов.

       Российская  Федерация и края, области, города федерального значения совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории  и культуры; защитой исконной среды  обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

       Введение  чрезвычайного положения на территории края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти РФ с уведомлением органов власти края, области, городов  Москвы и Санкт-Петербурга.

       Согласно  Конституции РФ19, по предметам совместного ведения Федерации и её субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты.

Информация о работе Конституционно-правовой статус субъекта РФ